|
От
|
alex~1
|
|
К
|
Ищущий
|
|
Дата
|
22.11.2004 23:19:40
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Уточнения по...
>>>Кого Вы видите в своих соратниках и союзниках?
>>
>>На форуме, среди соцтальных групп, стран, ... ?
>
>Конечно, как социальная группа "коммунист" среди других социальных групп.
Несколько лет назад я заглядывал на форум "Независьки". Тогда редактором был еще Третьяков, газеты была IMHO очень хорошая - не то, что нынешний отстой. Там возник похожий вопрос, я написал кое-что на эту тему. Случайно осталась копия, я ее ниже и привожу.
----------------------------------------------
Коммунисты
Краткое определение
Термин «коммунисты» используется в том смысле, в котором он присутствует в названии КПРФ. Для большей ясности лучше было бы условно называть их «красными патриотами». Идеал: весьма неопределенный («социальная справедливость», «уверенность в будущем» и т.п.) Коммунисты не могут использовать «настоящие» - по Марксу – коммунистические идеалы по причине полного отсутствия поддержки (и даже понимания) этих идеалов в России.
Основные «проповедуемые» ценности.
Честный труд, скромность, умеренность – в общем, классический набор традиционных добродетелей. Приоритет духовных ценностей над материальными – скорее как лозунг, чем осознанная позиция. Своеобразное сочетание осторожного декларирования традиционных для коммунистов ценностей, например, интернационализма, с их фактическим замалчиванием в своей деятельности.
Российские особенности
Низкий уровень культуры, чрезвычайная слабость теоретических обоснований своих целей, узкий кругозор, низкий уровень правового сознания. Очевидна неуверенность в собственных силах и психологическая сломленность, выражающаяся в неявном заискивании перед явно враждебной властью. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное». Вместе с тем достаточно сильны элементы реваншизма, даже мстительности.
Социальная база
Самая неопределенная – от слепо «верующих в коммунизм» до тех, кто просто не приемлет жестокости, тотального воровства и национального унижения. Пожалуй, сторонники КПРФ не способны ни на что, кроме голосования на выборах за эту партию и смиренного принятия любых результатов.
Социальные, экономические и политические концепции, следующие из провозглашаемых принципов
Совершенно непонятно, что может следовать из неопределенной концепции, поэтому попробую сформулировать принципы, следующие из «нормальной» (Марксовой) системы взглядов (и естественных следствий из них).
Основной враг в настоящий момент в России – отсталость, бескультурье, низкий уровень организации промышленности. Коммунизм как социально-общественный строй возможен только при высочайшем уровне развития общества, самоуправления, высоком уровне культуры. Следовательно, коммунисты должны содействовать максимально быстрому прогрессу, используя реальные механизмы. На современном этапе реальный прогресс в России возможен (но не гарантирован) только на путях развития «капитализма». В этом «настоящие» коммунисты имеют много общего с «настоящими» либералами. Тем не менее, различий хватает.
Коммунисты (в отличие от российских либералов) не заинтересованы в воспитании слоя деятельных эгоистов, которые являлись «локомотивом» развития в Европе и Америке XVII-XIX вв – хотя бы потому, «закон джунглей» перестал быть основным (или перспективным) двигателем даже в этих странах.
Коммунисты не могут следовать принципам социал-дарвинизма («подтолкни падающего»), следовательно, значительно более важную роль в их концепции развития общества должна играть система воспитания и образования, отличная от принципов «функциональной подготовки» специалистов. Важным отличием от либералов является отказ от провозглашения безусловного приоритета интересов личности над всем остальным. Основой мировоззрения должно стать сочетания интересов индивидуума и коллективов (социальных групп, народа.)
Последовательный коммунизм, как и либерализм, может быть только интернациональным.
Сильные стороны
Относительна слабая включенность в систему власти при Ельцине/Путине.
Слабые стороны
Отсутствие цели, реальной концепции развития и по-настоящему ярких лидеров. Абсолютная невозможность поддержки «извне». Невозможность справиться с пропагандистским давлением со стороны российского государства, враждебных партий и мирового сообщества. Отсутствие социальной базы для коммунистических идей в стиле Маркса. Участие (на официальном уровне) в принятие и проведение решений при Ельцине (На уровне принятия решений КПРФ был скорее сторонником, чем противником «реформаторов»).
Совместимость с другими идеологиями в России
Никакой. «Правилом хорошего тона» в российской и мировой политике является дистанцирование от коммунистов и демонстрации враждебности к ним. Теоретически для «настоящих коммунистов» на данном этапе союзником являются «настоящие либералы». К сожалению, в России, в общем, нет ни тех, ни других.
----------------------------------------------
Фашисты
Краткое определение
Фашизм – политическое движение, основанное на: 1) признании интеллектуального, правового, культурного и пр. неравенства наций, рас, социальных групп и пр. по врожденным признакам – цвет кожи, национальность, антропологические особенности, психо-физиологические факторы и т.д., и разделение их по одному или нескольким признакам на «низшие» и «высшие»; 2) утверждении необходимости и полезности господства «высших» над «низшими»; 3) невозможность ликвидации различий, приводящих к такому делению; 4) признании необходимости создания формальной и устойчивой структуры, закрепляющей такое положение вещей, в виде иерархии, возглавляемой духовным лидером – «вождем» (не обязательно физически одним человеком).
Основные «проповедуемые» ценности.
Самые различные – в зависимости от вида деления, культурных и национальных особенностей фашистского общества. В качестве наиболее общих можно выделить следующие: сохранение своего интеллектуального, морального, нравственного, физического и т.д. превосходства членов «высшей» группы над «низшими»; подчиненность иерархии и решениям «вождя»; безусловный приоритет ценностей иерархии по сравнению с индивидуальными интересами представителей «высших» слоев – об интересах «низших» речь даже не идет.
Российские особенности
Деление но национально-религиозному признаку («элита – православные русские»). Это не значит, что социальной базой фашизма являются православные русские сами по себе, независимо от остальных условий.
Национальный (точнее, локальный) характер русского фашизма. Географически «область деятельности» - территория Российской империи/CCCР и, возможно, некоторые близлежащие страны, которые можно отнести к славянским и православным.
Социальная база
Пока очень невелика – возможно, по причине отсутствия развитой традиционной социальной опоры фашистских обществ (мелкие собственники, технократы, творческая интеллигенция, привилегированный слой квалифицированных рабочих – то, что называется «средним классом»), а также за счет культурно-психологических черт русского народа, очень мало подходящих для роста фашистских настроений.
Социальная база может очень сильно расшириться при изменении менталитета русского народа - цель, которая была провозглашена и активно разрабатывается «либералами», в сочетании с почти неизбежной неудачей «либеральных реформ».
Социальные, экономические и политические концепции, следующие из провозглашаемых принципов
Создание сильного идеологизированного государства, обеспечивающего постоянный и эффективный контроль за всеми основными аспектами жизни общества с целью предупреждения ослабления и деградации «высших» и проявлений протеста со стороны «низших».
Огромные усилия по всестороннему развитию представителей высшего слоя – во всех отношениях.
Усиление роли воспитания и резкая дифференциация его уровня для разных слоев (можно говорить о двух совершенно разных системах воспитания – одна для высших, другая – для низших). Особая роль искусства – элита должна выполнять роль истинного хранителя, ценителя и создателя красоты и гармонии (естественно, в понимании данного общества).
Задача подъема промышленности, развития науки может целенаправленно и не ставиться – их подъем является следствием раскрепощения творческого и организационного потенциала высшего слоя.
Милитаризация общества как естественное продолжения фашистских принципов – сила, постоянная готовность и умение ее применять, иерархичность, уверенность в собственном превосходстве, крепость духа элиты, управляемость, подчиненность «вождю», готовность защищать принципы фашистского общества как высшей ценности.
Сильные стороны
Убежденность в собственной правоте.
Привлекательность фашистских идей для пассионариев – людей с задатками выше среднего уровня, их востребованность и возможность проявления ими своих талантов – но в рамках иерархии.
Возможность маневра и использование ресурсов общества для решения наиболее важных задач.
Слабые стороны
Необходимость очень умелого руководства фашистским обществом со стороны «вождя» по причине отсутствия или слабости механизма контроля «снизу вверх».
Ограниченность базы, из которой рекрутируется элита общества, за счет помещения части людей в «низший» слой. Это не является проблемой, если «низшими» объявляются не собственные граждане.
Менталитет русского народа в целом не дает оснований для значительного роста влияния в обществе фашистских идей.
Совместимость с другими идеологиями в России
При определенных условиях возможно взаимодействие с «белыми патриотами» - например, в случае резкого возрастания идеологического, экономического и военного давления Запада.
----------------------------------------------
Либералы
Краткое определение
Сторонники современного либерализма (интернационал-либерализма). Идеал: открытое общество в стиле Поппера – система ценностей и правил, проистекающих из безусловного признания приоритета интересов личности (индивидуума) над всем остальным. По сути, это возведенный в высшую добродетель эгоизм (естественно, разумный эгоизм – почти по Чернышевскому :) ).
Основные «проповедуемые» ценности.
Прагматизм; успех (материальный, как надежный критерий любого успеха); уважение к себе (и к другим членам либерального общества) и признание и защита их прав, но не прав и достоинства членов общества традиционного. Безусловное подчинение закону и либеральной морали как единственных средств предотвращение войны без правил всех со всеми.
Российские особенности
Низкий уровень культуры, интеллектуальная несамостоятельность (полное, хотя и часто искаженное заимствование западных концепций), узкий кругозор, фанатизм. Крайнее высокомерие по отношение к собственному народу; болезненные и безосновательные притязания на принадлежность к западной культуре; низкий уровень правовой культуры при постоянной апелляции к юридическим нормам. Можно даже сделать вывод, что такой набор недостатков не позволяет считать «российских либералов» настоящими либералами.
Социальная база
Наиболее популярны идеи интернационал-либерализма у интеллигенции (всех возрастов) и молодежи – т.е. наименее ответственных, подверженных идеологической моде и радикальных социальных слоев. В случае молодежи добавляется отсутствие жизненного опыта. Либерализм не имеет корней ни в русской культуре, ни в русской истории и представляет собой чисто заимствованное явление.
Социальные, экономические и политические концепции, следующие из провозглашаемых принципов
Очевиден приоритет интересов Запада над национальными (в силу большей приближенности Запада к «открытому обществу», провозглашения Западом либеральных взглядов как основы идеологии, определенной материальной и полной идеологической зависимости российских либералов от Запада). Либералы рассматривают Запад как союзника или как «попечителя». Последовательное проведение этой точки зрения требует полного уничтожения оружия массового поражения как средств, потенциально угрожающих Западу, включения России в систему обеспечения безопасности Запада (в том числе переход на военные стандарты НАТО) в обмен на готовность противостоять (потенциальным) угрозам Западу в Азии.
Необходимостью становится создание небольшой профессиональной армии, взаимодействующей с силами НАТО в случае региональных конфликтов на юге или Востоке России и самостоятельно – при подавлении возможных (и даже неизбежных) социальных волнений в стране (бунтов «черни»).
Отмена понятия «национальные интересы» в старом понимании этого слова и замена на интересы «общечеловеческие», которые рассматриваются главным образом как пропагандистский термин.
Экономика. Естественной является цель включения российской экономики (или ее фрагментов) в так называемую «глобальную экономику» (о реальной глобальной экономике говорить рано). Если разделение России на множество «государств» облегчит этот процесс (или будет следствием этого процесса), то данный распад должен быть объявлен необходимым и желательным.
Проведение «реформ», связанных с переводом экономики в режим обеспечения эффективности как превышения доходов над расходами в результате рыночного обмена. Если удастся смягчить удар по значительной части общества, не готовой к рынку (до 70% по Гайдару) – это хорошо, если не удастся – плохо, но гибель или деградация отдельных людей или социальных групп, не разделяющих либеральных ценностей, не может сама по себе служить основанием для отказа от такого рода «реформ». Единственная угроза – волнения (бунты, восстания), но они могут и должны быть подавлены силами полиции и армии – во имя обеспечения интересов слоев, либеральные ценности разделяющих.
Изменение менталитета («слом культурной матрицы России») русского народа путем изменения системы образования, воспитания и усиления роли пропаганды. Исторически сложившаяся система ценностей и культура как ее неотъемлемая часть должны рассматриваться как основа традиционного общества, подлежащего безусловному уничтожению в силу несовместимости с открытым обществом.
Сильные стороны
Наличие глубокого теоретического обоснование концепции либерального общества, выполненного философами, экономистами и социологами Запада. Возможность опоры на Запад как на господствующую идеологическую, военную и экономическую силу (особенно на этапе «проведения реформ»).
Привлекательность идеи вульгарного либерализма для молодежи, воспитанной за последние 10 лет (крайний эгоизм при низком уровне культуры и морали (не обязательно - отсутствии профессиональных навыков)).
Поддержка прозападной интеллигенцией (журналисты, деятели искусства, ученые-гуманитарии), что обеспечивает идеологическое обоснование проводимых «реформ», в первую очередь в СМИ.
Отсутствие нравственных ограничений – патологическая жестокость российской интеллигенции и осатаневшей молодежи при выполнении «прогрессивных преобразований» хорошо известны.
Слабые стороны
Упущенное время – неготовность либералов открыто объявить цели и задачи (что само по себе понятно) в сочетании с очевидными неудачами «реформ» привело к тому, что влияние либералов и слепое преклонение перед Западом постепенно (и достаточно быстро) уменьшается.
Трудность (если не невозможность) включения экономики России в глобальную экономику и, следовательно, отсутствие гарантий получение устойчивых и долговременных доходов «глобально-рыночными» субъектами экономической деятельности.
Непризнание Западом российских либералов как «своих». Вряд ли они могут рассчитывать на Запад на долговременной основе.
Неготовность Запада пойти на полноценное сотрудничество с Россией даже в ее радикально прозападно-либеральном варианте. Возможно, роль сыграло наличие у России оружия массового уничтожения. Впрочем, скорее всего причиной стали глубочайшие цивилизационные различия.
Очевидная порочность и преступность деятелей либерального движения. Традиционные общества подвержены идеологическому влиянию «пассионарных» личностей, но вор во главе движения – почти что гарантия провала.
Национальные проблемы. Российские «либералы» сознательно раздували национальную ненависть как эффективное средство разрушения России/CCCР – теперь это в значительной степени сыграло против них.
Масштабы России – ломать и уничтожать нужно слишком многое.
Совместимость с другими идеологиями в России
Никакой. Чем яснее либералы говорят о своих целях, чем меньше шансы на совместную деятельность с другими силами. Кроме того, российские либералы (СПС и часть Яблока) и не стремятся к поиску союзников (может быть, еще и потому, что абсолютно уверены, что они их не найдут).
Союзниками (тактическими, а, может быть, и стратегическими) на данном историческом этапе могли бы быть коммунисты. Правда, для этого «коммунисты» в России должны были бы быть коммунистами, а «либералы» – либералами, чего в силу ряда исторических причин не произощло.
----------------------------------------------
«Белые патриоты»
Краткое определение
Под условным термином «белые патриоты» будем подразумевать различные политические движения, объединенные следующими принципами: 1) безусловный приоритет национальных интересов России как особого исторического организма над так называемыми «общечеловеческими ценностями» - фактически – ценностями Запада; 2) безусловный антикоммунизм (как одно из следствий – безусловный антиинтернационализм); 3) обращение к традиционным ценностям России (или тому, что принято считать традиционными ценностями) – православие (в более широком понимании - религиозность), духовность как приоритет идеальных ценностей над материальными, идеологическое и нравственное противостояние Западу (не исключающее, разумеется, элементов сотрудничества.)
Основные «проповедуемые» ценности.
Они следуют из определения – фактически, определить «белых патриотов» можно только таким образом. До сих пор, как ни странно, наиболее внятным и последовательным выражением «бело-патриотических» ценностей является все та же Уваровская триада «самодержавие, православие, народность». Национально-либеральные идеи (тоже присутствующие в «белом» движении) в целом стараются подчеркнуть свою совместимость с этим лозунгом.
Российские особенности
Этот раздел оставлен «для совместимости» - какие еще у них могут быть особенности? :)
Стройной общепринятой философской концепции нет, что неудивительно. Россия не создала общепризнанной национально-ориентированной теории развития по особому пути. Скорее всего, «белые патриоты» не согласятся с этим, ссылаясь, например, на Ильина. На самом деле является она «локальной» российской концепцией или нет – большого значения не имеет. В конце концов, Россия «цивилизованным миром» всегда (кроме части советского периода) рассматривалась как интеллектуальная окраина.
Пожалуй, это политическое движение превосходит остальные в культурном отношении, что само по себе не комплимент. Это не значит, что его сильной стороной является использование результатов наук, в том числе экономики, социологии и пр. Скорее это то, что можно назвать культурой «здравого (житейского) смысла». Впрочем, в среде «белых патриотов» сильны обскурантистские тенденции, особенно среди сторонников ортодоксально-православные ценностей.
Национализм носит условный характер. В лучших проявлениях (почти) не делается различий между различными народами России. Трудно представить себе, например, противопоставление русских и татар в рамках этого движения. Русские и евреи, например – другое дело (для этого на самом деле есть серьезные основания).
Социальная база
Самая неопределенная и очень широкая. Во многом, как ни странно, пересекается с социальной базой коммунистов (в смысле КПРФ), что свидетельствует, в частности, о некоммунистическом характере КПРФ.
Социальные, экономические и политические концепции, следующие из провозглашаемых принципов
В целом – весьма неопределенные и противоречивые. Возможно, это связано с формированием концепций развития России «от обратного» - на отрицании одинаково последовательных и непротиворечивых проектов – как либерального, так и коммунистического. В большинстве случаев «белые патриоты» не пытаются следовать некоторой цельной теории – вплоть «до конца истории». Подчеркивается важность решения «сиюминутных» задач, а дальше «видно будет». Такой подход естественно подразумевает низкий уровень догматизма, большую гибкость и определенную беспринципность.
В настоящий момент основные цели – формирование и отстаивание «национальных интересов» (без четкого определения, что же это такое), борьба с культурной и экономической экспансией Запада, создание и поддержка национальной буржуазии, недопустимость социальной борьбы наемных тружеников против собственников как процесса, ослабляющего Россию в целом, рост религиозного сознания, повышения уровня культуры, восстановление связи России современной с Россией до февраля (для основной массы – до октября) 1917 г. Советский период рассматривается как однозначно негативный. Вместе с тем это не подразумевает отказ от советского наследства (конечно, не в духовно-идеологическом плане). Идеологическое обоснование – «народ создал это вопреки коммунистам; коммунисты только мешали – без них достигнутые результаты были бы еще значительнее».
Сильные стороны
Массовая поддержка в связи с разочарованием (по разным причинам) в «коммунистическом» и «либеральном» - оба в кавычках – вариантах развития. Апелляция к традиционным ценностям, естественность идей «белых патриотов» для основной массы русского народа.
Слабые стороны
Невозможность добиться реального союза с Западом.
Бесперспективность проекта хоть в сколько-нибудь долгосрочном плане – естественной формой современного капитализма является либеральный капитализм, а либерализм (как политическая «надстройка» над современным капитализмом - по Марксу) является интернациональным по определению. Религиозная мораль как опора нравственности теряет свое значение вместе с падением роли религии в современном обществе. Православие не является идейной опорой либерализма – даже национально-ориентированного.
Совместимость с другими идеологиями в России
Высокая на тактическом уровне в связи с «тактической» (а не «стратегической») природой движения (возможны временные союзы и с коммунистами, и с либералами, и с фашистами). Очень слабая на стратегическом уровне – возможно, кроме сотрудничества с фашистами.
----------------------------------------------
С уважением