В Кондопоге события развиваются по кавказскому сценарию. Это значит, что федеральный центр до поры до времени "ничего не знает", а тем временем сотни людей громят лавки, выясняют между собой отношения "до крови", а местные "заинтересованные стороны" под шумок пытаются обстряпать свои делишки. Потом "проснется" Москва и врежет железным кулаком - как всегда, не по тому месту, но больно и обидно.
Пока возбуждены уголовные и административные дела по фактам массовых беспорядков, произошедших в городе в минувшую субботу. За участие в погромах задержано до ста человек. В основном, это молодые люди, участвовавшие в разграблении магазинов и попытках поджога ряда городских зданий. Пока не известно, убили кого-нибудь или нет.
В субботу же состоялся стихийный митинг, участники которого потребовали от властей освободить от кавказцев местный рынок и решить ряд хозяйственных споров в пользу русских предпринимателей. После митинга в городе прошла новая волна беспорядков.
Все началось с разборки в ресторане "Чайка", принадлежащем местным авторитетным бизнесменам, выходцам с Кавказа. Разборка закончилась серьезной дракой, в которой погибли 3 человека, представители "русской" части криминальной общественности. Все это, видимо, было той точкой поворота, после которой давно тлевшие в Карелии противоречия вылезли наружу, причем все и сразу.
Главное противоречие кроется в попытке применить администрацией главы республики Катанандова "московскую схему" работы с местным самоуправлением, то есть, по-лужковски "закатать под асфальт". И, разумеется, полностью взять под контроль "вкусные" части республиканского бизнеса.
Наиболее раздражающим фактором для официального Петрозаводска является, наверное, Кондопога, где находится крупнейший целлюлозо-бумажный комбинат, ОАО "Кондопога". Это предприятие градообразующее, и, естественно, самостоятельность местного самоуправления напрямую связана с силой и влиянием комбината.
За последний год в Кондопоге были сняты с должностей и заменены новыми, пришлыми людьми и начальник местного ФСБ, и прокурор, и глава РОВД. Причем с ними на новые места службы ушли и ведущие сотрудники соответствующих ведомств. Таким образом в Кондопоге карельские "силовики" остались без глаз и ушей, только с кулаками в виде республиканского ОМОНа.
С другой стороны, как и в целом в республике, созрела "третья сила" в лице пришлой и инородной части населения, находящейся в довольно униженном состоянии, несмотря на приобретенные ресурсы и некоторое влияние, главным образом теневое, поскольку к реальной власти пришлых не особенно допускают. Предпочитают "использовать".
Речь идет о "кавказской мафии", причем сознательно беру это словосочетание в кавычки - мафией в классическом смысле азербайджанско-чеченское сообщество в Карелии, конечно, не является. Мафией является как раз то, что называют "правящим режимом" в Петрозаводске. Азербайджанцы "держат" некоторый торгово-посреднический бизнес, чеченцы, не играя самостоятельной роли, обеспечивают "силовой блок" - и так далее, ничего особенно нового. Они, вероятно, хотели бы войти в состав местного истэблишмента, но их там не ждут. Предпочитают просто использовать "в темную".
По существу, петрозаводские власти, взяв за точку опоры криминальную разборку, спровоцировали "этнический" конфликт, рассчитывая, использовав модель "полицейского государства", получить контроль над Кондопогой. Используя "в темную" не только кавказцев и местных, но и федеральных "силовиков".