Но сразу возникает такой вопрос.
Собственно говоря, о каких староверах идет речь? Староверы, старообрядцы - это достаточно ёмкое определение. Ведь они не были едины изначально, полемизировали и меж собою. Достаточно быстро оформили свое мировоззрение в множестве разных толков. Наиболее известное различие - поповцы и беспоповцы. То есть, староверы, создавшие свою Белокрницкую церковную иерархию. И решившиеся остаться без церковной иерархии. Но и это слишком упрощенно. Толков, согласий, иначе говоря, течений религиозной мысли, среди староверов было много.
У Морозова, например, было много фабрик. Он ориентировался на разные общины. В нынешнем Ногинске морозовская мануфактура ориентировалась на конкретную Богородско-Глуховскую общину. Вот есть такая - и есть.
Общины в условиях преследований со стороны царской администрации и РПЦ - были как партизанские отряды - раздробленными. Хотя ряд общин имели общерусские связи. Бизнес Розанова строился на базе распространившейся до Тихого океана Поморской общины.
Результативными были те общины, толк которых не был экстремистски крайним. Которые допускали контакт с никонианским окружением, просто блюли внутренние этические нормы.
Действительно, очень трудно провести классификацию староверов,тем более, что у них изначально не было единого догматического вероучения. В этом Раскол аналогичен европейской Реформации. Говорим - протестанты, но при этом проходят мимо множество течений религиозной мысли, генезисом которой стала европейская Реформация. То же самое можно сказать относительно староверов. И там и там рказались долговечнее и результативнее менее экстремистские течения. Аналогов хватает. Но все же при этом нельзя говорить о тождестве европейской Реформации и русского Раскола.