От Александр
К Вячеслав
Дата 06.10.2009 20:29:30
Рубрики Программа;

Наоборот, культурная революция среди крестьян привела к Октябрю и модерницазии

Отношение крестьян к школе сразу после отмены крепостного права:

— Заступись, обижают, — говорит он, — сына не в очередь в школу требуют, мой сын прошлую зиму школу отбывал, нынче опять требуют.
— Да как же я могу заступиться в таком деле? — спросил я, удив ленный такою просьбою.
— Заступись, тебя в деревне послухают. Обидно — не мой черед. Васькин сын еще ни разу не ходил. Нынче Васькину сыну черед в школу, а Васька спорит — у меня, говорит, старший сын в солдатах, сам я в ратниках был, за что я три службы буду несть! Мало ли что в солдатах! — у Васьки четверо, а у меня один. Мой прошлую зиму ходил, нынче опять моего — закон ли это? Заступись, научи, у кого закона просить."
http://www.kara-murza.ru/books/engelgardt/engelgar24.htm

А вот отношение к образованию детей 30 лет спустя - в разгар первой русской революции:

В приговоре в I Госдуму схода Спасо-Липецкого сельского общества (Смоленская губ., 4 июня 1906 г.) говорилось: «Страдаем мы также от духовной темноты, от невежества. В селе у нас есть церковная школа, которая ничего населению не приносит. Обучение же в ней с платой (за каждого ученика вносится 1 р. денег и воз дров, а также натурой). Те скудные знания, которые дети получают в школе, скоро забываются. О библиотеках и читальнях и помину нет» (1, с. 185).
Более того, в среде крестьян сложилось устойчивое убеждение, что правящие круги злонамеренно препятствуют развитию народного просвещения и образования. В приговоре в I Госдуму схода крестьян с. Воскресенского Пензенского уезда и губ. (июль 1906 г.) сказано: «Все начальники поставлены смотреть, как бы к мужикам не попала хорошая книга или газета, из которой они могут узнать, как избавиться от своих притеснителей и научиться, как лучше устраивать свою жизнь. Такие книги и газеты они отбирают, называют их вредными, и непокорным людям грозят казаками» (там же).
Вот еще маленький штрих: крестьяне стали глубоко переживать тот факт, что их детям приходилось в раннем возрасте выполнять тяжелую полевую работу. Так, в заявлении крестьян д. Виткулово Горбатовского уезда Нижегородской губ. в Комитет по землеустроительным делам (8 января 1906 г.) сказано: «Наши дети в самом нежном возрасте 9-10 лет уже обречены на непосильный труд вместе с нами. У них нет времени быть детьми. Вечная каторжная работа из-за насущного хлеба отнимает у них возможность посещать школу даже в продолжение трех зим, а полученные в школе знания о боге и его мире забываются, благодаря той же нужде» (там же).

http://www.kara-murza.ru/referat/history/Nepoladki003.html

Освобожденные от крепостного права крестьяне вполне быстро развили гражданское чувство и вопреки марксистскому бреду об их будто бы "отсталости" сами были главным двигателем прогресса.

>Столыпинская реформа - попытка решения, а давить приходилось при любом раскладе, это без вариантов, просто потому что модернизация не нужна крестьянам, она вне их мировоззрения.

Столыпинская реформа - одноименные галстуки, карательные отряды, закон "о кухаркиных детях", борьба против общины именно реакционная, вполне в марксистско-буржуазном духе попытка "решения русского вопроса" через сокращение поголовья.
--------------------------
http://www.orossii.ru

От Вячеслав
К Александр (06.10.2009 20:29:30)
Дата 07.10.2009 00:56:09

За Октябрем шел НЭП, а не модернизация

> Освобожденные от крепостного права крестьяне вполне быстро развили гражданское чувство и вопреки марксистскому бреду об их будто бы "отсталости" сами были главным двигателем прогресса.
Чувство гражданское наверно было, но специфическое. А на счет двигателя прогресса - скорее таки движетель. В двигатели таки пошли дети культурной революции, т.е. те кто учился в школе в 20-ые и позднее.

>>Столыпинская реформа - попытка решения, а давить приходилось при любом раскладе, это без вариантов, просто потому что модернизация не нужна крестьянам, она вне их мировоззрения.
>
>Столыпинская реформа - одноименные галстуки, карательные отряды, закон "о кухаркиных детях", борьба против общины именно реакционная, вполне в марксистско-буржуазном духе попытка "решения русского вопроса" через сокращение поголовья.
Ну уж кто там больше "поголовье сокращал" вопрос риторический. А на счет "кухаркиных детей" верно подмечено, царское правительство пыталось тормозить культурную революцию среди низов, не понимало ее, не могла возглавить и тормозила. Советская же власть эту революцию возглавила и придала ей обвальные темпы, а в результате получила сильную когорту сторонников и энтузиастов коллективизации, что привело к тому, что сопротивление форсированной модернизации было не организованным, во-многом пассивным, утонувшем в молекулярных разборках в крестьянской среде.

От C.КАРА-МУРЗА
К Вячеслав (07.10.2009 00:56:09)
Дата 07.10.2009 09:22:43

Re: НЭП и есть модернизация. Просто в инкубационном периоде не видна

НЭП - создание науки как системы, большие программы в здравоохранении, модернизация права, создание Госплана, метрологии и пр. Эта фаза даже труднее, чем послепороговая.

От Temnik-2
К C.КАРА-МУРЗА (07.10.2009 09:22:43)
Дата 07.10.2009 17:07:21

Re: НЭП и...

>НЭП - создание науки как системы,

Разгром университетского образования, отрыв науки от высшей школы, обюрокрачивание НИР в карликовых НИИ...


>большие программы в здравоохранении,


Разгром земской медицины, ликвидация университетских клиник, уничтожение института семейного врача, создание узкоспециализированных "больниц-фабрик", где "узкие специалисты" посылают пациента по кругу не будучи способынми даже поставить диагноз...

>модернизация права,


Ликвидация состязательного судебного процесса, подмена законов прямого действия подзаконными актами и "телефонным правом", разрушение институтов общественного самоуправления во всех их видах...


>создание Госплана, метрологии и пр.

...и пр. централизаторская вермишель.


>Эта фаза даже труднее, чем послепороговая.


Да, если вспомнить ещё фокусы с "ущемлением кулака", "ножницами цен" и т.п. потом всё покатилось по наклонной плоскости со значительным ускорением.


От Александр
К Вячеслав (07.10.2009 00:56:09)
Дата 07.10.2009 01:08:00

Re: За Октябрем...

>В двигатели таки пошли дети культурной революции, т.е. те кто учился в школе в 20-ые и позднее.

Крестьянские дети, которым отцы в ходе революции расчистили путь в университет.
--------------------
http://www.orossii.ru

От Сепулька
К Александр (06.10.2009 20:29:30)
Дата 06.10.2009 22:45:19

Конечно, она уже вызрела

Свидетельством тому громаднейшая тяга крестьян к образованию. Тут быдловедам не понять, как это люди с двумя классами образования могли стать и становились выдающимися учеными и инженерами и даже светилами науки.
Но становились. И тому есть живые (до сих пор) свидетельства.
Могли ли 5 упавших с неба большевиков это создать, если бы все это не вызрело уже внутри общества?

От Temnik-2
К Александр (06.10.2009 20:29:30)
Дата 06.10.2009 21:34:15

Культурная революция нужна среди российской образованщины.

>Отношение крестьян к школе сразу после отмены крепостного права:

(...)один. Мой прошлую зиму ходил, нынче опять моего — закон ли это? Заступись, научи, у кого закона просить."
>
http://www.kara-murza.ru/books/engelgardt/engelgar24.htm

А.Н. Энгельгардт "12 писем из деревни"; публиковались в журнале «Отечественные записки» в 1872—1882 (последнее 12-е письмо напечатано в «Вестнике Европы», 1887).

Классика народнической литературы. Вы ещё сны Веры Палны зацитируйте.

Ну нельзя же так в самом деле. Это же просто интеллектуальная неряшливость какая-то - брать обрывки мемуарно-эпистолярного наследия по своему вкусу и считать, и считать, что нарезка из них является доказательной.

Вылазьте из ловушки единичных свидетельств.


>Столыпинская реформа - одноименные галстуки, карательные отряды, закон "о кухаркиных детях", борьба против общины именно реакционная, вполне в марксистско-буржуазном духе попытка "решения русского вопроса" через сокращение поголовья.


Циркуляр о кухаркиных детях. От 1 июля 1887 года. Очень большое он имеет отношение к Столыпину.

5 октября 1906 г. - указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России - крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями

8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал.


Вот это - Столыпин.