От Pout
К Pout
Дата 24.03.2002 09:53:27
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Идеология; Компромисс; Культура; ...

гражданская религия США vs "теология Родины"СССР


"Гражданская религия" - это сакрализация политической и идеологической
истории (страны,государства). По модели ,подобию и с помощью методов
традиционной религии строится такая же "священная истрия"и атрибутика,
но для вполе земных и повседневных дел и ритуалов. Сакрализуется
символика, атрибутика,главные лица,фигуры, события. Флаг, герб, доллар,
узловые мометны истории Америки,включая новейшую (например-
"мученическая смерть"Кеннеди, самого популярного и самого
сакрализованного Президента). Устанавливаются особые дни , ритуалы,
обряды (День Благодарения, например). Ритуалы вроде инагуарации
президента, его речей, посланий и т.п. Модель штатская соответствует их
религиозным порядкам.
Народ склонен рассматривать историю страны, ее наиболее известных
руководителей и президентов в совершенно перекликающемся с Библией
ключе. Отцы-основатели (Вашингтон, Джефферсон и др)ассоциируются с
библейскими патриархами, Линкольн - с наступлением новозаветной эры(он и
считается основателем собственно американской гражданской религии).
Отношение к "житиям" святых, символам власти квазирелигиозны (или, как
удачно сказал Балагушкин - эта вера есть изоморфизм религии в
традицинном понимании). Президенты , их выступления(особенно важные -
такие как инаугарационные речи)выступают в этой картине как верховные
жрецы, "первосвященники", толкующие и полагающие новые установления
гражданской религии.Об этом см. в пересказах книг ведущего исследователя
гражданской религии Р.Беллы у "богослова"Легойды

Есть ли новые исследования нашей, "красной веры" - да, кое-что есть.
Чем примечательна "Книга о Родине" - в ней, главное, вырисовывается
целостная картина главного компонента "квазирелигии"советского общества.
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/32/32952

Родина(Отечество, Отчизна). При этом становится ясно, что никакой другой
религии не нужно и только такая (плюс минус детали) должна была быть.
Функционально и по задачам такая. А традиционное церковное православие в
лице его общественных институтов требуется оттеснить на периферию(не
отменить и не заменить). Времена и нравы другие.

Затем, способы, которыми осуществляется верование, остаются
традиционными. сменился предмет", но не способы отношения к нему(способы
верования). Вот способы создания, распространения, конституирования
"новой теологии" - они модернизированные. Средства другие, чем в
до-индустриальную эпоху. На дворе 20 век. Природа тоталитарного строя и
управления его подсистемами также резко специфичны. Тем не менее, дальше
и тоньше если разбираться, получается и разительная разница таких
"квазирелигий" в СССР и Германии. Это другие"сандомирские"вынуждены , с
немалой неохотой. признавать. Разбор таких принципиальных отличий можно
провести на примере рецензий на капитальную книгу Клемперера
"ЛТИ"-Lingua Tertia Imperii. Размышления филолога о специфике
языка(прежде весго повседневного), носителя идеологии
национал-социализма. Первый же концепт, внимательно разбираемый
критиками и рецензентами Клемперера- "фанатизм" - полностью специфичен
фашистам.

По Сандомирской и прочим современным антропологам-культурологам(часть
книги написана вместе с Н.Козловой)
Они вообще имеют глобальные претензии,применяют аппарат ограниченной
годности как универсальный . Вдобавок, нахватав значимые концепты
разных сторон,часто плохо представляют их место и значимость .

Сандомирскую-Козлову надо всю заново переписать простым ясным
языком.Безнадежно искажается кислым и порой похабным стилем многое
верное. Они верно намечают узловые точки дискурса о Родине
,многочисленные клише , их связки, на их базе - концепты.


далее отрывки из "Книги о Родине"

https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Presnja/sadomirskaya-rodina.zip
===============================
Родина - это гражданская религия, секуляризованный алтарь власти. Она
... заключает момент драматического переживания в самой себе, в
поэтическом мифе собственной конструкции и в поэтической красоте своей
политиче-ской фразеологии.
========

Как указывает Бенедикт Андерсон, Родина - это то, за что можно умереть
почетной смертью; это ценность, за которую не только не жалко, но и
престижно отдать свою жизнь; главный идеологический, эти-ческий и
эстетический символ-репрезентант Родины - могила неизвестно-го
солдата.12 Популярность же этого понятия в пост-тоталитарной России
свидетельствует о том, что Родина как метафора такого общественного
обустройства не утратила своей актуальности, как не утратили
притяга-тельности и ценности иерархии, централизованного регулирования,
на-сильственной власти и единомыслия, несмотря на то, что общество идет,
как утверждается, "по пути демократических реформ". Родина - это
мета-фора, в которой осмысливаются и идеологизируются совершенно
особен-ные отношения государственности (statehood) и гражданства
(citizenship), это мета-троп, через оптику которого видится и
конструируется коллек-тивная идентичность и определяются границы как
Своего, так и Иного.


Отвечая на вопрос о том, что означает для респон-дента слово Родина,
опрашиваемый разражается потоками стереотипных словосочетаний из
советской пропаганды, неявными цитатами из патрио-тической песни,
приводит воспоминания детства, как две капли воды на-поминающие тексты
из школьных хрестоматий, увлеченно описывает личные переживания, не
отличимые от эпизодов советского кино, или вы-ражает собственные
политические убеждения, как будто списанные с культурных программ
политических партий. Таков дискурс о Родине: здесь поневоле все цитируют
всех. Говорить о Родине легко, но чрезвы-чайно трудно при этом быть
оригинальным.

В этой способности дискурса Родины порождать цитаты и цитаты цитат
проявляется интертекстуальный характер, свойственный не только этому,
но, по всей видимости, любому концепту.


претензию на создание новой цивилизации предъявляет и светская власть;
по крайне мере, такие устремления безусловно присутствовали у советской
власти с ее культом социалистической Родины. Поэтому инте-ресно
рассматривать советскую официальную литературу, идеологический дискурс в
целом как неудавшуюся попытку получить (в коллективной и
регламентированной практике "откровения", которую отправляют специ-ально
подготовленные и проверенные кадры, доверенные "деятели культу-ры")
некий ниспосланный свыше идеальный текст.

В этом отношении любопытно свидетельство об истории создания тек-ста
гимна Советского Союза С. Михалковым и Р. Эль-Регистаном. Это история,
скорее всего, вымышленная, что не снижает, однако, ее иллюст-ративной
ценности: она вымышлена в рамках того же канона фиктивности, что и сама
Родина. Узнав об объявленном конкурсе на лучший текст Госу-дарственного
гимна, два молодых автора прежде всего обратились к эн-циклопедии, из
которой узнали, что государственный гимн есть своего рода "гражданская
молитва". Вдохновленный этим, Эль-Регистан следую-щей ночью увидел
прообраз будущего текста во сне (мотив откровения свидетельствует о
святости полученного мистическим образом текста). Получив такое
ниспослание, оба автора занялись созданием "гражданской молитвы народа"



Не все попытки создания канонических текстов были столь удачны. В целом
история взаимоотношений между советской властью и советскими писателями
предстает перед нами историей отчаянных попыток со сторо-ны "инженеров
человеческих душ" угадать, что именно от них хочет ус-лышать власть,
правильно уловить и изложить в художественной форме существо этого
message (вспомним еще Блока и его призыв к интеллиген-ции "всеми силами
слушать голос революции"). Советские писатели хоте-ли получить
ниспосланное откровение власти и всеми силами стремились исполнить
выпавшее им профетическое призвание. В то же время это и история
бесплодных попыток со стороны власти добиться от писателей желанного
результата. Бесконечные совещания по идеологическим вопро-сам, история
работы Идеологического отдела ЦК с писателями при Стали-не и после него
открываются нам в новых публикациях историков литературы.21 Система
хочет найти себе каноническое выражение - и не может; желание откровения
упирается в беспомощность ее "тугоухих" пророков -деятелей культуры.
Примечательна роль советской цензуры в этом процес-се - роль
интерпретатора, посредника, переводчика между косноязычной
(бессловесной, по замечанию Жиля Делёза)22 репрессивной властью и
"ту-говатыми на ухо" писателями. Чрезвычайно драматичным предстает это
тройственное взаимодействие в документах КПСС, посвященных вопро-сам
литературы. При некоторой доле фантазии можно представить себе весь
гигантский проект советской литературы как результат томления сис-темы
по собственному каноническому тексту. Этот проект несостоявшего-ся
Писания имел прямые последствия для фразеологии: вместо того, чтобы
слиться в связный текст, советский канон рассыпался на устойчивые
сло-восочетания, штампы, клише. Этот несостоявшийся идеальный текст и
есть, отчасти, объект нашего исследования.

Термины идеология, политика, власть и другие требуют специального
разъяснения.

Хотя их употребление в западной теории и восходит исторически к рус-ским
контекстам (на парадигму cultural studies оказали решающее воздей-ствие
идеи В.Н. Волошинова о языке и идеологии), в современной русской

40

речи эти термины употребляются совсем с другими значениями и другими
коннотациями. Как это ни парадоксально, но особенно чуждым нынешней
русской лингвистике с ее марксистским прошлым оказалось именно
упот-ребление этих терминов в западной постструктуралистской,
постмарксистской традиции интерпретации. Такие слова, как гегемония,
класс, интере-сы, сознание для нас неизбежно ассоциируются с советской
идеологиче-ской догмой, а слова идеология и политика воспринимаются
скорее в сво-ем жаргонном, чем терминологическом значении. Под
идеологией пони-мается исключительно советская политическая цензура (по
аналогии с на-званиями ответственных постов в аппарате - зав. по
идеологии, зам. по идеологии), т. е. власть догмы
....

образ Родины претерпевает еще одну тропеическую ме-таморфозу: денотат
этого имени - уже не родной уголок, не страна, и даже не культурная
история или язык. Это прежде всего государство с опреде-ленным
общественным строем, с определенной официальной идеологией. Эта Родина
пишется только с большой буквы. Ее мало любить - ею следу-ет гордиться,
ставить ее интерес превыше всего (как пелось в известной советской
песне, "Раньше думай о Родине, / А потом о себе"). Хотя общая
"материнская" метафорика семьи (Родина-мать вспоила / вскормила /
вос-питала / дала все, сыновья / дочери Родины) и сохраняется, акцент
делает-ся не на темном чувстве крови, а на сверх-этническом, т. е.
духовном, идейном родстве строителей коммунизма. Главное в этом новом
чувстве долга перед Родиной - сознательное отношение борца и строителя к
пред-мету его созидательных трудов, социалистической Родине.
Сознатель-ность, как известно, величайшая добродетель человека
социалистического общества; воспитывая в себе сознательность, он
побеждает предрассудок и невежество - наследие капиталистического
прошлого. Поэтому любить Родину в этом смысле дано не каждому, а лишь
сознательному борцу, строителю коммунизма. И его чувства к Родине не
суть результат голоса инстинкта, но долг, требующий сознательного к себе
отношения. При всей личной неприязни, который автор этих строк
испытывает к советскому дискурсу о Родине, нельзя не признать, что его
протагонист был в целом чрезвычайно привлекательным персонажем.

74

Таким образом, советская Родина встает перед нами как неоднозначный
образ: с одной стороны, он несет на себе сильнейший отпечаток
нацио-нального романтизма, а с другой это рационализированный идеал,
кото-рый надо рассматривать в ряду других крупных идеологем эпохи
Просве-щения - Свободы, Равенства, Братства, Разума. Советская Родина -
не пат-риархальная родная сторонка и не буколические "то березки, то
рябины", это ни в коем случае не ностальгический родной дом со своим
родным языком и другими "родными атрибутами". Советская Родина - это
новая цивилизация, современное модернизированное государство. Ее
индустри-альная мощь составляет неотъемлемую часть программы
строительства нового общества и создания новой общности людей -
Советского народа. Ни о какой критике цивилизации, которую содержали в
себе "родины" предыдущих нарративов, не может быть и речи.

Между прочим, именно идеалы Разума и Света составляют коренное отличие
дискурса советской Родины не только от дискурса православного и
самодержавного Отечества, но и от нацистского Vaterland'a: светлый,
солнечный, романтический культ советской Родины глубоко чужд игре в
средневековый мистицизм. Советский миф о Родине отвергает голос крови и
почвы (советская Родина - многонациональная Родина, в этом прояви-лась
ее преемственность от идей многонациональных Отечеств эпохи ев-ропейских
империй, ср. критику австрийского имперского проекта Gesamt-vaterland'а
у Ивана Аксакова). Советскому мифу чужды мрачные тона мис-тического
восторга и ужаса, заимствованные из постановок вагнеровских опер. В
отличие от нацистского мифа, космогония советского мифа о Ро-дине - это
космогония Паноптикума: все пронизано солнечным светом, все прозрачно,
все наблюдаемо, нет скрытых, тайных уголков, душа свободно-го индивида
вся видна как на ладони, она не отягощена темными инстинк-тами, не имеет
глубин подсознания, она вся устремлена вперед, в светлое будущее, туда,
"где так вольно дышит человек" (ср. обилие воздуха и сол-нечного света
на полотнах художников-соцреалистов).19 Сознательное от-ношение к
Родине - это отношение убежденного коммуниста и свободного гражданина,
добровольно отдающего свой труд на благо общества.
...

В мирное время долг перед Родиной отплачивается честным, бескоры-стным
трудом. Здесь советский дискурс с его фундаментальным принци-пом "От
каждого по способностям - каждому по труду" также оказывается скрытой
библейской цитатой (из Посланий ап. Павла).26 Зато в развитии концепта
"труд" наблюдается ряд инноваций.

В библейских контекстах труд - это наказание за первородный грех,
проклятие ("В поте лица будешь зарабатывать хлеб твой").27 В риторике
Социалистической Родины труд на благо Родины есть дело чести, почет-ная
обязанность. Очевиден сдвиг значения "с точностью до наоборот": от
проклятия к благодати.

Следует помнить, что труд - это базовая идеологема на протяжении всей
истории рабочего движения и социализма. Формула о противоречии труда и
капитала подразумевает не только противостояние классов, но и
непримиримый конфликт идеологий, который в историческом мифе зани-мает
то же место, что противоборство стихийных элементов в мифе о со-творении
мира.

Самые ранние социалистические утопии (например, Фурье) представля-ли
собой визионерские программы развития человечества. Социализм
"пе-ресказывал" евангелие и обращался к духовному подвигу первохристиан,
ставя перед собой задачу очищения христианского учения от ложных
на-пластований, образовавшихся за столетия эксплуатации и лжи.
Пересмотру в духе социалистического утопизма подверглось и представление
о труде.

82

Здесь возникает понятие свободный труд - имя, которое с религиозной
точки зрения представляет собой оксюморон, имя внутреннего противоре-чия
наподобие горячего снега или отечества мирового пролетариата: будучи
карой, труд никак не может быть свободным.

....

Снова, как и в нарративе об изменни-ке Родины, мы сталкиваемся здесь с
ветхозаветным мотивом Благодати. Однако советские люди благодарят за эту
благодать не божество и не сле-пые силы природы, а мудрое руководство
коммунистической партии, ве-дущей Родину по пути новых и новых великих
свершений.

Мы уже сталкивались со своеобразным номинализмом советского
офи-циального дискурса, силой которого "вещи" получают существование
только в силу идеологической значимости "идей", т. е. когда "вещи" суще-

100

ствуют постольку, поскольку значима метафора этой "вещи" в
метафизи-ческом ландшафте идеологической системы. Так, мы указывали на
то, что человеческая значимость отношений материнства и детства
оказывалась вторичной по отношению к идеологеме материнства как метафоры
взаи-модействия между Родиной-государством и ее гражданами. Точно так же
из метафоры Родины-дома "соткался" и реальный человеческий дом - се-мья,
родственная связь, хозяйство, двор и пр. Этот "вещественный" дом
оказался существующим ровно в той степени, в какой он мог служить
ос-нованием для метафоры Родины, которую должно защищать. Телесные
функции (семья, родство, повседневное сосуществование под одной
кры-шей), таким образом, производятся не столько собственно
взаимодейст-виями между людьми, сколько метафорическими значениями
соответст-вующих имен (семья, мать, дом, родина) в рамках идеологической
картины мира, причем сам процесс метафоризации находится под строгим
контро-лем власти. Это идеальное тело, функции которого подвергаются
возгонке до нового и высшего "агрегатного состояния" идеологической
метафоры и заменяются этой метафорой, составляет характерную особенность
тотали-тарного субъекта. Все это в русской культуре оказывается
помноженным на пресловутую "тоску по идеальному" и отвращение к низкой
материаль-ности, на стремление к духовным высям и любовь к "полетам во
сне и на-яву", которые столь характерны для русской интеллигенции.

Тот же самый символический ход мы наблюдаем в метафорике дискурса о
величии Родины: ее физические параметры оказываются производными от
идейного величия объединяющей ее идеологии, наличие в ее географи-ческом
ландшафте всего "самого-самого" представляется самим собой ра-зумеющимся
результатом ее исторической избранности и отмеченности; богатство недр и
протяженность - это своего рода божественная благо-дать, и они только
подтверждают, что не только исторический путь Роди-ны был единственно
возможным (единственно благодатным), но и буду-щее ее отмечено той же
благодатью и, следовательно, исторически оправ-дано.

Имея в виду такую "теологию Родины",неудивительно, что подавляющее
большинство населения восприняло конец СССР как эсхатологическую.
катастрофу
==========




От Александр
К Pout (24.03.2002 09:53:27)
Дата 24.03.2002 19:57:54

Re: гражданская религия...

>Устанавливаются особые дни , ритуалы,
>обряды (День Благодарения, например).

Хе! Есть получше, "презтдетьский день" - выходной в честь для рождения нескольких "отцов основателей".

>Отношение к "житиям" святых, символам власти квазирелигиозны (или, как
>удачно сказал Балагушкин - эта вера есть изоморфизм религии в
>традицинном понимании). Президенты , их выступления

Кстати, у нас подобным образом делали "житие" Ленина. Как он там в детстве кувшин разбил, а потом толи врал толи не врал, но это было один раз в жизни. Полная аналогия с Вашингтоном, чтоли. Дочка притащила домашнюю работу. Вашингтону в детстве топорик подарили, а на другой день любимая папина вишня была заботливо срублена. Мальчишка отнекивался... Как Вы думаете врал или нет. Ну доллар там через Патомак перебрасывал или размышлял стоит ли спасать свинью из грязи или лучше не пачкать курточку.

Но у нас это дело не пошло. У нас всех руководителей кроме Ленина отродясь замалчивали. В моем учебнике истории СССР, включавшем период войны Сталин был упомянут 2 раза, вскользь. Это называли "попыткой реабилитировать...". Зубрить наизусть имена всех президентов, слава богу, не заставляли. Да и то, у нас готь правили пожизненно, а в штатах менялись каждые 4-8 лет, а малышам всех зубри!

С другой стороны, хрен бы американы смогли обожествить Родину как у нас. Земля у них товар, вся в собственности и за заборами. О ней даже думать как о своей - преступление. "хороших и верных товарищей" с их трудолюбивой фтомизацией и стандартизацией людей нет и быть не может. Остаются только фетиши-президенты, которые для всех.

>Как указывает Бенедикт Андерсон, Родина - это то, за что можно умереть
>почетной смертью; это ценность, за которую не только не жалко, но и
>престижно отдать свою жизнь; главный идеологический, эти-ческий и
>эстетический символ-репрезентант Родины - могила неизвестно-го
>солдата.

Ну тут он хватил! "Символ Родины - могила"! Выдает вражина желаемое за действительное. Даже сейчас это не так. Хоть на плакаты посмотрел бы, типа "Ты записался добровольцем?" "Родина - мать зовет!" "Боец Красной армии, Спаси!" У американов на таких же плакатах фигурирует ... Дядя Сэм!

>Не все попытки создания канонических текстов были столь удачны. В целом
>история взаимоотношений между советской властью и советскими писателями
>предстает перед нами историей отчаянных попыток со сторо-ны "инженеров
>человеческих душ" угадать, что именно от них хочет ус-лышать власть,

Кстати, это так. Видно запутала наша власть несчастных "инженеров" в особенности евреев, в доску. На словах евроцентризм, на деле "архаический крестьянский коммунизм". Перечитывал недавно "Швамбранию" Кассиля, думал давать дочке или нет. Так там просто наружу прет. Хочет Лев как надо, да не знает как. И никто объяснить не может.

О фанатизме. Это тоже забавно. Есть книжка "войны Америки". Переиздается каждые 4 года с добавлением очередного десятка войн, случившийся между изданиями. Чудо! Да, они скажут что атомизировать Японию было не обязательно, что этим хотели шантажировать СССР, и все такое. Но в конце добывят что "это дало очередную палку для битья Америки в руки вражеской пропаганды..." "Красные" вышли из Кореи сразу, а янки остались более чем на год. "И это используется как очередная палка для битья Америки"... Ах, каким ударом для америки был процесс над лейтенантом Келли! Многие люди в мире решили что и американские солдаты могут вести себя как коммунисты...

Не знаю как эту книгу воспринимают американы, но для постороннего просто чудо! Все бьют бедную Америку. Все обижают бедную справедливую и щедрую Америку. Со всех сторон на нее сыпятся палочные удары. А атомные бомбы на мирные города, ковровые бомбардировки Ханоя, Напалм - все это вовсе не палки для битья всего остального мира.

> Хотя общая
>"материнская" метафорика семьи (Родина-мать вспоила / вскормила /
>вос-питала / дала все, сыновья / дочери Родины) и сохраняется, акцент
>делает-ся не на темном чувстве крови, а на сверх-этническом, т. е.
>духовном, идейном родстве строителей коммунизма.

Слава богу, вспомнили.

>Советская Родина - это
>новая цивилизация, современное модернизированное государство. Ее
>индустри-альная мощь составляет неотъемлемую часть программы
>строительства нового общества и создания новой общности людей -
>Советского народа.

Все так, как писал СГ в "науке и идеологии", в догоняющих обществах прогресс часто сокрализуется. За что и поплатились. То на картошку ездить не хотели, то речи толкали вроде тех, которыми нас тут на форуме КЕД потчует и под них ломали "совок за отсталость".

>Между прочим, именно идеалы Разума и Света составляют коренное отличие
>дискурса советской Родины не только от дискурса православного и
>самодержавного Отечества, но и от нацистского Vaterland'a: светлый,
>солнечный, романтический культ советской Родины глубоко чужд игре в
>средневековый мистицизм.

И в водяные счетчики. Эх, не травите душу!

>В библейских контекстах труд - это наказание за первородный грех,
>проклятие ("В поте лица будешь зарабатывать хлеб твой").27 В риторике
>Социалистической Родины труд на благо Родины есть дело чести, почет-ная
>обязанность. Очевиден сдвиг значения "с точностью до наоборот": от
>проклятия к благодати.

>Следует помнить, что труд - это базовая идеологема на протяжении всей
>истории рабочего движения и социализма.

Вот при чем тут рабочее движение не совсем ясно. В крестьянском понимании земля принадлежит тем кто на ней работает: "Мы ваши, а земля наша". Тоесть именно труд - источник длягодати. У буржуев с пролетариями и их частной собственностью все иначе. Для России это не актуально. Хотя многие писатели действительно путались.

>Здесь возникает понятие свободный труд - имя, которое с религиозной
>точки зрения представляет собой оксюморон,

Да ведь разные бывают религии.

>Снова, как и в нарративе об изменни-ке Родины, мы сталкиваемся здесь с
>ветхозаветным мотивом Благодати. Однако советские люди благодарят за эту
>благодать не божество и не сле-пые силы природы, а мудрое руководство
>коммунистической партии, ве-дущей Родину по пути новых и новых великих
>свершений.

Я думаю советские люди, которых солдатики вывозили на БТРах из охваченых погромами Баку и других городов, благодарили не "мудрое руководство", а этих самых солдатиков. И тех кто им БТРы сделал, и т.д. И в более спокойной обстановке благодарили врача, учителя... В штатах не понимают зачем у нас дарят учителю цветы и почему ученики десятилетия спустя навещают своих учителей.

>Так, мы указывали на
>то, что человеческая значимость отношений материнства и детства
>оказывалась вторичной по отношению к идеологеме материнства как метафоры
>взаи-модействия между Родиной-государством и ее гражданами.

Вот ведь указатель нашелся! Что первично что вторично разрассуждался. А на каких основаниях? Он бы не респондентов допрашивал, а домой к ним зашел. Ну а что Родина была нам родной Матерью, а не сакрализованым бюрократом дядей Сэмом, так у нее домен другой. С обычным понятиями материнства она не конкурирует. Она Б-52 отгоняла ит своих детей, но не сама, а руками вставших на ее защиту сыновей. И согревала их, но тоже руками своих сыновей которые сибирские нефтяные месторождения осваивали.
Расширен у нас домен семейных отношений на весь народ, но это не значит что собственно семья стала вторичным явлением. Семья - ячейка общества.

> Точно так же
>из метафоры Родины-дома "соткался" и реальный человеческий дом - се-мья,
>родственная связь, хозяйство, двор и пр. Этот "вещественный" дом
>оказался существующим ровно в той степени, в какой он мог служить
>ос-нованием для метафоры Родины, которую должно защищать.

Этот Дом-Родина был именно домом. Я мог пойти в ближайший лес или на речку с тем же правом с каким входил с себе домой. Они небыли огорожены от меня колючей проволокой, собаками а то и вооруженными охранниками, как на западе. Поэтому Родина-Дом это даже не метафора. Эту фразу надо понимать буквально. Да автор видимо совсем ослеп от своего евроцентризма - мой дом - моя крепость, и уж конечно частная собственность.

> Телесные
>функции (семья, родство, повседневное сосуществование под одной
>кры-шей), таким образом, производятся не столько собственно
>взаимодейст-виями между людьми, сколько метафорическими значениями
>соответст-вующих имен (семья, мать, дом, родина) в рамках идеологической
>картины мира,

Интересно было бы попросить автора обрисовать в общих чертах "неидеологическую картину мира", а потом мы бы все дружно посмеялись.


>Тот же самый символический ход мы наблюдаем в метафорике дискурса о
>величии Родины: ее физические параметры оказываются производными от
>идейного величия объединяющей ее идеологии, наличие в ее географи-ческом
>ландшафте всего "самого-самого" представляется самим собой ра-зумеющимся
>результатом ее исторической избранности и отмеченности; богатство недр и
>протяженность - это своего рода божественная благо-дать,

Да, за это тоже жестоко поплатились. Однако, только обнаружив что всего этого нет, начинаешь лучше понимать все величие нашей Родины, которая в замороженной пустыне создала сверждержаву. Одной любовью, служением, долгом своих сыновей и дочерей.


От self
К Александр (24.03.2002 19:57:54)
Дата 28.03.2002 08:08:34

поясните

>Кстати, это так. Видно запутала наша власть несчастных "инженеров" в особенности евреев, в доску. На словах евроцентризм, на деле "архаический крестьянский коммунизм". Перечитывал недавно "Швамбранию" Кассиля, думал давать дочке или нет. Так там просто наружу прет. Хочет Лев как надо, да не знает как. И никто объяснить не может.

Это как? Из чего видно? Простите, давно читал - много было непонятного, а потому просто не воспринималось и опускалось.

>>Снова, как и в нарративе об изменни-ке Родины, мы сталкиваемся здесь с
>>ветхозаветным мотивом Благодати.

Что есть нарратив? не нашёл в толковм словаре.

От Георгий
К Александр (24.03.2002 19:57:54)
Дата 25.03.2002 22:56:33

Подтверждаю.

> Я думаю советские люди, которых солдатики вывозили на БТРах из охваченых погромами Баку и других городов, благодарили не "мудрое
руководство", а этих самых солдатиков. И тех кто им БТРы сделал, и т.д.

Моих бабушку с дедом из моего родного Баку под пулями вывозили солдатики - в машинах, крытых брезентом. (Двоих солдатиков убило). А
бабушка с дедом им магазины к автоматам подавали.



От А.Б.
К Pout (24.03.2002 09:53:27)
Дата 24.03.2002 10:57:51

Re: Прошу честного ответа на простой вопрос.

>Родина(Отечество, Отчизна). При этом становится ясно, что никакой другой
>религии не нужно и только такая (плюс минус детали) должна была быть.
>Функционально и по задачам такая. А традиционное церковное православие в
>лице его общественных институтов требуется оттеснить на периферию(не
>отменить и не заменить). Времена и нравы другие.


Веришь ли, Поут, что именно это "оттеснение" (уже вполне состоявшееся) и есть главная причина сегодняшних неурядец, разброда и беспомощности? И что по другому не могло выйти, если "оттеснение" нужно?



От Pout
К А.Б. (24.03.2002 10:57:51)
Дата 24.03.2002 13:57:09

простой ответ

нечего лезть раскорякой с посконным рылом в калашный ряд
Задним числом будем пыжиться изображать из себя мудраков?. Сталин,
Горький, Геббельс ,Линкольн иже с ними "херувимы" поумней и поближе к
народному духу были полчищ пыжащихся "задним-числом-умников". У "них"(У
ЦЕРКВЕЙ 20 ВЕКА) у каждого - каждый раз - своя версия "веры 20 века",
своя"религия"
. Мерило - что"геббельса"(чудом)удушили,"суслова"( в суматохе)замочили,
а "линкольн"живей всех живых и потому их, долларовая, вера"верная"-
мудрачество мелкого разлива. А уж раскорякой пятитЬся вперед выпучив
глаза НА МОХНОРЫЛЫЕ ОБРАЗЧИКИ назад - это полный нонсенс и абзац

А.Б. <1chm@mail.ru> сообщил в новостях следующее:49279@kmf...
> >Родина(Отечество, Отчизна). При этом становится ясно, что никакой
другой
> >религии не нужно и только такая (плюс минус детали) должна была быть.
> >Функционально и по задачам такая. А традиционное церковное
православие в
> >лице его общественных институтов требуется оттеснить на периферию(не
> >отменить и не заменить). Времена и нравы другие.
>
>
> Веришь ли, Поут, что именно это "оттеснение" (уже вполне состоявшееся)
и есть главная причина сегодняшних неурядец, разброда и беспомощности? И
что по другому не могло выйти, если "оттеснение" нужно?
>
>





От А.Б.
К Pout (24.03.2002 13:57:09)
Дата 24.03.2002 14:00:57

Re: Вы, Pout, меня извините...

Но, вижу, у вас что-то раскорякой в организме стало...

Ладно, пару дней подожду, пока это у вас рассосется, а там - может и сподоблюсь получить ответ от вас на русском, человеческом языке.