Возьмем такое известное электронное издание, как "Демоскоп". В №103-104 за 3-16 марта 2003 года "темой номера" является статья некоего Анатолия Вишневского "Смертность: никакого перелома" из серии "Демография сталинской эпохи":
"По всем расчетам выходит, что смертность - и общая, и младенческая - в 1930 году была и в самом деле ниже, чем в 1913. Почему же Сталина не устраивала истинная оценка этих успехов - пусть и более скромная, но достоверная? Ответ очень прост. Он связан с двумя обстоятельствами.
Во-первых, смертность начала снижаться уже до революции, поэтому ее умеренное снижение никак нельзя было отнести к заслугам советской власти..."
В доказательство этого утверждения он приводит пару графиков, один из которых весьма любопытен:
Рисунок 4. Младенческая смертность в России. 1890-1960
(Зеленый пунктир - линия тренда 1890-1911 годов)
А теперь обратите внимание на участок графика за 1900–1911 годы (обведен мною в лиловую рамку). Как легко заметить, младенческая смертность в этот период фактически не снижается — все три ее «пика» находятся на одном уровне. Тем не менее, автор статьи уверенно рисует через нее прямую линию экстраполяции снижения младенческой смертности в будущем.
Те из участников Форума, кто учился в технических вузах, при сдаче лабораторных работ неоднократно сталкивались с такой задачей: имеются полученные экспериментальным путем точки, надо провести через них график. При этом каким должен быть график заранее известно, главное — подогнать под него полученные результаты. Приходится констатировать, что Анатолий Вишневский с этой задачей явно не справился — если бы подобный рисунок он принес бы, например, на нашу кафедру физики, его бы отправили переделывать работу.
Следующий вопрос: а почему это график фактической младенческой смертности в дореволюционной России обрывается 1911-м годом? Ну, было бы понятно, если бы 1913-м — дальше война. А в 1911-м что за катаклизм произошел? Статистический департамент разогнали?
Как говорил Вини-Пух, «это жу-жу не спроста!» Есть нелицеприятное предположение, что в 1912-1913 годах произошло очередное повышение младенческой смертности, и поэтому Анатолий Вишневский эти точки на своем графике приводить не стал, поскольку в этом случае его экстраполяция станет совсем уж неприличной.