От Artur Ответить на сообщение
К All
Дата 18.12.2008 01:49:12 Найти в дереве
Рубрики Хозяйство; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

Экономика и этногенез. Стратегии элит

Этническая эксплуатация - Эксплуатация в смысле теории этногенеза.


ВВЕДЕНИЕ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Целью, которая интересует нас в этой статье, будет рассмотрение устройство западного общества, как оно представляется с точки зрения теории этногенеза, и более подробное рассмотрение взаимоотношения экономики и этногенеза, в частности представляет особый интерес вопрос о влиянии конкуренции на общество, как этот феномен связан с пассионарностью, если связан вообще. Другой вопрос который особо интересен с точки зрения этногенеза это вопрос стабильного экономического роста, в какой мере это связано и совпадает с представлениями теории этногенеза. И с этой точки зрения мы рассмотрим феномен экспансии западных стран и исследуем, насколько этот феномен встроен в западное общество, и необходим ему. И последний вопрос, который интересен с точки зрения этой теории это исследование влияния экономической деятельности на изменения поведения людей, раз уж экономика построена на конкуренции, следовательно на неком отборе людей и их поведения, и раз уж это именно та область, где непрерывно происходят упорядоченные определенным образом межэтнические контакты.
Напомним, что с точки зрения теории этногенеза(а точнее можно получить такую картину в полном согласии с положениями этой теории), в обществе есть два полюса - хорошо организованная и структурированная власть, и слабо организованное общество, а между этими полюсами находятся разные элиты. Элита может переконфигурировать власть, а может просто служить проводником между властью и обществом, позволяя властям понимать общество, или просто служить адекватным инструментом для выполнения решений власти. Одной модели соответствует Запад, другой условный Восток и Азия. Мы уже видели ранее, что именно власть в первую очередь уязвима перед Танатосом, именно власть подвержена быстрой деградации в силу очень быстрого протекания в ней процессов этногенеза.

Ссылки для более подробного ознакомления с взглядами на элиты, вытекающие из этногенеза :
"Простая модель оценки элиты" - http://vizantarm.am/page.php?92
"Элитология и теория этногенеза" - http://vizantarm.am/page.php?172
"Власть как особый вид этноса" - http://vizantarm.am/page.php?176


Нетрудно заметить, что западное общество устроенно довольно оптимально в смысле теории Гумилёва, оно контролирует разложение своей власти при помощи элит, способных это делать в силу своей способности к самоорганизации и умению находить взаимоприемлимые решения в условиях конкуренции и даже взаимного антaгонизма, и делает это за счет ресурсов, получаемых из вне своих обществ, это та сторона жизни западного общества, которая традиционно называются грабежом чужих стран, теорией золотого миллиарда, бременем белого человека и прочими обертками в зависимости от вкусов целевой аудитории.
Конечно, интуитивно понятно, что для противодействия энтропии необходимы какие-то ресурсы похожие на энергию или информацию, но что может быть аналогом физического понятия энергии для общества ? Может ли человеческий труд сконцентрированный в виде экономических ресурсов быть фактором снижения энтропии ?

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Для ответа на интересующий нас вопрос вспомним, на что расходуется энергия пассионарного толчка. Она расходуется на последующую активность членов данного общества. Т.е используя каким либо образом чужой труд, чужую активность, можно увеличивать запас активности членов своего общества. Но форма, в которой проявляется активность, различна для разных обществ, ведь стереотипы поведения различны для разных обществ, и их совместимость совсем не гарантирована, как мы знаем. Поэтому вопрос формы, в которой будет усваиваться активность какого либо общества важен, и об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас нужно зафиксировать, что возможны способы усвоения активности чужого общества. Но может быть и обратная ситуация, когда одно общество является объектом приложения усилий и активности другого общества, а значит такое воздействие, при накоплении определенного количества может явиться фактором изменения стереотипов поведения.
Только надо ясно понимать, что для этнических процессов важно не столько потребление труда, сколько потребление качественной характеристики труда, связанной с его созидающей ролью.

ЭКОНОМИКА И ЭТНОГЕНЕЗ

Из-за требования важности формы потребления активности чужого общества ясно видна важность того, что при помощи экономических отношений и власти господствующее общество заставляет подчиненное общество проявлять активность в форме, которая может быть усвоена в диктующем и отбирающем обществе. Неравноправный обмен усиливает эффективность потребления, но взаимная приемлимость результатов обмена это уже нечто, внутренне присущее именно экономической деятельности. Ведь при экономической активности происходит некий обмен, равноправный или нет, но обмен одних товаров на другие, а значит и предпосылкой такого обмена является наличие чего то, полезного в двух разных обществах.
Хозяйство, добыча пропитания есть безусловно один из ключевых факторов обеспечения воспроизводства жизни, т.е эта сфера безусловно имеет своё описание с точки зрения этногенеза. Деньги и экономические ресурсы доступные людям это концентрация в их руках труда и усилий других людей, это способ взаимодействия людей и концентрации человеческих усилий, в том числе и того особого качества этих усилий, о котором говорилось выше, и это истинно, даже если человек держит в руках деньги не сталкиваясь с другими людьми, которые создали ценности, выражаемые этими ресурсами.
А человеческий труд, сознательная активность, творчество и созидание это и есть факторы противодействия энтропии. Конечно преобладание той или иной компоненты или того или иного качества в труде и в финансах с математической точностью в рамках гуманитарного рассмотрения не возможно выяснить, но ясно, что человеческий труд связан с созиданием, и что степень полезности использования такого труда зависит от использующего общества, но в любом случае труд надо признать фактором противодействия энтропии. Важно,что фактором противодействия росту энтропии в своей стране он становится, когда потребляется внешний труд. Использование и потребление чужого труда как минимум экономит усилия в своем обществе, позволяя концентрировать ресурсы на решении других важных задач, необходимых для противостояния деструктивным процессам. Ну а при достаточном потреблении внешнего труда и правильном его использовании ввиду обязательного наличия созидательного качества у труда, он даже может полностью компенсировать рост энтропии ввиду текущей активности и даже уменьшать её. Эта оговорка необходима, так как не существует точного рецепта использования труда и ресурсов для достижения позитивных созидательных результатов - это всегда эмпирическое исскуство.

ЗАПАДНАЯ ЭЛИТА И ПОТРЕБЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

Мы уже увидели, что потребление ресурсов вполне может компенсировать уменьшение общего запаса активности членов общества. Следовательно коррекция элитами властей, ставших неэффективными, требующая затрат созидательной активности на восстановление работоспособности властей, вполне может быть компенсирована использованием внешних ресурсов.
Вполне очевидно, что если требуемые для борьбы с деградацией элит ресурсы не потреблять извне страны, то их придётся брать внутри самой страны - увеличивая социальную напряженность и все проблемы, которые с этим связаны. В условиях демократического устройства это быстро выльется в системный кризис.

ПРИЧИНЫ СТАБИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Самое время решить какой фактор является решающим в непрерывном росте экономики на Западе - потребности населения, межэлитная борьба, в которой симпатии населения являются фактором обеспечивающим победу той или иной элитной группировки на определенном этапе. Собственно само устройство общества на Западе делает неизбежным непрерывный рост экономики, иначе правящая группировка теряет власть, и это можно было бы считать вполне удовлетворительным ответом, но у него есть недостаток, таким ответом трудно оперировать для получения более тонких ответов, желательно как то выразить похожую мысль иначе, более операбильным способом.
Как мы видели, борьба с деградацией элит требует непрерывной ресурсной подпитки извне, но ведь ясно, что существует определенная величина эффективности такого потребления ресурсов, т.е доля необходимого ресурса для борьбы с деградацией будет составлять лишь определенную величину в общем объёме потребленных ресурсов. Но необходимо понять ещё один принципиальный вопрос - до сих пор мы говорили о борьбе с деградацией элит как бы предполагая стратегию компенсации потерь неких ресурсов. Но это совсем не очевидная стратегия, не лучшая, и наверное даже и невозможная. Так как стратегия компенсации означает по сути поддержание статуса-кво, что равносильно пребыванию в изоляции, неизбежно связанной с ростом той же самой деградации, да и трудно для динамичной системы поддерживать такой баланс, критерии баланса отсутствуют - гораздо разумнее стратегия опережающего развития(не надо понимать это как только экономическое развитие), которая с некоторым излишком компенсирует явление деградации. Ну и еще один важный фактор - опережающее развитие ради достижения новых ресурсов, которые можно потреблять, это способ сплочения элиты.
По видимому это и есть ответ на вопрос о источниках и механизмах стабильного экономического развития западных стран. Для борьбы с деградацией лучшая стратегия это опережающее развитие с некоторым темпом. А для развития, которое есть довольно серьёзный процесс, элиты должны создавать стимулы для населения своих стран - и таким образом мы приходим к необходимости стабильного экономического развития.
Однако необходимо помнить, что описанная стратегия необходима элитам только в случае сильной зависимости от собственного населения, которая может измениться с ростом возможности манипулирования своим населением, с возможностью давить на своё население внешними факторами.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНТАКТАХ

Выше мы говорили о способах борьбы элит с собственной деградацией, и нашли, что они вполне реализуемы.Этого мы однако не можем утверждать о всём населении страны, так как условие при котором возможность становится реальностью это личная активность, и некая потребность. Личной активности такого рода у неэлитариев в среднем предполагать неразумно, так как такой склад характера и есть основание для рекрутирования в элиты, а массовые потребности такого рода, если бы они были реальностью, неизбежно блокировались бы элитами, так как они подрывали бы основу общественных отношений и основу распределения власти, и дело не в том, что невозможно такие системы создать, а в том, что нынешнее состояние дел такого, что именно по этому фактору и этой роли происходит общественный водораздел. С другой стороны, эффективно блокировать такие гипотетические потребности можно только в случае если они не носят массового характера.
Для того, что бы говорить о этническом взаимодействии, мы должны иметь столкновение в какой то области разных этнических процессов, и некую философию и методику, которая из этих двух сталкивающихся подходов пробовала создать, синтезировать какой то другой, или просто неким систематическим путем воздействовала на один из этносов в этой области - другими словами необходима этническая доминанта.
В экономике победителю достаются ресурсы побежденного ввиду конкуренции. Это безусловно механизм отбора, но кого он отбирает, пассионариев, или субъпассионариев, ведь казалось бы экономическая деятельность подчиненна корыстным мотивам. Однако же, так как в результате экономической борьбы один субъект экономической активности поглощается другим, то результат борьбы определяется и соотношением ресурсных факторов, но и уровнем пассионарности данного экономического субъекта. Можно наверно сказать, что исход такой схватки должен определяться умением превращать уровень (субъ)пассионарности в количество ресурсов. Если исходить из того, что экономические субъекты имеют свои технологии и концепции управления, то конкуренция субъектов есть во многом конкуренция концепций управления, которые могут заимствовать друг у друга подходы, видоизменять их и включать как органическую часть в свои системы управления, а могут просто под давлением конкуренции совершенствоваться. В любом случае, это способ воздействия на своих работников, способ воздействия на их поведение. Конкуренция, не только экономическая, может служить фактором развития, способом массового выявления лучших, если условием победы в конкурентной борьбе не является овладевание первым каким либо ресурсом, неиспользуемым еще конкурентами. Но являясь механизмом выявления и поддержки (субъ)пассионариев, конкуренция не привносит в общество развития, она может привносить его в общество только при потреблении внешних ресурсов, часть которых будет использована для развития.
Именно потому, элитам приходится создавать в обществе потребительские настроения, ограничивая эффективность конкуренции, что бы сохранить свои позиции, иначе можно получить в обществе множество потенциальных элитариев, готовых занять место в верхних эшелонах, уменьшая тем самым их незаменимость и привилегии. Создавая и развивая такие настроения, стимулируя развитие общества именно такими мотивами, элита разлагает общество со временем, но не идёт на ограничение своих привилегий.

ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ.

Вся логика нашего изложения и даже уже явно изложенные положения говорят о том, что ресурсы, сконцентриванные в руках людей могут использоваться для их личного развития, правда выше мы говорили о экономических ресурсах, но ведь очевидно, что способом концентрации ресурсов является и власть тоже. И все выше сделанные рассуждения о ресурсах сконцентрированных при помощи экономики, применимы и к этому случаю, меняется лишь способ концентрации, а способ использования ресурсов, описанный выше, от этого не меняется. Правда власть более специфичный механизм, она чаще чем экономические ресурсы являться средством концентрации внутри-общественных ресурсов. И соответственно, для людей, имеющих власть, такая ситуация является источником личного развития.
Сделаем одну оговорку - в ЭКОНОМИКА И ЭТНОГЕНЕЗ мы говорили использовании одним обществом ресурсов другого общества как дополнительный источник развития, и не говорили о личностях, использующих ресурсы для личного развития, но вполне очевидно, что такой механизм имеет и личный разрез, проявляясь как развитие конкретных людей, использующих некие ресурсы для личного развития, что является синонимом фразы, что человеческая активность может служить источником развития другого человека, что собственно не должно вызывать какого либо отторжения.

РАЗНЫЕ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
ЦВЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ

Собственно, тут уже довольно ясно, что использование внешних ресурсов может быть эффективным источником развития страны, ее жителей и особенно элиты, приводя к доминированию этих стран над другими, которые не имеют такой эффективной и изощренной технологии использования внешних ресурсов, к сожалению по необходимости являющихся присвоением результатов чужого труда. Правда некоторым оправданием этому обстоятельству является то, что в результате такого разграбления часть ресурсов используется на развитие, создавая ценности и предметы, являющиеся тем не менее общечеловеческими.
Конкуренция с такими обществами, для других обществ, не приемлющих понятие грабежа и уничтожения чужой культуры должна быть тяжёлым делом, проявляясь в повышенной эксплуатации собственного населения, для получения необходимых для эффективной межгосударственной конкуренции, но такое положение дел в определенной степени является платой за жизнь в соответствии с собственными убеждениями.
В принципе довольно очевидна стратегия конкуренции с такими хищными обществами - надо лишить их возможности грабить другие страны и культуры, а это в первую очередь задача культурного и духовного развития этих стран, использование ими неких технологий культуры, уже хорошо отработанных в других культурах.т.е необходимо организовать и защитить локальные формы этногенеза, что тоже требует затрат и определенного времени, но это лучшая стратегия борьбы. Необходимо комбинировать использование ресурсов внешних стран, эксплуатацию собственного населения для выигрыша необходимого времени, когда реализованные меры будут давать эффект.

Нужно развивать все формы локального этногенеза эксплуатируемых народов как стратегию собственного выживания.