От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
16.07.2003 19:55:50
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Как большевик помогал монархисту (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2003/07/12/rg4r.shtml
Как большевик помогал монархисту
Июнь 1913 года, Комендантский аэродром. На взлетной полосе стоит огромный
двухмоторный аэроплан, на фюзеляже которого славянской вязью начертано
<Русский витязь>. К самолету подходят два человека. Первый - высокий,
атлетического телосложения, со щегольскими усиками, одетый в кожаную куртку.
Это известный авиаконструктор, летчик Игорь Иванович Сикорский. Его
спутник - среднего роста, с добрым русским лицом, густой шевелюрой и усами,
он одет в рабочую спецовку и летный шлем. Это Дмитрий Александрович Павлов,
рабочий, модельщик по дереву, земляк и близкий друг Максима Горького.
Сикорский и Павлов садятся в аэроплан. Над аэродромом несется команда <На
взлет>. Игорь Иванович запускает двигатели, мощная машина набирает скорость
и отрывается от земли...
Сегодня мы можем только удивляться тесному сотрудничеству и общению этих
двух столь разных людей. И. И. Сикорский - убежденный монархист,
пользовавшийся расположением императора Николая II. Д. А. Павлов с 19 лет
был членом РСДРП, известным революционером. Что же их объединяло? Ответ
один: любовь к авиации.
Павлов был на девять лет старше Сикорского. Он родился в 1880 году; в 1902-м
вместе с Петром Заломовым стал организатором знаменитой Первомайской
демонстрации в Сормово - той самой демонстрации, которая легла в основу
романа А. М. Горького <Мать>. По нашему мнению, основные черты характера ее
героя Павла Власова автор заимствовал у Дмитрия Павлова.
В декабре 1905 года Дмитрий Павлов участвовал в Московском вооруженном
восстании, добывал оружие и боеприпасы. Избежав ареста, перебрался в
Петербург, где устроился вначале сторожем, а затем стал работать
столяром-модельщиком.
К этому времени Д. А. Павлов уже несколько лет увлекался авиамоделированием
и все свободное время посвящал ему. Он собрал деревянную модель би-плана и
назвал его <Буревестник-1> в честь А. М. Горького. И когда с помощью своих
знакомых Павлов познакомился с Сикорским, тот был поражен познаниями Дмитрия
Александровича в авиастроении и моделировании. Уже вскоре началась
совместная работа...
На новом месте Дмитрий Павлов проявил себя незаурядным конструктором. Он
поставил на поплавки биплан <Сикорский-5>, изготовив для них оригинальное
крепление. Принимал участие в сборке аэропланов Сикорского <Русский витязь>
и <Илья Муромец>. В начале 1914 года участвовал в подготовке <Ильи Муромца>
к сверхдальнему 30-часовому перелету Петербург - Киев. Полет прошел успешно
и стал блестящим достижением российского авиастроения.
Но самое интересное было впереди. В конце 1915 года обнаружилось, что для
пропеллеров <Ильи Муромца> не хватает специального сорта особо прочной
древесины - орегонской сосны. Закупить ее можно было только в Англии. Встал
вопрос: кого послать в ответственную командировку? Требовался опытный
специалист по дереву и аэропланам, да и поездка обещала быть рискованной в
условиях мировой войны.
Игорь Иванович Сикорский сразу предложил кандидатуру Павлова,
профессионализму которого доверял безоговорочно. Одно <но>: прежде чем
собираться в дорогу, Дмитрию Александровичу предстояло за три месяца
овладеть разговорным английским. И он сделал невозможное - выучил незнакомый
язык по самоучителю! Как он позже шутил, <произносил английские слова с
нижегородским акцентом>.
С 4 по 28 февраля 1916 года продолжалось путешествие Павлова из Петрограда в
Лондон. В английской столице он остановился в квартире российского
социал-демократа эмигранта П. М. Керженцева. Потом посетил жившего в Лондоне
видного большевика М. М. Литвинова и передал для ЦК РСДРП материалы о
положении в России. Этими сведениями его снабдил председатель Русского бюро
ЦК А. Г. Шляпников. А 3 марта из Парижа в Петроград пошла секретная
телеграмма от заведующего заграничной агентурой департамента полиции С. С.
Красильникова: <В конце февраля 1916 г. в Лондон прибыл из России Дмитрий
Александрович Павлов, 33 лет, блондин, выдающий себя за
механика-специалиста, мастера аэропланного завода И. И. Сикорского...
Впечатление агентуры, что Павлов - революционер, имеет отношение к текущей
конспиративной работе в России. Он рассказывает о подъеме общего
революционного настроения, наблюдаемого в пролетариате и войсках, где хорошо
поставлена пропаганда. Много подпольной литературы будто бы направляется из
Лондона и Стокгольма в Петроград> (ГАРФ, ф. ДП. ОО., 1916 г., д. 9, ч. 1, Л.
Б., л. 42).
За полтора месяца пребывания в Англии Дмитрий Павлов выполнил задание Игоря
Сикорского. Он договорился с фирмой <Эванс> о поставках орегонской сосны.
Ознакомился также с деятельностью английских авиафирм <Интеграл> и
<Виккерс>, с современными американскими и французскими аэропланами, посетил
ряд лабораторий и конструкторских бюро. Закупил новейшие авиационные приборы
и станки. Съездил, наконец, в Ливерпуль, где уточнил сроки отгрузки
орегонской сосны.
Перед отъездом из Лондона Павлов еще раз встретился с М. М. Литвиновым,
который передал ему ленинские документы для Русского бюро ЦК и
Петербургского комитета РСДРП. И главное, что удалось Дмитрию
Александровичу: он заручился поддержкой российского посольства в Лондоне.
Весь его багаж был тщательно упакован и опечатан дипломатическими печатями,
ему были выданы специальные документы, которые защищали его от тщательных
проверок при пересечении границ. В конце марта Павлов покинул Англию.
14 апреля 1916 года заведующий жандармским надзором на финляндской границе
сообщал в департамент полиции, что <означенный Дмитрий Александрович Павлов,
проследовал из заграницы 10-го сего апреля по заграничному паспорту
Петроградского градоначальника от 23-го января 1916 г. дипломатическим
курьером с депешами и пакетами от Российского посольства в Лондоне. При
тщательном досмотре названного Павлова и его багажа ничего преступного
обнаружено не было и он был пропущен в Петроград под неотступным филерским
наблюдением> (ГАРФ, ф. ДП. ОО., 1916 г., д. 9, ч. 1, Л. Б., л. 98 и об.).
Сикорский полностью одобрил результаты поездки Павлова. Надо отметить, что
авиаконструктор никогда не интересовался политической деятельностью Павлова.
И какой бы интерес полиция ни проявляла к Дмитрию Александровичу, Сикорский
всегда становился на сторону своего талантливого помощника.
В феврале 1917 году началась революция, которая ликвидировала самодержавие.
Павлов принял в этих событиях активное участие, а Сикорский революцию не
понял и не принял.
В октябрьские дни 1917 года квартира Павловых на Сердобольской, 35, стала
одной из явок для встреч руководителей военно-революционного комитета с В.
И. Лениным. После октябрьских событий Дмитрий Александрович был назначен
ответственным секретарем наркомата торговли и промышленности. Потом он ездил
с продотрядом на заготовку хлеба, избирался делегатом VIII съезда партии,
был политкомиссаром бригады на Юго-Восточном фронте. 22 февраля 1920 года
жизнь Д. А. Павлова оборвалась: он умер от сыпного тифа в казачьей станице
Раздорская. Ему не исполнилось еще и сорока.
Игорь Иванович Сикорский на 52 года пережил своего помощника. В марте 1918
года он эмигрировал в Западную Европу, а затем в США. Вначале бедствовал, но
затем, получив поддержку композитора С. В. Рахманинова, основал собственную
авиационную фирму. В середине мая 1940 года поднялся в воздух первый в мире
вертолет, сконструированный Игорем Сикорским...
А нам сегодня не стоит забывать: два этих человека - всемирно известный
Игорь Сикорский и забытый Дмитрий Павлов - ВМЕСТЕ стояли когда-то у истоков
российской авиации.
Игорь Лейберов (профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель
науки)