>Здесь, мне кажется, противоречие. Праведность – продукт веры, а анализ разрушает веру. Исторически тип мышления меняется и там, где раньше достаточно было веры, «образованные» люди ищут другие основания.
Почему продукт веры? Аристотель это называл так. Добродетельность(читаем: праведность) вырабатывается с опытом. Потому как добродетель - есть тончайший путь. Мало чего-то сделал - плохо. Много - тоже плохо.
Ведешь ты бойцов в бой. А ресурсы - только то, что есть.
Мало снарядов из расходуешь на артподготовку, бойцов сразу встретит уничтожающий огонь. Слишком много, - потом нечем будет бороться с ожившими огневыми точками и подходящими покреплениями. Опять твои бойцы окажутся подставлены. Как выбирать? Бог только умом может наградить. А анализировать и принимать решение - самому. Правильное решение примешь, -ума прибавится. Бог наградит. Не вполне правильное, но ошибки которого учтешь в будущем, - тоже Бог ума прибавит.
Способ мышления, мне кажется, помимо всего прочего, можно разделить на два типа: традиционно-религиозный и рационально-научный. Соответственно под преобладающий тип строится образование, в широком смысле этого слова. Первый тип строит своё мировоззрение на основе не требующих объяснения догм: традиций, догматов религии и т.п. Второй пытается построить эти основания рационально-логически, разрушая при этом традиции и догмы. Образование в первом случае стоит на строже незыблемости этих догм-традиций, во втором – поощряет их анализ и рационализацию, а по сути – разрушение. Прогресс и модернизация общества приводит к вытеснению первого вторым.
Праведность, по-моему, соответствует первому типу мышления, а добродетельность, по Аристотелю(в Вашем пересказе) – второму.
Противоречие я вижу в попытке рационально обосновать достижение первого типа мышления через средства второго. Ваш православный атеизм. Праведность, в моём смысле, он разрушает, а добродетельность, по Аристотелю, требует создание и сохранение в себе сложной, неустойчивой, логической конструкции, да еще на постоянно подвергаемых анализу основаниях. Что доступно только редким, исключительным людям.
Твердость духа, верность идеалам и т.п. может быть присуща только носителям первого типа мышления, каким, по-моему, был Павел Корчагин. В книгах об этом явно не указывается, но и Овод, и Мексиканец, по-видимому, тоже.
>Твердость духа, верность идеалам и т.п. может быть присуща только носителям первого типа мышления, каким, по-моему, был Павел Корчагин. В книгах об этом явно не указывается, но и Овод, и Мексиканец, по-видимому, тоже.
Это ж надо так людям мозги запудрить, чтобы злобное ничтожество - "Овода", вобравшего в себя самые мерзкие черты своих прототипов - Кравчинского и сиднея Рейли (Розенблюма) воспринимать как героя. А "аглицкую ведьму" и русофобку Войнич - как автора настольной книги, сеющей "умное, доброе вечное".
сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ...