От
|
Игорь
|
К
|
Борис
|
Дата
|
27.10.2008 11:24:59
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Re: Давно уже...
>А сам "Час быка" я осилил лишь недавно, "на старости лет", так сказать :))
>>Здесь следовало бы подчеркнуть, что произошло возвращение к гуманистическим антихристианским идеалам декаденствующей русской интеллигенции начала 20-го века, для которой Толстой был идолом, а его учение "о непротивлении злу насилием" воспринималось, как откровение. Этот эпизод в книге "Час быка" у меня также вызвал наибольшее отвращение к этим "людям будущего", не могущим самостоятельно защитить собственных женщин от злодеев, что автором было представлено, как проявление некоей высшей морали. Аналогичные вещи позволял себе также и Казанцев в своих книгах.
>
>Ненасилие - все-таки идеал. Толстой, не Толстой (а лично я считаю, что у позднего ЛНТ здравые мысли и правда-матка были перемешаны с откровенным маразмом), а в другую крайность впадать тоже ни к чему.
>Другое дело что во-первых, пока ближние просят о помощи, их нужно защищать. Но хорошо, допустим, женщины, оказавшиеся после легкомысленных скачек на роботах в окружении дикарей, о том, чтобы их защитили грубой силой, не просили.
>Но вот тут надо сказать "во-вторых". А заключается оно в том, что хотя абсолютное ненасилие - тоже выход, выбор, который заслуживает как минимум уважения, все же сочетаться этот подход должен с реализмом, а не глупыми мыслями о том, что "мир безопасен, меня никто не тронет". Выбрал ненасилие - должен быть готов к тому, что тебя в такой вот ситуации разорвут на части.
Главное зло в том, что подобные типы вполне готовы, чтобы их разорвали на части и даже готовы себя предложить злодею на растерзание вместо намеченной им жертвы, но если злодей этим не прельстится, то подобные гуманисты пальцем не пошевелят, чтобы защитить ближних от злодеев, даже если будут иметь оружие, позволяющее им немедленно предотвратить проявление зла. Все это идет от гордыни человека, алчущего остаться "чистым и незапятнанным", а фактически вывалявшегося по пояс в грязи.
>А для "ефремовских девушек" (да и юношей тоже) это явно неожиданность. Так что "духовным достижением" это назвать можно разве только с очень большой натяжкой.
>И, наконец, отсюда вытекает "в-третьих", которого Рустем в своем исследовании коснулся лишь вскользь. Это непоследовательность. "Ненасильствующие-до-последнего" земляне в самый последний момент подрывают вместе с собой и нападающих...
>Впрочем, и наши интеллигенты тоже зачастую "ненасильствуют" лишь когда это безопасно для них либо пока трусят. А в другой ситуации могут и...
>И хотя гипотетические ефремовские герои выглядят на порядок лучше упомянутых "рефлексирующих" - они и тут, как пушкинская Татьяна, есть отражение шестидесятников, Вахитов прав.