От IGA
К Monk
Дата 28.01.2014 22:36:44
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

План Путина: "либеральное тепло" (либерализация теплоснабжения)

http://regulation.gov.ru/project/11357.html
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и иные Федеральные законы по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»

http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/17326.html
Проект Федерального закона о внесении изменений в закон о теплоснабжении и иные НПА

http://www.vedomosti.ru/companies/news/21198191/trilliony-na-teplo
Минэнерго подготовило новые правила рынка тепла, которые позволят привлечь в отрасль примерно 2,5 трлн рублей до 2025 г. Тарифы на тепло для населения при этом вырастут на четверть

Минэнерго завершило работу над новыми правилами в сфере теплоснабжения, о необходимости которых в отрасли говорили еще со времен реформы Анатолия Чубайса. Проект поправок к закону «О теплоснабжении» (опубликован на сайте Минэнерго 31 декабря) предполагает постепенный переход от регулируемых тарифов на тепло к экономически обоснованным так называемым индикативным ценам. Также перестанет регулироваться цена на пар, чего давно добивались генерирующие компании и промышленность.

Новые правила приведут к существенному разовому росту тарифов на тепло для населения в большинстве регионов, следует из презентации Минэнерго (есть у «Ведомостей»). Средний рост составит 26%, в отдельных случаях цена может вырасти значительнее: в Башкирии — на 104%, в Туве — на 81%, в Тюменской области — на 75%, говорится в документе. Снижение тарифов на 3, 11 и 12% ожидается только в Карелии, Краснодарском крае и Новгородской области соответственно, в Москве стоимость не изменится.

Уровень индикативных цен для крупных городов (с населением выше 500 000 человек) будет устанавливать ФСТ, для остальных — региональные власти. Он будет рассчитываться с учетом капитальных и эксплуатационных затрат на строительство новой котельной. Их определит консалтинговая компания, которую регулятор выберет на конкурсе. В расчетах Минэнерго указана стоимость 1569 руб. за 1 Гкал (средний тариф 2013 г. — 1241 руб./Гкал).

Чтобы не допустить резкого скачка цен, Минэнерго предлагает привести цены к индикативному уровню в течение нескольких лет, но не позднее 2020 г. Решение о длительности переходного срока останется за регионами. В тех населенных пунктах, где тарифы уже выше индикативной цены, их заморозят до того момента, пока они не сравняются с экономически обоснованной ценой.

По расчетам Минэнерго, для некоторых регионов до 2025 г. государству придется выделить субсидии в размере 123 млрд руб. Но положительный эффект реформы будет масштабнее: до 2025 г. отрасль сможет привлечь 2,5 трлн руб., говорится в презентации.

Генерирующие компании получат возможность консолидировать выручку от продажи тепла в одном регионе. Регионы должны будут выбрать единую теплоснабжающую организацию (как правило, крупная теплогенерирующая компания, которая может обеспечить теплом большинство жителей), которая будет определять политику теплоснабжения в регионе и нести ответственность за безопасность и качественное теплоснабжение потребителей.

Впрочем, в некоторых регионах правительство может сохранить регулирование по обращению местных чиновников. Исключение будет сделано для тех регионов, в которых электроэнергия от комбинированной выработки продается по регулируемым тарифам (например, на Дальнем Востоке), где государство субсидирует теплоснабжающие организации либо больше 15% в тарифах приходится на возврат инвестиций в тепло.

Теплогенерирующие компании давно ждали реформы рынка тепла. «Тепло — это не просто главная проблема, а главный тормоз отрасли», — говорил «Ведомостям» гендиректор «КЭС-холдинга» Борис Вайнзихер. Компания полностью поддерживает предложения Минэнерго, подтвердил «Ведомостям» представитель «КЭС-холдинга».

Потребителям предложения Минэнерго не нравятся. «Вместо того чтобы искать средства для модернизации теплоснабжения в повышении энергоэффективности и снижении энергоемкости, Минэнерго предлагает пойти по наиболее легкому пути — собрать еще больше денег», — говорит директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.

http://www.vedomosti.ru/companies/opinions/2014/01/13/21198191
nika.ivanov78
> Минэнерго подготовило новые правила рынка тепла.
Интересно получается — рынка нет, а правила есть.

http://expert.ru/2014/01/14/za-teplo-pridetsya-doplatit/
За тепло придется доплатить
Екатерина Шохина «Expert Online» , 14 янв 2014, 00:37

Правительство намерено «отпустить» цены на тепло в надежде на привлечение инвестиций в энергетику. Но это вряд ли произойдет, - считают эксперты, - скорее, вызовет социальное недовольство и децентрализацию теплоснабжения

Минэнерго РФ завершило работу над новыми правилами в сфере теплоснабжения, о необходимости которых в отрасли говорили еще со времен реформы Анатолия Чубайса. Проект поправок к закону "О теплоснабжении", опубликованный в канун Нового года, предполагает постепенный переход от регулируемых тарифов на тепло к экономически обоснованным так называемым индикативным ценам. По мнению ведомства, это должно способствовать приход инвесторов в недофинансированную отрасль.

Проект поправок к закону "О теплоснабжении" предусматривает постепенную (начиная с 2016 года) либерализацию цен на тепло — переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Услуги теплоснабжающих организаций должны быть не дороже так называемой индикативной цены: она рассчитывается как минимальная стоимость производства и поставки тепловой энергии "с использованием наилучших [IGA: то есть самых дорогих?] доступных технологий".

Законопроект нацелен на создание экономических стимулов для привлечения инвесторов в теплоснабжение и проведения модернизации отрасли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей, следует из пояснительной записки к проекту Минэнерго. Принять все необходимые изменения в законодательство планируется к концу 2014 года.

Новые правила приведут к существенному разовому росту тарифов на тепло для населения в большинстве регионов, следует из презентации Минэнерго РФ. Средний рост составит 26%, в отдельных случаях цена может вырасти значительнее - на 75-104%. Снижение тарифов ожидается в трех регионах, в Москве стоимость не изменится [IGA: боятся москвичей].
При этом у властей регионов останется возможность сохранить действующую систему регулирования цен на тепло. Правительство может признать зону регулируемой в трех случаях: если продажа электрической мощности от комбинированной выработки (ТЭЦ, производящие одновременно и электроэнергию, и тепло) осуществляется по регулируемым тарифам (это в основном регионы Дальнего Востока и севера России), если теплоснабжающие организации получают госсубсидии или если более 15% в тарифах на тепло приходится на возврат инвестиций в модернизацию.

Устанавливать индикативные цены будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Служба также определит сроки перехода на индикативные цены для региона, если он сам до 1 июля 2014 года этого не сделал. В свою очередь, единая теплоснабжающая организация (ЕТО) станет единым поставщиком тепловой энергии, ответственным за надежное и качественное теплоснабжение и горячее водоснабжение перед конечным потребителем. Она закупает тепло по долгосрочным свободным договорам (не менее года) у производителей тепла и теплосетевых организаций и не имеет права отказать потребителю тепловой энергии в своей зоне в заключении договора о теплоснабжении.

ЕТО займется и распределением необходимых объемов производства между источниками тепловой энергии. Организация сможет самостоятельно принимать решение о выводе объектов теплоснабжения из эксплуатации на срок не более трех лет с обязательной компенсацией собственнику возникающих убытков (раньше аналогичные решения принимала правительственная комиссия по электроэнергетике по предписанию региональных органов власти). В перспективе ЕТО сможет менять схему теплоснабжения в своей зоне.
После перехода к новой модели в тариф на тепло больше не будет включаться плата за резервируемую тепловую мощность и за подключение к системам теплоснабжения. Кроме того, перестанет регулироваться цена на пар, чего давно добивались крупные генерирующие компании и промышленность. Но цены на услуги горячего водоснабжения по-прежнему будут рассчитываться по формуле ФСТ. Поправки ужесточают и ответственность потребителей тепла: небольших потребителей тепла (менее 0,2 Гкал/ч) обяжут устанавливать приборы учета.

Эксперты согласны с чиновниками: электроэнергетика недоинвестирована, но возложить весь груз на население не только экономически и социально, но и политически неправильно. При этом, проблема у поставщиков тепла не только и не столько с размером тарифов, но и с дисциплиной потребителей, которые зачастую просто отказываются платить.

В течение 2013 года произошло существенное сокращение инвестпрограммы Газпрома, причем данная тенденция обозначена и на 2014-2015 гг, - отмечает Георгий Остапкович из НИУ ВШЭ. Одна из основных причин сокращения инвестиций в газификацию, по его словам, «крайне низкая платежная дисциплина регионов-потребителей, а также замещение инвестиционных расходов текущими издержками на поддержание производства». Эксперты опасаются, что либерализация приведет к тому, что все российские энергетические компании начнут закладывать в договоры риски возмещения непредвиденных убытков своих контрагентов, что ничего, кроме роста цены на электроэнергию, не даст.

«То, что для инвесторов может быть привлекательным и интересным, для населения таким точно не будет - не факт, что параллельно с повышением стоимости услуг пропорционально вырастет и качество предоставляемой услуги, - отмечает старший аналитик компании Альпари Анна Бодрова. - Рост тарифов для населения может быть очень масштабным - пока еще неясно, насколько, но хорошего тут точно будет мало, особенно для незащищенных слоев населения. Рост таких тарифов потянет за собой рост цен и в рознице и ритейле, что позитивно скажется на инфляции, но отрицательно - на качестве жизни россиян. В среднем, рост тарифов на теплоснабжение может составить по стране порядка 30-45%». Ухудшение экономического положения граждан приведет к социальному и политическому недовольству, - предупреждают эксперты.

Сергей Сиваев из Института экономики города также считает идею с либерализацией цен на тепло "небесспорной". "Действительно в Северной Европе сложилась практика, когда тарифы в централизованном теплоснабжении не регулируются, а определяются исходя из неких альтернативных технологий. Идея имеет право на обсуждение, но для этого альтернативы должны существовать, хотя бы виртуально. У нас их пока нет. Сама по себе идея неплохая, но с точки зрения реализации до практики еще достаточно далеко — то есть это не сегодня и не завтра. Это нужно обсуждать, говорить, как это сделать", — пояснил эксперт.

По его словам, не все европейские страны пошли по такому пути формирования цен на тепло. Например, в Дании, где высокий уровень централизации теплоснабжения, регулирование тарифов аналогично нашему. "Договорные цены не везде работают. Тут есть плюсы и минусы", — считает Сиваев.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов не разделяет уверенности чиновников Минэнерго в однозначной прямой связи роста тарифов и инвестиционной привлекательности энергетической отрасли. «Вопрос цен, конечно же, важен для инвесторов, но есть множество других факторов, которые для них имеют ничуть не меньшее значение. В частности, речь идёт о прозрачности регулирования отрасли, вопросах защиты инвестиций, возможности жёстко действовать в отношении неплательщиков и в ряде других. И так как не все эти вопросы решены в полном объёме, то ждать, что просто переход к свободному ценообразованию в сфере теплоснабжения, да к тому же значительно растянутый по времени, вряд ли вызовёт значительный приток инвестиций в этот сегмент ЖКХ. К тому же не стоит забывать о значительной степени износа теплоснабжающего оборудования и тепловых сетей в стране, что также снижает привлекательность инвестиций в этот сегмент», - поясняет Баранов. По его мнению, возможным последствием таких ценовых изменений может стать строительство крупными потребителями собственных теплоснабжающих объектов и собственных тепловых сетей, для того, чтобы снизить свои расходы и повысить энергоэффективность, улучшить энергосбережение.

http://peretok.ru/strategy/lokalnoe-poteplenie.html
Локальное потепление
28 Января 2014

Минэнерго выпустило законопроект, закладывающий основы реформы рынка тепла. Согласно документу, в 2016-2020 годах тарифы на тепло освободят от регулирования, оставив одно принципиальное ограничение: предельную цену для потребителя, которая будет приравнена к той цене, в которую обошлось бы в этом регионе самообеспечение теплом от новой котельной. Ключевой пробел, который не успели устранить за прошлый год, - неопределённость фактического уровня этой предельной цены. Несмотря на это, уже сейчас в законодательстве предусмотрены важнейшие изменения для отрасли: так, с 1 июля будут полностью дерегулированы цены на пар и тепло на коллекторах для промышленности, что, как надеются авторы законопроекта, позволит вернуть её в центральную систему теплоснабжения.

Наталья Семашко

Первый шаг

31 декабря Минэнерго опубликовало на своем сайте пакет поправок в закон о теплоснабжении и смежные нормативно-правовые акты, направленных на формирование новой модели рынка тепла. Концептуально этот набор документов оформляет ранее провозглашённую концепцию реформы теплового рынка через переход от регулируемых цен для каждого из участников рынка к нерегулируемым ценам, ограниченным лишь предельным уровнем отпускной цены для потребителя. Уровень этой цены - цена альтернативной котельной, то есть цена получения теплоэнергии от автономного источника, построенного с нуля. В проекте поправок слов «альтернативная котельная» избегают, говоря об «индикативном уровне цены на тепловую энергию», то есть о минимальной стоимости тепловой энергии или мощности, которую возможно произвести и поставить потребителю с использованием наилучших доступных технологий в сфере теплоснабжения.

Метод сравнительного анализа с автономным теплоисточником принят во многих холодных европейских странах, в том числе в Норвегии и Голландии. Однако в том, какой именно источник тепла берётся для сопоставления, есть расхождения. Так, например, в Швеции это тепловой насос. В России, как следует из анализа рабочей группы по теплу при Минэнерго, не было особенных споров о том, что с учётом доступности топлива нужно сравнивать с котельной. Согласно последним выводам рабочей группы, сравнивать следует с маленькой и новой квартальной котельной (мощность - 2 Гкал∙ч, удельный расход условного топлива - 154 кгут/Гкал, что соответствует КПД котла 94%). Но возможно, и сами эти показатели будут пересмотрены. Полномочия по установлению параметров работы котельных и теплосетей, используемых для расчёта индикативной цены, и порядка её определения и применения получат федеральные органы исполнительной власти.

Хотя прямо в законопроекте не говорится о том, что индикативная цена в большинстве случаев превысит текущий тариф, в нем предусмотрены меры по демпфированию резкого скачка потребительских цен. До выхода на уровень индикативной цены законопроектом вводится переходный период, по завершении которого начинается поставка тепла по нерегулируемым ценам, ограниченным уровнем индикативной цены. Он длится с 1 января текущего года либо до 1 января 2016 года, либо до момента уравнивания тарифа с индикативной ценой - в зависимости от того, что произойдёт позже. В том случае если текущий тариф уже превышает индикативную цену, он замораживается.

Проект учитывает и то, что в части регионов переход на индикативную цену затруднителен или невозможен. В частности, есть регионы, зависящие от северного завоза, или области с высокой долей мазута в топливном балансе теплогенерации, а также обладающие другими принципиальными особенностями. Законопроектом вводятся регулируемые зоны теплоснабжения, где переход к ценообразованию на основе индикативной цены не происходит. Критерии утверждения этих зон, согласно законопроекту, следующие. Это зоны, где теплоснабжение осуществляют ТЭЦ, поставляющие электроэнергию по регулируемым, а не по рыночным ценам, либо где теплоснабжающие организации получают субсидии, либо где более 15% тарифа на тепло представляют собой возмещение расходов на модернизацию объектов теплоснабжения. Несмотря на то, что в законопроекте эти регионы не называются, согласно анализу рабочей группы в их число должны попасть Башкортостан, Пензенская и Астраханская области, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Республика Алтай, Мурманская, Архангельская области, Республика Коми, НАО и ЯНАО, а также все субъекты Федерации восточнее Красноярского края, Иркутской области и Забайкалья.

Законопроектом расширяются и уточняются полномочия и обязанности единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая и будет в итоге получать тариф, равный индикативной цене, и в его пределах организовывать всю цепочку теплоснабжения по нерегулируемым ценам. ЕТО отвечает за полный цикл поставки тепловой энергии и горячей воды потребителю, несёт ответственность перед ним за надёжность и качество услуг, выплачивая в случае нарушения штраф, и обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем в зоне своей деятельности. Понятия «надёжность» и «качество» должны быть уточнены в подзаконных актах, которые ещё предстоит принять. По предварительным расчётам рабочей группы, ЕТО должна гарантировать обеспечение бесперебойного снабжения теплом и горячей водой, соблюдение закреплённого в договоре теплоснабжения температурного графика, располагаемого напора теплоносителя, температурного графика и давления горячей воды в подающем трубопроводе и соответствие воды СанПиНу. За нарушение этих обязательств ЕТО будет платить штраф, принципы расчёта которого также пока не описаны. Система штрафов, которую предлагает для ЕТО рабочая группа, предусматривает умножение объёма недоотпуска на текущий тариф и на коэффициент, растущий в зависимости от продолжительности перерыва. Так, по словам главы «КЭС-Холдинга» Бориса Вайнзихера, ЕТО, допустив нарушение циркуляции продолжительностью 24 часа и более, должна платить по цене с коэффициентом 2.

Ценовой консенсус

Самый острый вопрос, который, собственно, и был предметом дискуссий на протяжении всего прошедшего года, так и не снят текущим законопроектом. Это вопрос о фактическом показателе индикативной цены, в основе которого находится себестоимость строительства альтернативной котельной в конкретном регионе. Несмотря на то что Минэнерго декларировало как свою публичную цель на 2013 год реформу теплоснабжения, по вопросу предельного уровня тарифов договориться до последнего времени не удавалось.

Средний тариф в 2013 году составлял 1241 руб/Гкал. Рабочая группа при Минэнерго проанализировала цены для четырёх макрорегионов России и разных топлив: газ - Центр, газ - Урал, газ - Юг и уголь - Сибирь. И для центральной части России цена котельной на газе составила 1550-1580 рублей за Гкал. Минэкономразвития не соглашалось с выводами группы, требуя снизить эту цену.

Между тем введение цены альтернативной котельной потребует заметных государственных расходов - компенсации из бюджета на уровне 14 млрд рублей в год в течение 2014-2019 годов и по 7 млрд рублей в год в 2020- 2025 годах, признаёт в своем анализе рабочая группа. Всего должно быть предоставлено 126 млрд рублей за весь период. Однако, отмечает она, этот эффект будет нивелирован и многократно перекрыт дополнительными налоговыми поступлениями от отрасли, которые составят по 86 и 70 млрд в год в первую и вторую шестилетку перехода соответственно. В итоге государство получит около 813 млрд рублей положительного эффекта для бюджета, говорится в анализе рабочей группы, и это не считая 2,53 трлн рублей инвестиций в обновление основных фондов.

К концу года разногласия по уровню тарифов были почти сняты. Но, несмотря на это, Минэнерго, Минэкономразвития и курирующий вице-премьер Аркадий Дворкович не удовольствовались результатами, полученными рабочей группой. Они поручили НП «Совет рынка» провести собственный анализ себестоимости строительства котельной на газе в Центральной России, на угле в Сибири или на Дальнем Востоке и мазутной котельной. Наблюдательный совет «Совета рынка» утвердил техническое задание на выполнение этих работ 13 января.

Как сообщается в проекте технического задания, опубликованном «Советом рынка» [ http://www.np-sr.ru/idc/groups/public/documents/sr_pages/sr_0v032876.doc ], оценка проводится для газовой котельной в среднестатистическом городе или строящемся микрорайоне большого города ЦФО мощностью 10 Гкал∙ч или для угольной котельной мощностью 3 Гкал∙ч в средней полосе сибирской или дальневосточной части России. Как говорил зампред правления «Совета рынка» Владимир Шкатов, предварительные результаты будут получены в феврале - марте.

Свобода отношений

Несмотря на нерешённость ключевого вопроса об уровне цены альтернативной котельной, в новом законопроекте содержатся существенные новшества, в том числе и те, которых давно добивались участники отрасли.

Так, уже с 1 июля отменяется регулирование цен для промышленности на пар и тепло на коллекторах, а также для потребителей, не относящихся к населению, которые не потребляли тепловую энергию из центральной системы теплоснабжения более года. Это даст крупным производителям тепла возможность вернуть в центральную систему теплоснабжения промышленность, построившую собственные котельные, поскольку ТЭЦ, вырабатывающая тепло и электроэнергию в комбинированном режиме, имеет явное преимущество перед котельной в себестоимости, которое она не могла реализовать, поскольку не могла предложить потребителю скидку: тариф жёстко регулируется и сверху, и снизу.

Также законопроектом вводится субсидиарная ответственность арендодателя за исполнение арендатором объектов теплоснабжения тех обязательств, которые возникают у него перед потребителями и теплоснабжающими организациями. Такие же правила устанавливаются для концедента в отношении обязательств концессионера. Это очень важный шаг, поскольку сильно сокращает возможность МУП, взявших в аренду муниципальные сети, невозбранно самоликвидироваться и брать их в аренду заново, не неся ответственности ни по платежам, ни по обслуживанию сетей.

Из ФЗ об энергоэффективности выбросили положение о необязательности учёта потреблённой тепловой энергии, если максимальный объём потребляемой объектом тепловой энергии составляет менее 0,2 Гкал∙ч.