От Геннадий
К alex~1
Дата 25.10.2003 22:29:24
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки;

О Петре I и Елизавете I

>Давайте подробнее о социальном проекте Петра. Я интересовался этой темой. Социальный проект Петра был во многом оригинален - в основном за счет своеобразного заимствования европейского опыта, как его понимал Петр. Кроме того, наследие Петра неоднозначно еще и потому, что он хотел одного, но закономерным результатом его действий стало совсем другое.

«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только б жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Вот чего действительно хотел Петр, если судить по его словам и поступкам.

А что получилось? Россия на целый век стала одной из сильнейших и наиболее промышленно развитых стран Европы и утратила тенденцию доминирующего развития только когда исчерпалась энергия петровского рывка.

А что получилось – по-Вашему? опять какой-то курятник?

>Я бы сформулировал основные принципы социального петровского проекта таким образом:
>1) Патологическая (наверное, в медицинском смысле) ненависть.

Знаете, мне гораздо легче доказать «патологическую ненависть ко всему русскому» ВАШУ – на основании Ваших высказываний ТОЛЬКО из этой ветки, чем Вам - на основании каких-либо высказываний Петра за всю его жизнь.

>М.б., Петр ненавидел все же не ВСЕ русское? При всей своей «патологии»?

А ведь это Петр постановил за правило, чтобы над каждым нанятым иностранцем обязательно ставился начальник из русских.

>2) Уверенность, что народ можно изменить насильственными мерами.

И что, не удалось ему это? Вполне удалось. Только Вы никогда не поймете, ПОЧЕМУ ему это удалось, если будете уверены, что Петр действовал ТОЛЬКО насильственными методами.

>3) Крайнее презрение к народу и рассмотрение его только и исключительно как сырья для социальных экспериментов в интересах "новых русских", которые должны стать европейцами.

Петр не считал, что русские должны стать европейцам. Он хотел, чтобы русские стали просвещенным народом, подобно прочим народам европейским. Если бы в те времена естественные науки и технологии делали успехи в Китае или еще где, можно было добавить – европейских и китайских. А так – пришлось ограничиться Европой.

Петр никогда не относился к народу с презрением. Это был, пожалуй, правитель России, наиболее свободный от предрассудков – никогда не судил, откуда человек – из народа, бояр или из Европы, а только – каков человек в деле.

В качестве сырья Петр в первую очередь рассматривал себя самого. Люди знали, что Петр сам плотничает, сам пушки льет, а жена-царица чулки ему штопает. Это очень важно для достижения единства с народом. Кого ж Петр презирал? Тех, с кем демонстративно (и скорее всего вполне естественно) старался быть сходен?

>4) Недопущение никакой самодеятельности и самоуправления. Организация общества по принципу армии, всеобщая и абсолютная регламентация. Воля царя и его "товарищей и сынов" и беспрекословное подчинение остальных.

Да полно, Вы о том ли Петре? Ведь нельзя же НАСТОЛЬКО не знать вопроса, которым интересовался? Или Вы интересовались по трудам постперестроечных историков?
Вы можете привести свидетельства «недопущения никакой самодеятельности и самоуправления» - не в частных случаях разумеется, а как стратегии?

М.б. посмотрим, что САМ ПЕТР думал по этому поводу?

В армии самостоятельность и инициативность не только НЕ недопускались, а прямо вменялись в обязанность. И в «Уставе воинском…»: всякий офицер, ежели кто… ревнительную охоту и всемерное тщание покажет, фортуну свою без всякого сумнения сыщет». В «Учреждении к бою»: «надлежит, чтобы каждый капитан и протчие офицеры каждый своею ротою командовали, а не смотрели на майора во всем». То же и в гражданских делах – Петр устанавливал наказания не только за то, что некто обязан исполнить по должности, а не исполнит; но и за то, что МОГ бы сделать полезного, а не сделал. Инициативность при Петре сделалась непременным условием обеспечения собственной фортуны.

>5) Отсуствие самостоятельного (национального) видения перспективы. Тупое следование за передовыми странами и копирование их поведения.

Не тупое, а именно критичное. «Печатать (иностранные книги) без купюр, дабы дурость каждого видна была. Перенимать доброе и учиться на чужих ошибках, дабы своих не совершить. Не копировал он «тупо», а критически отбирал, причем сам пробовал и проверял и чужие уставы, и мастеров, и пушки, и чертежи.

>6) Верность "начальнику" и исполнительность как высшая добродетель.

Не «Верность "начальнику"», а повиновение начальнику, а верность только государю (государству, которое ему вручено). Исполнительность НЕ высшая добродетель, а обязательная. Есть разница? Заметьте, что в стабильных государствах и повиновение старшему, и верность своей стране, и исполнительность до сих пор являются основами гос.устройства.


>>Если мы помним социальный проект Фридриха Великого, то должны бы вспомнить и его победительницу - веселую Елисавет, которая перестала казнить своих подданных (единственная в мире в то время).

>Верно - зачем свое имущество переводить бестолку. Именно это было причиной, а отнюдь не гуманность и понимание ценности человеческой жизни.

Гы, вот уж объяснение полностью в духе «новорусских подлицистов», убежденных, что пипл хавает , только когда объяснишь, что «это было выгодно».
И как у них чаще всего, у Вас в этом объяснении ВСЕ неправильно.

Во-первых, отмена смертной казни – не ВЫГОДНА государству, а напротив, довольно дорогое удовольствие.
Во-вторых, это не имеет никакого отношения к мотивам самой Елизаветы. Она, по свидетельствам современников, дала зарок не казнить, если будет царствовать, во время молитвы перед походом в Преображенские казармы. Просто дала зарок и выполнила. Зачем лишние сущности изобретать?