От Pout
К All
Дата 26.02.2001 19:06:00
Рубрики Прочее;

590. "Философия практики"Сталина.

Предуведомление
============================
Сначала сформулирую ссображения по поводу специфики классической советской(сталинской)идеосферы, затем если удасться
прокину по второму ключевому для меня с тз логики отрывку ИМ("Истмата"С.Г.)- насчет"Закона стоимости". Слишком серьезный вес и неотложность вопроса вынуждает меня эскизно дать схему в виде тезисов, иоллюстративных примеров и ключевых моментов, используя подручные материалы конференции и сети. В ней отсутствуют(не находятся) как раз ключевые работы, ссылки на них или куски те что найдены даются по ходу. Поскольку размер потребных размышлений превышает размер, характерный для комментария очерка ИМ, это уже наверно коллинеарная работа - по данному сегменту "очерка истории и теории советского истмата". На мой взгляжд - дискутабельному.
Работать "на коленке"и из подсобных материалов приходится не от хорошей жизни.
Повторяю, мне неизвестен правильный разбор логики и методологии Сталина, философских( в самом широком смысле) основ той
господствуюшей и определяющей позднейшие версии _вульгаризованной_"философии практики", к-рые он заложил, и его подходов в идеологическом обосновании ключевых понятий, концептов и даже отдельных словосочетаний.
К к-рым относятся и "законы политэка соц-зма", "ЗАКОНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" вроде "пятичленки", очень важный концепт(чуть не сказал "основной принцип"ист.развития) ПРОГРЕССА и проч.
Точное название этой системы - Марксизм-Ленинизм- Сталинизм(МЛСизм). Китайцы, сохранивщие принципы катехизистического подхода к идеологии, напр.идут по такому пути, определяя точное название(вопроизевести с точностью до слова не могу, а оно важно - марксизм плюс ("китаизирующее",снимающее его)учение Мао Дзе Дуна плюс "развитие" его взглядов Дэн Сяо пином.
Понимаю, что об сию метапробеому обломано несчетное кол-во зубов(попытки истокования"идейного наслелия сталинизма"."способа теоретизирования и рапространения идей"). Тем не менее без тонкой струкутры в лоб эти вещи не даются.
Работы на к-рые я ссылаюсь, сотавляют часть накопленного за долгий период багажа с возможными пропусками(очень мало содержательных разборов опубликованнных текстов Сталина последних лет).

=======================
основные источники

Е.С.Варга.ПОЛИС 2,3+1991"Вскрыть через 25 лет"(1964)воспоминания
Ф.Чуев "Беседы с Молотовым".
К.Симонов "Глазами человека моего поколения".
В.П.Шкредов. Экономика и право. М.1990 2е изд. Глава "Критика сталинистской вульгаризации категорий политэкономии".(отсутствовала в 1м издании 1967г)
Э.В.Ильенков. Работы по "логике "Капитала""и диа.пр-чмю.
А.А.Зиновьев. Как устроена и функционирует"ментальная"и"идеосфера"коммунизма.

=============================1=======================
ч1)вводные по терминологии
================================
о. Слово "закон"употребляется в комм.идеологических текстах в смысле обыденного сознания. То же с другимии субститутами"научного"способа изложения - "формула"(Сталин любил), "теория" и проч. Хароактерны прилагательные при таких терминах - напр."гнилая теория"или 2основной закон", которые выдают их квазинаучность. Применять к ним разуиные, рациональные способы толкования придется через процедуру "расколдовывания".
Это не закон в собственном, да и каком угодно содержательном(негазетном)смысле слова и относиться к таким словосочетаниям надо адекватно.
1. "законы политэка"(равно и научкома) это "формулы"(концепты) не научного, а идеологического плана,
выполненные на основе "сенсо коммуне"(обыд .сознания)и соотв.логики.
2. этих"законов"(есть еще"основные законы", "принципы", "теории"и "формулы") несколько. Соподчинееность(иерархия?) их трудно установима и отнюдь не очевидно, к-рый из них"ядерней"остальных.С.Г. упирает на "эакон стоимости"(ЗС)как единственное или наиболее"ядерное"образований"идеосферы"пожалуй во всей сыере"истмата". "Закон планомерного развития","закон роста ПрТ"это все такие же "фундаментальные объяснительные словосочетания". Cкажет сов. человек другому - и им обоим вроде ничего боле не надо, "все ясно". Для ученого вроде Шкредова или Варги однако такие "цетральные формулы учения" -- главная головная боль.
Так вот главный "конрапункт""завещения Варги" - это муки вокруг
"Каждому по потребностям"и "каждому по труду".
А у Молотова - вокруг"от каждого по способностям - каждому по труду" Названо у него(может не только у него)"основным принципом"социализма.
Насчет"основного закона социализма"тоже отдельная песня.
3. Все же крупные экономисты, уважаемые ученые, к которым с пиететом относятся даже архизлобные и умные противники социализма, с удивлением констатируют "хороший проф.уровень"Сталина , его советников и крупных сов.экономистов тех времен.Советники(Варга, Леонтьев, Немчинов)так позитивно говорят об идейной работе Сталина. Это немаловажный пункт для дальнейшего. "Вульгаризованный", "идеологизированный"в применении к уровню идейной работы отнюдь не означает оценочно"ухудшенный"по отношению к якобы(где-то, хоть в идеале)возможной "правильной"концепции. Таковой может быть ПРОСТО НЕТ и НЕ МОГЛО БЫТЬ. Скорее - надо бы гововрить - адаптированный,
приноровленный к нуждам государства, партии, комм.строительства, борьбы его за жизнь, существование и развитие.

4.Пример. Варга ("эк.советник при Сталине") очень задирался даже в 1940, не гворя про 1964, и настроен был "социалистически но критически"(как и все мои авторы. Это идейные люди по жизни). Тем не менее вот цит.
Про его (Сталина)иезуитство и "азиатские"способы он говорил критически, но это - одно.
Про то что надо по делу для хозяйства и его"мдейного обеспечения" - иное.
"Он очень хорошо знал "Капитал" и труды классиков, очень много читал и вооюще был весьма образованным человеком. Сам писал теор.труды. Когда заимстовал к-л сведения у других, он открыто об этом говорил". Далее рассказ про 16 и 17 съезды. Варга отстаивал свои взгляды на эк.развитие. Сталин распорядмлся напечатать и раздать работу участникам съезда."Неверно, что Сталин не терпел никаких возражений. Он спокойно выслушивал иные мнения".
По впеч-нию, направление взглядов Варги на сов.соц-зм, идеологическую сферу уже в то время весьма совпадают с теми, к-рые исповедуют С.Г. и Зиновьев. М.Гефтер аттестует его"старовером", одинаково неудобным и правоверным орто-сталинистам, и входившим тогда в силу"хрущевцам". Уже тогда по причинам начала кризиса"высшей идеологической сферы"(впрочем, первое по времени не значит первопричну)начался процесс"утрачивания смысла соц-зма". Варга - это начало 60х годов -заявляет, что "смысл социализма утрачивается".
=============================1==================

От Pout
К Pout (26.02.2001 19:06:00)
Дата 26.02.2001 19:09:00

re: "Философия практики"Сталина.

=============================2==================
ч2). Что это за тип логики и мышления
=====================================
5. Симонов ( и комментраий к нему)о логике Сталина.

Пристальные наблюдения Симонова вывернул и подробно обкомментировал Баткин. Резюме на мой взгляд ведет к началу разгадки смысла что это за логика.
Симонов."Сталин решал, как быть.Решал сам...если он твердо решал нечто, то на прямое сопротивление ему рассчитывать не приходилось...он заведомо был прав.ю принимая решение. Так вот... с этим решением мы становилтсь в чем-то другими, чем были".
Б. "Тут Симонов прав. И в этом разгадка гениальности Сталина. ...речей Брежнева не читали, над ним и уже над Хрущевым смеялись.
Сталин же_всегда был с нами_.Как и сталинская ситема... вот откуда его личная значительность".
Разбор приведенных Симоновым выступлений Баткиным(выддено жирным автором разбора). "Металлическая мощь его рассуждений- именно в том, что это _не_рассуждения, а что-то иное. Поэтому незачем предъявлять к сталинским текстам неправомерного требования, уличать в софизмах, тавтологиях,..пустословии. Все это так, лишь пока мы видим в них рассуждения...Но это неправильно... В искусстве доказывать и убеждать
партийные интеллигенты, краснобаи, теоретики в 20е годы его далеко превосходили....уже с 1929г Сталин окончатльно пишет и выступает не для того, чтобы высказать то, что он думает и как думает. Созревает ритуальный стиль, который был доведен Сталиным до совершенства и в котором выразились его личный характер и масштаб.
..его слова, в которых материализовалось индивидуальное качество его логики, десятилетями слывшей железной (позже, правда, добавили - прямолинейно-схематичной, без полуитонов и пр)...

...да, катехизисная форма, бесконечные повторы и переворачивания одного и того же, одна и та жен фраза в виде вопроса и в иде утверждения, и снова она же посредством отрицательной частицы...штампы ипартицного бюрократизма, неизменно значительная мина...бедность синтаксиса и словаря, которрые пошли Сталину на пользу, усилив те свойства его высказываний, которые позволили сшить узнаваемый стилистический наряд."
Соединяются медлительная"шаманская"важность, риторические приемы семинариста, канцелярит, особый"юмор",угрожающий тон и вот эта скудость языка,_удачно_довершающая и сплавляющая остальные элементы в точно такое какое требуется единство. Стиль узнаваемый сразу и наповал хоть спросонок в первых слов и прошибающий до подкорки и поджилок. Что и требовалось. Для правильного идейного воспитания масс.

Продолжу цитировать Баткина для полноты и закругления всего массива.
"Любые рассуждения, пусть немудрящие, все-таки двтжутся к какому-то выводу. Но у С._вывод предшествует_"рассуждению, т.е. не "вывод", конечно, а _умысел и решение_". Поэтому его текст - это способ дать понять, догадаться о решении и в такой же степени способ помешать догадаться. Это вдалбливание в головы тех лозунгов и формулировок, которые заключают в себе_генеральную линию_и скрывают эту линию. Текст Сталина , так сказать, магичен. Он не равен самому себе, выше самого себя. Он н подлежит обсуждению,но дает сигнал к очередному всеобщему ритуальному"изучению","пропаганде","разъяснению". зачитываниб вслух, к массовым - в миллионы языков и ушей - идейным танцам в сети политпросвета. Так предваряется _новая кампания_...
Он бескончено содержателен, сталинский текст, хотя сомнений, раздумий в нем нет и в заводе, хотя "логика"его состоит в прстой цепочке тождеств, А+А, б+Б, этого не м.б. потому что этого неим.б. никогда. это так. потому что это так, вопрос-ответ, вопрос-ответ, но в вопросе уже непререкаемый ответ. а в ответе -намек, будоражащая недорсказанность в самой торждественности тезиса, пытливые читатели сотни раз перечитывали каждый дрпгоценно-редкий"исторический документ"...этопустословие не так-то пусто, убого-риторическое топтание почему-то создавало впечатление приращения, сгущения смысла - и недаром!. Тексты ведь и впрямь были историческими. Ими предвещались судьбы страны, от их сверхсмыслов зависела жизнь и смерть категорий. классов и кажого человека в отдельности...была значительной
всякая даже пауза в звучании медлительного, глуховатого. с сильным акцентом, заоблочного голоса. ...это не единстевнное объяснение харизмы Сталина, но все же главное. Его слушали, затаив дыхание. Но когда в декабре 1949 Сталин не промолвил ни слова - он поразил своим молчанием точно также, как ксли бы выступил".
Еще несколько важных слов. "Практика - вот таинственный пароль этих людей. И "теория"...ну конечно, однако"конкретная", приспособленная к "зигзагам истории". Теория как расторопная, огрубелая и доступная прислуга. Маркситская теория социализма, уж какая она ни есть, понимается Сталиным как набор"отдельных положений", любое из коих можно вырезать и вставить другое, "уточненное"".

6. Теперь мой комметарий.
Ключевые моменты ухвачены верно. Это (широко понятый, но в строгом смысле)магический тип мышления, входящий в неразрывное единство с практикой. Изучение такого мышления структуралистами, пост-структуралистами и их конкурентами(напр.нашим Выготским)позволило в последние годы продвинуться дальше в понимании этого особого типа мышления с присущей ему парадигмой (ранее именовавшейся пра-логикой, или"логикой партиципации", с приматом аффективно-волевой сферы над интеллектуально-рассудочной, особым отношением к противоречию, синкретизмом (сшивкой внешне несоединимых частей), позволяющим сочетать не-механистическим обраом противоречия и разрешать их, синтезировать в "синкретическом"синтезе, отсюда значение сферы"бессознательного"(в старой терминологии)и его проявлений.
Предваряя дальнейшие выводы, скажу, что именно в этом смысле я говорил в "Разговоре по существу"о том, что критика Грамши с точки зрения и позиций подлинной"философии практики", аутентично представленной "кодексом Грамши",
не затрагивает всех позиций той версии, которую называют "марксизм-ленинизм-сталинизм"в исполнении Сталина(лично)или если угодно в окончательном, всеобщем омассовленном виде - СИМВ - стаинский ист.мат вульгаризованный, он же МЛСизм.
Разделение на диа и ист.мат, упор на"законы всеобщего развития"по типу законов природы (см.выше о смыле такого контрабандного употребления термина) - это в СИМВ есть. Механицизм, фатализм и якобы отсутствие диалектичского мышления, исключительно рассудочное схематическое умствование - это мимо. Не потому, что "диалектическое мышление"в явно эксплицированном и операционном виде есть(как у Гегеля, Маркса, Ленина в работах "для себя"). Оно есть в "магическом"исполнении.
Слово"магическое"это общепринятый эпитет для х-ки такого типа мышления(иногда употребляют еще более оценочное слово -"примитив". Оно было в ходу у антропологов до 40-50х годов).

Еще одно меткое замечание -"что это пошло Сталину на пользу". Аналогчное мсето есть в рассуждениях Р.Пайпса("Русская революция", ч.2.стр20)о способе мышления Ленина. Обрубание сомнений, разноречий, разномыслий (по крайней мере эксплицитно они невыражены). Жесткая "решительная", не сомневающаяся в собств.правоте манера построения "рассуждений". Цельность такой манеры,только и пригодной для цели оптимального функционирования "ядра идеосферы".

7. пример функционирования идеологической машины
На одном простом случае можно рассмотреть, в каком смысле употребляются слова"катехизис", параллели с зубрежкой в семинарии, в бурсе даже.
Преподавали МЛСзм даже в наше время(в 60-70е и позже)уже не так, как бывало раньше. По такому поводу сам тов.Сталин иногда разозлившись употреблял выражение"талмудисты и начетчики".Но куда было деваться преподавателям.
Мой прежний руководитель в 1952 первый курс тех.вуза описывал.(потом тот же вопрос я нашел в мемуарах одного деятеля той же поры - все совпадает до мелочей).Семинар по истории партии. Препод задает группе вопрос.
_ "Как стоит наша страна"_.

первоисточник
www.geocities.com/CapitolHill/Lobby/3198/stalin/6-19.htm

--------нач цит---------------
наша партия стояла, как утес, отражая бесчисленные удары врагов и ведя рабочий класс вперёд, к победе.

Громадным утёсом стоит наша страна, окружённая океаном буржуазных государств. Волны за волнами катятся на неё, грозя затопить и размыть. А утёс всё держится непоколебимо.
-----------конец цит-----------

ПО ПОВОДУ СМЕРТИ ЛЕНИНА
Речь на II Всесоюзном съезде Советов

“Правда” № 23,
30 января 1924 г.
===============================
комментарий к загадке

Мой бывший руководитель рассказал про семинар по истории партии и заданный вопрос году в 1980. Ответ в его исполнении звучал так
"как громадный утес, окруженный океаном
буржуазных государств".

В воспоминаниях Садовского("Вопросы философии", 7ном.1993 стр.150)об философском факе МГУ. Читаем
-----------нач цит----------
"Семинар по истории партии где то в конце 1952 или начале 1953. Преподаватель - хорого известный в МГУ человек...задает вопрос группе-"как стоит наша партия". Первый студент что-то отвечает - не то,остается стоять, и дисциплину надо прививать.
Второй, третий, четвертый...все не то. Вот уже бОльшая часть группы стоит, пока наконец кому-то не приходит в голову - "как утес". Это из речи Сталина перед гробом Ленина".
-----------------кон цит--------

Видимо, это начало занятий, заявлен подход и показано, что и как надо изучать. У нас были похожие прецеденты на занятиях, когда преподы из ВПШ на первых занятиях начинали плющить аудиторию. Только коронные вопросики , пробивающие насквозь, подобные"назовите 3ью соц.страну" я уже забыл.

Речь Сталина - не обычная и проходная. Это _клятва_ , да еще "у гроба вождя"(особый тип речи, когда слово=дело. Присяга к таким относится. Характерно, что в воспоминаниях говорится"у гроба", а речь была все же на Съезде Советов).
Поэтому студент должен такие вещи знать
как дважды два!а чтоб знал, задавался этот запоминающийся вопрос(вон мой шеф спустя 30 лет все вспомнил дословно, в отличие от других аналогичных приколов).

По второму вопросу - читаем там же. Это байка из серии запоминающихся расскзаов А.А.Зиновьева(он был блестящий "КВН"щик. стенгазету они там на филфаке делали все памятную с приколами).
------------нач цит------------
Сокурсник Зиновьева имел великолепную память и конспектов никогда не писал, все нужное запоминал и вдобавок обладал хорошим логическим мышлением. На экзамене ему попадается билет "Сочинение И.В.Сталина
"Три особенности Красной армии". Ему все ясно, уверенно отвечает, но забывает. что особенностей-то у Сталина ТРИ. И когда он спокойно начинает раскрывать суть седьмой особенности Красной армии, преподаватель не выдерживает и кричит ему -"Во-он!!"
---------конец цит-------------

==========================2=====================

От Pout
К Pout (26.02.2001 19:09:00)
Дата 27.02.2001 17:44:00

Георгию. Отвечаю - прямо в тему нити и про "старушек" - вбок

> Георгий: Ответьте Биллу (*)
book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Situation-in-Russia&i=983232878

"Детей жалко, спору нет
Вот только не надо про огромную доброту советского строя. У вас я читал как то очень трогательно написано, что вы сказали в Испании корреспондентам что вы тут бы жить не хотели потому как бездомный старик напротив вас сидит на улице. Я представляю как они на вас посмотрели , только вы не поняли как. Если милиция выгоняла бомжей из Москвы на 101-й километр и вы их не видели, это не значит что их нет. Бездомные, проститутки, малолетние воришки были всегда. Вы просто с этим не сталкивались, просто мало по стране ездили, а столицу от этого чистили. Разумеется, сейчас их гораздо больше, ну так что вы хотите, великая депрессия, и на вас (да и на мне) вина за это лежит. Но представлять советский режим как такую прямо идиллию и царство добра – это дурачков не ищите.. Да не было добра больше чем в Испании, хорошо если столько же. А как детей из вагонов раскулаченных матери выкидывали на землю в надежде что их кто нибудь подберет и они от голода не умрут, вы этого журналистам не рассказывали? Не было этого? С детства помню рассказы старушек в деревне. Было. Да ничем не отличался строй, в моральном плане ,ничем. Сходите в музей строительства Магнитки или Северстали. Там почти одинаковые фотографии. Сельсовет заколоченный и на нем бумажка : все ушли на строительство комбината. Вы думаете крестьян подняло на работы сознание необходимости стали? Такие крестьяне существуют только в воспаленном воображении нынешних упертых. Голод и разорение крайнее гнало людей из вековых изб в строительные бараки с нарами на сотни человек и на паек тюремный почти. Памятник надо этим мученикам правильный поставить. И ничем это не было гуманней сгона скажем крестьян с земли в Англии или где еще. Одно и тоже, методы разные. Только не валите что я советский строй ненавижу и клевещу. Я супротив строя никогда не выступал, он мне сделал скорее только хорошее, я ему благодарен за многое. Но страусино голову в песок нечего засовывать. Что было то было. Хотите объективно разбираться – давайте, хотите голову морочить приемами дешевыми – зачем? Люди не так просты и память у них не такая короткая.
спорить о гуманности строя, хоть это и национальный спорт у нас тут, на примерах я не буду , вообще. Постановка некорректна, доказать(опровергать)можно до посинения. Конкретно по индустриализации и сопровождавших ее социальных процессах написано уже достаточно. При корректной постановке и в другой плоскости соотвествующие построения о людях можно провести на хоть какой-то негазетно-публицистической базе (напр.на социологической)и спорить с аргуметами в руках. Оппонента это переводит в плоскость контрадоказательств также б-м точными и документированными материалами етс помимо"впечатлений"и "переживаний". Будет напр.автопортрет традиц.общества(крестьяне Вятской губ начала века - о себе и жизни), автопортрет поколения 30х(о себе и своем поколении) - пусть оппоненты рисуют анти-автопортрет. Скажем так. Врут они все, ваши работники( и социологи), мои не врут. Так и можно уехать с поля голого субъективизма и произвольных выборок.

Гуманность все вам подавай, с ходу. Это может интегральная х-ка. СПЖ вон возьмите(ср.прод.жизни)по категориям и возрастам и сравнивайте, для начала. (С.Г. как-то говорил что такой минимум миниморум годится для прикидочной оценки "качества жизни"). Потом уже"а вот я помню"("читал в Дуэли, у Проперделиса, у Бальценбрехера и Миттельбрехенмахера" етс).
"А я вот" вдобавок к своим "автопортретам"скажу, за ближайшую родню, а не за анонимных"бедных детей"и"несчатсных старушек"(которых фиг проверишь спросишь). За то, за что зацеплен и знаю как жизнь. Отец мой вот в 84года в здравии и здравом уме , после раскулачки(семья попала),войны(он воевал, дошел до Вены), выращивания детей и внуков, сада и огорода, 60 рацух и кучи наград за трудовую деятельность.
И если оппонент будет как о.Бендер твердить"а я вот радею за беспризорных детей"и пытаться мне перекрыть мой набор этими ему абс-но инородными и потусторонними для его, бизнесмана или бизнесвумена, "старушками", то я после совершеенной работы по доказательству и видя такой увиливающий маневр, пошлю его в ...
библиотеку.
По теме давайте.
"ибо сказано"(с)
===разобраться, прежде всего, в собственных мыслях и провалах логики

Речь пошла ,по канве "Истмата", о загадке "глубинных порождающих структур" способа практического мышления советского человека.
Постановка не случайна, при тех или иных вариациях она присутствует в текстах самых цепких "идеологов", и именно в ту же точку бьет.
Люблю принцип допонительности. Ну вот точно с такой же как С.Г. в "Истмате", но полярно направленной постановкой той же задачи выступил наилепший знаток марксизма и критик истмата
от антисоветчиков Майбурд, он написал еще в 80е два тома, а потом статьи по этому поводу. Вы думаете, это Майбурд и Кара-Мурза от нечего делать лезут в "производящие матрицы" мышления, мировоззрения, языка, дискурса советского человека и им более нечем заняться?(ну там бизнес-планы составлять, как пристало деловым-то людям). И нам тут нечего делать, кроме как толочь воду в ступе по прежним контурам. демонстрируя стилистические находки и риторические приемы?

Может, чуток напрягемся и пройдем по цепочке, ведущей вглубь. Это трудно, это требует затрат, но очень полезно, хотя бы для того, чтобы удедиться в небеспредпосылочности_"своих"убеждений, языка-дискурса и "самоочевидных" штампов, сыпящихся как бы от сердца и из головы. А на самом деле внутре-то - лекала, матрицы и почти"врожденные"порождающие мысли и интенции структуры.
Внутри сидит матрица. У-у!Как в кино!( в сторону. ну как еще расшевелить...)


От Pout
К Pout (27.02.2001 17:44:00)
Дата 02.03.2001 19:26:00

Сталинский ПСС на сайте не полон?

интересные дела. В ПСС (14-16тома)на сайте сталинизм.ньюмейл.ру много ранее не публиковавшихся работ, в том числе по "теме"(политэк, истмат). Замечания на учебник политэка 1941г напр. Причем ряд работ кажется в электорнной версии все же отсутствует(напр. речь 1943г по поводу киноповести Довженко "Украина в огне", она д.б в 14 томе. Очень важна . Есть еще другие такие . которых нет вроде на сайте). В бум. версиях они кусками попадаются, поднабрал тут немного такого.

И про дискуссии по истмату 30х годов ссылка нашлась.Там целая книга, правда не бог весь какая, но все же.
Бум обсуждать-то - сабж

...
И.Сталин формулирует в своей работе все базовые определения исторического материализма в его советской версии, причем по сравнению с участниками дискуссии 30-х годов делает это довольно удачно.

Основные положения теории исторического материализма оставались неизменными со сталинских времен
...

www.inozemtsev.ru/page.shtml?book=3&page=186&pagetype=1

Пока очередные анекдоты. Варга оказывается личность легендарная.
...цитаты кусками....

В одной статье, посвященной Е.Варге, М.Гефтер охарактеризовал мировоззрение этого почти забытого сегодня политического деятеля венгерской революции 1919 года, а затем советского ученого словами "антидогматическая ортодоксальность".

Варга Евгений Самойлович (1879, Венгрия - 1964) -Академик-экономист. Член Академий Наук СССР и УССР. В 1967 в самиздате появилась работа "Российский путь перехода к социализму и его результаты", в которой резко критиковалась экономическая система СССР. Эта работа получила навание "Завещание академика Варги". В 1994 стало известно, что этот текст принадлежит профессору Московского Государственного Университета Г.Н. Поспелову.
...

...

К академику Варге - личному советнику Сталина по экономике - пришли трое военных.
- Вы арестованы.
Под предлогом сборов Варга вышел в кабинет и позвонил Сталину:
- За мной пришли.
- Позовите старшего по званию.
Руководитель группы доложил:
- Капитан Петров слушает.
- Товарищ капитан, покиньте квартиру академика.
- Товарищ Сталин, я исполняю приказ товарища Берия арестовать академика Варгу.
- Товарищ капитан, попросите к телефону следующего по званию.
Трубку взял лейтенант, послушал, вытащил из кобуры наган и застрелил капитана. Поредевшая группа захвата взяла своего бывшего начальника за ноги и поволокла к выходу.
...