Я в таких случаях с некоторого времени предпочитаю не спорить, доверять тому, что один ученый говорит о другом ссылаясь на третьего, пока не прочитаю "другого" и "третьего", я больше не могу себе позволить, хватит.
В данном случае могу предложить ссылки:
Академик Б.А.Рыбаков "О ПРЕОДОЛЕНИИ САМООБМАНА"
(ПО ПОВОДУ КНИГИ Л.Н.ГУМИЛЕВА «ПОИСКИ ВЫМЫШЛЕННОГО ЦАРСТВА». М. 1970. 432 стр. Тираж 9 500. Цена 1 руб. 64 коп.)
>Вы меньше верьте одним историкам, когда они говорят о других историках. Вряд ли найдется такой, кого коллеги не обвиняли в смертном грехе "искажения достоверной картины". Здесь надо брать анализ большого количества отзывов и "строить равнодействующую". "Малограмотным" Гумилев никак не является.
Малограмотным то он как раз не является, наоборот, действует весьма грамотно.
Относительно "равнодействующей", то тут врятли получится. Помимо упомянутой Семеновым "моральной" ситуации, вследствии коей Гумилева не трогали, ИМО была другая, очень характерная для конца 70-х и до развала Союза - реальные историки оказались в ситуации реальных коммунистов против Сахарова или Солженицина. Все эти мученники сталинского режима имели не только головокружительный успех у позднесоветской интеллигенции, но и серьезнейшую "крышу" в виде яковлевых и лихачевых. Все что они могли делать, это молча затыкать разваливающуюся плотину.
По-моему, при разговоре о конкретном человеке (в данном случае Гумилеве) лучше избежать обобщений, связанных со страдальцами и "страдальцами", письмами в поддержку или наоборот и пр. в том же духе. Это обязательно надо учитывать при оценке явления, но делать на этой основе выводы для отдельной личности IMHO совершенно недопустимо.
Я читал Гумилева (и прочитал его письмо по Вашей ссылке). Не вижу в письме ничего необычного или недостойного.
Я совершенно не сторонник концепции Гумилева как универсальной модели развития человечества и его теории пассонарности. Но возникновение, развитие и гибель этносов, без сомнения, факты человеческой истории. Кроме того, Гумилев и не ставил задачу создания концепция развития человеческого общества в целом. Можно, конечно, говорить, что его многочисленные и уважительные ссылки на Маркса являются камуфляжем "интеллигента-пострадальца", но у меня такого ощущения при чтении Гумилева совершенно не возникает. И уж совершенно точно называть его "малограмотным историком" - в самом лучшем случае просто полемический заскок.
Здесь на форуме уже говорилось о взаимодействии формационного и цивилизационного подходов, в котором каждый решает свои задачи. Кстати, Ю. Семенов предлагает очень интересный способ такого "разделения труда".