От Борис
К Monk
Дата 01.09.2008 12:26:17
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Война и мир;

А слишком многого ждать сразу точно не приходится

А с кем те, кто у власти (точнее, что у них сработает сильнее - стремление "договориться" и спасти свою колбасу или же нешуточный испуг за свою жизнь при переспективе Гааги) - действительно, будет видно. Думаю, рубежом может стать изъятие средств с их счетов.

От Борис
К Борис (01.09.2008 12:26:17)
Дата 01.09.2008 17:14:55

Re: А слишком...

Т. е. "те, кто реально правит", могут выбрать и жизнь - ведь и ее могут отнять после колбасы. (если до них это дойдет )

Хотя и в этом случае, надеюсь, чистки элиты не избежать.

От Ikut
К Борис (01.09.2008 17:14:55)
Дата 06.09.2008 13:55:08

Чистку элиты будет проводить одна из частей элиты. Какая?

>Т. е. "те, кто реально правит", могут выбрать и жизнь - ведь и ее могут отнять после колбасы. (если до них это дойдет )

Кроме угрозы их жизни влияет и угроза попасть на скрижали истории в очень неприглядном виде: слабака, шестерки. У тех, кто достиг много, это становится существенным, правда не у всех.

>Хотя и в этом случае, надеюсь, чистки элиты не избежать.

Чистку начнет одна часть. На черную работу может привлечь и оппозицию.
Мягкая чистка идет давно, путем перераспределения собственности.
Не факт, что начнется массовая чистка.
Просто активизируют текущие процессы отстранения от власти и собственности тех, кто не понимает особенностей момента.

От Борис
К Ikut (06.09.2008 13:55:08)
Дата 02.10.2008 10:21:40

не прошло и месяца - отвечаю :)) А в 1937 тоже не совсем "одна другую"

Там все же скорее был период пальбы всех по всем (при помощи доносов и др.) Жестокий, беспощадный, часто несправедливый. (Не приведись никому пережить! И хорошо бы нам без крови обойтись!)

А в итоге остались те, кто был адекватен вызовам. А не о собственном кармане думал. И не о "мировой революции".

От Ikut
К Борис (02.10.2008 10:21:40)
Дата 04.10.2008 11:58:41

Re: А в 1937 тоже не совсем "одна другую". Идеальных вариантов не бывает

>Там все же скорее был период пальбы всех по всем (при помощи доносов и др.) Жестокий, беспощадный, часто несправедливый. (Не приведись никому пережить! И хорошо бы нам без крови обойтись!)

Без крови - хорошо бы, а без чистки - никак.

>А в итоге остались те, кто был адекватен вызовам. А не о собственном кармане думал. И не о "мировой революции".

Чтобы был такой результат "без крови" нужен сверхталанливый режиссер мероприятия и соответствующие исполнители. Им же надо разыгрывая все это убедить и нас, и свою элиту, и несколько внешних элит.
А дело Ходорковского они с трудом организовали. Впрочем и это сыграло им на пользу. Внешние элиты успокоились, убедившись, что они не очень сильны, а значит не опасны для глобального проекта.
Так что команда Путина-Медведева может и дальше работать не идеально. В том числе и при чистке.

От Мак
К Ikut (04.10.2008 11:58:41)
Дата 23.10.2008 12:48:06

Антикоррупционная кампания требует все новых жертв

НГ 23.10.2008 | политика
Элина Билевская, Иван Родин

Антикоррупционная кампания требует все новых жертв

Скандалы вокруг отцов-основателей "Единой России" стали важным сигналом элите
Валерию Драганову придется тщательно проанализировать свои поступки в 90-е годы.

Скандалы вокруг отцов-основателей «Единой России» – Владислава Резника и Валерия Драганова, инициированные незадолго до юбилейного съезда партии, стали точкой отсчета начавшейся кампании по борьбе с коррупцией. И важным сигналом: в политструктуре, после того как ее возглавил Владимир Путин, больше нет неприкасаемых. Результат: даже знаковые политические фигуры теперь находятся в группе риска. Эксперты «НГ» видят в происходящем посыл представителям старой федеральной и региональной элиты – их время прошло.

Сразу два высокопоставленных единоросса оказались в начале этой недели в центре уголовных расследований. Испанская полиция провела обыск виллы, принадлежащей члену президиума генсовета «Единой России» Владиславу Резнику, в рамках полицейской операции против осевших в этой стране бывших участников так называемой тамбовско-малышевской группировки.

Верховный суд нашел признаки преступления в действиях Валерия Драганова в бытность его председателем Государственного таможенного комитета по статье «Превышение должностных полномочий» (ч. 3 ст. 286 УК). Речь идет о событиях 1998–1999 годов. Просьба о лишении его депутатской неприкосновенности от СКП в Госдуму пока не поступала. Это будет сделано, если Верховный суд отклонит жалобу самого Драганова на предыдущее решение ВС, разрешающее СКП возобновить уголовное дело против него.

Давление на представителей элиты 90-х идет по разным каналам. Если на Резника и Драганова открыты уголовные дела, то губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

И если главу Кемеровского региона можно отнести к старой губернаторской гвардии, то Резник и Драганов без преувеличения являются отцами-основателями партии власти. В 1999 году первый участвовал в создании «Единства», а второй – блока «Отечество – вся Россия». В 2001 году оба они активно содействовали процессу объединения партий в «Единую Россию».

Интересно, что ЕР, членом генсовета которой является Драганов, с поддержкой в его адрес выступать не спешит. Если главу думского финансового комитета Владислава Резника единороссы бросились защищать наперебой, то в поддержку Драганова заявление сделал только глава исполкома ЕР Андрей Воробьев.

Как сообщили вчера корреспонденту «НГ» в аппарате думской фракции партии власти, «мы пока думаем о том, какой будет наша реакция». Кстати, ситуация вокруг Резника и Драганова не рассматривалась на вчерашнем заседании высшего совета и президиума генсовета партии.

Тем временем по Охотному Ряду уже начали говорить о том, что Валерий Драганов попал под антикоррупционную кампанию. Он не примыкает ни к одной из внутрипартийных группировок, и вполне вероятно, что вступаться за него персонально в свете продолжающихся чисток внутри ЕР, партийное начальство может не захотеть.

К тому же, возглавляя в прошлом созыве комитет по экономической политике, Драганов умудрился, как уверяют различные думские источники, поссориться со многими, да так, что вынужден был уйти из ГД досрочно – в бизнес. Но и там он не задержался, решив вернуться в депутаты. Правда, говорят, что в партийный список Драганова включили в последний момент.

Всплеск же активности Следственного комитета, возобновившего дело по Таможенному комитету и его председателю в 1998-1999 годах, возможно, объясняется необходимостью СКП демонстрировать антикоррупционную деятельность. Однако времени у СКП не так много: согласно УК РФ, срок давности по данному делу истекает весной 2009 года.

Эксперты расценили дело Драганова как попытку принести его в жертву громкой кампании. «Борьба с коррупцией должна отдавать агнцев на заклание, в этом ее смысл. И это будет играть только на повышение рейтинга президента Медведева и премьера Путина», – убеждена директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская.

Между тем не исключено, что фактическое совпадение этих скандалов по времени свидетельствует о том, что возникла необходимость дать сигнал элитам о том, что в партии власти больше нет неприкасаемых. Тем самым запускается процесс смены элит, как федеральных, так и региональных. Причем, уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, процесс этот находится под личным контролем лидера партии Владимира Путина: «Вспомните, когда Путин возглавил партию в апреле, он недвусмысленно дал понять, что эта организация должна стать эффективным политическим инструментом. Для этого руководство «Единой России» должно изменить свое качественное состояние, чтобы соответствовать вызовам времени».

Тем не менее, по оценкам эксперта, единороссы решили отделаться пустяками: «Они зачистили несуществующих членов, но на большее у них не хватило политической воли. Поэтому они наткнулись на вопросительный взгляд Путина: дескать, этого мало, я хочу другого. Скорее всего терпение партийного лидера лопнуло, и Путин сам решил подчистить ряды. И хотя он очень хороший аппаратный игрок, прежде всего он идеалист. Он хочет, чтобы партия стала чистым инструментом. Ему нужны чистые руки и горячие сердца». Политолог не сомневается в том, что это только начало процесса: «Перед съездом мы увидим еще много чего интересного».

Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский усматривает некую закономерность в том, что эти два события случились незадолго до ноябрьского съезда «Единой России». Где, как ожидается, должны произойти существенные кадровые изменения. По его мнению, ресурс многих партийных фигур и в центре, и на местах исчерпан: «Они свои роли отыграли. Партия отягощена грузом достаточно неповоротливой бюрократии, которая не всегда может оперативно работать. И ей необходимо из собрания элит, решающих под партийным зонтиком свои интересы, превратиться в полноценную структуру». По словам Туровского, уголовные скандалы с Резником и Драгановым безотносительно к тому, кем они инициировались, – это важный сигнал элитам, что надо перестраиваться и играть по новым правилам.

материалы: Независимая Газета © 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 23.10.2008
Оригинал:
http://www.ng.ru/politics/2008-10-23/1_risk.html

От Мак
К Ikut (04.10.2008 11:58:41)
Дата 13.10.2008 17:43:45

Нормальные коррупционеры вычистят тупых коррупционеров.Страна станет пристойнее

Закон о борьбе с тупостью

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1038446
Журнал «Власть» № 40(793) от 13.10.2008

На прошлой неделе Госдума приступила к рассмотрению пакета законопроектов о борьбе с коррупцией, внесенных в нижнюю палату парламента Дмитрием Медведевым 3 октября. Изучив эти документы, обозреватель "Власти" Дмитрий Камышев пришел к выводу, что рассчитаны они на очищение государственного аппарата от наиболее тупых его представителей.

Основное отличие нынешнего пакета антикоррупционных законопроектов от всех предыдущих попыток законодательной борьбы с коррупцией заключается не столько в их содержании, сколько в том, что эти документы, безусловно, будут одобрены Госдумой и Советом федерации и обретут силу закона. Ведь до сих пор принятию парламентом антикоррупционных мер препятствовали серьезные расхождения между исполнительной и законодательной властью и в понимании сути коррупции, и во взглядах на основные методы борьбы с ней (см. справку). Теперь же устремления двух ветвей власти впервые полностью совпали: президент Медведев твердо намерен выполнить одно из своих главных предвыборных обещаний, а парламентское большинство в лице "Единой России" жаждет помочь своему лидеру Владимиру Путину, который на последней пресс-конференции в качестве президента в феврале 2008 года назвал коррупцию самой нерешаемой проблемой за все время своего руководства страной.

Впрочем, на действенности президентских законопроектов это единение почти не сказалось. Говорить о том, что их авторы изначально решили свести борьбу с коррупцией лишь к громкой пиар-акции, было бы, наверное, неправильно — все-таки презумпцию невиновности никто пока не отменял. И вполне можно предположить, что кремлевские чиновники честно пытались найти способы борьбы с этим явлением, "масштабы и характер которого", как сказано в преамбуле базового законопроекта "О противодействии коррупции", "представляют угрозу безопасности РФ". Но анализ внесенных документов наводит на мысль о том, что эти поиски велись скорее по врачебному принципу "не навреди". Ведь предложенные законодательные меры, способные привести к ряду показательных антикоррупционных процессов над самыми недалекими чиновниками, в то же время дают более осторожным и предусмотрительным коррупционерам немало возможностей для того, чтобы не менять привычный образ жизни.

Неоткрытые доходы
Одной из ключевых антикоррупционных мер, предложенных в президентском пакете, является контроль над доходами чиновников. С одной стороны, эту новацию можно считать почти революционной. Ведь если до сих пор законы "О правительстве" и "О государственной гражданской службе" требовали ежегодного отчета о доходах и имуществе лишь от самих чиновников, то в новых проектах речь идет и о членах их семей, на которых действительно нередко записываются незаконно нажитые материальные блага. С другой стороны, понятие "член семьи" трактуется в этих проектах достаточно узко: под ними понимаются лишь супруги чиновника и его несовершеннолетние дети.

Конечно, нельзя исключать, что среди десятков или сотен тысяч российских коррупционеров найдется пара сотен не слишком сообразительных людей, которые не догадаются, не дожидаясь вступления в силу новых законов, переписать незаконно полученные дачи, квартиры и машины на "правильных" родственников — брата, сестру, дедушку, бабушку или даже свекровь или тещу. Но большинство чиновников наверняка сориентируется правильно и с чистой совестью отчитается перед любыми проверяющими о полном соответствии своих доходов официальной зарплатной ведомости.

Кстати, по утверждению директора центра Transparency International в России (эта организация занимается изучением уровня коррупции в разных странах) Елены Панфиловой, "в первоначальных версиях документов круг родственников, которым предписывалось декларировать доходы и имущественные интересы, был очерчен шире". Но в итоге "все свелось к супругам и несовершеннолетним детям", что, по ее мнению, "резко снижает эффективность внесенных в Госдуму законопроектов".

То же самое можно сказать и о предписанном в проектах порядке получения подарков. Во-первых, если раньше чиновникам можно было беспрепятственно получать подношения стоимостью до 5 минимальных размеров оплаты труда (для подобных расчетов, согласно Гражданскому кодексу, используется ставка МРОТ в размере 100 руб.), то теперь — до 5000 руб., что позволяет на законных основаниях принимать от просителя, скажем, бутылку весьма дорогого коньяка. А во-вторых, эти ограничения касаются прежде всего "протокольных" подарков, вручаемых при большом стечении свидетелей, тогда как никакого особого контроля за выражением благодарности наедине антикоррупционный пакет не предусматривает.

Наконец, определенные лазейки остаются и у потенциальных коррупционеров, получающих от физических и юридических лиц в обмен на свою помощь "нематериальные" блага вроде предоставления разного рода услуг, оплаты развлечений, отдыха и транспортных расходов, а также командировок. Самим чиновникам, равно как судьям и членам федерального парламента, принимать такие подарки вроде бы запрещено. Но о том, что съездить за рубеж за счет курируемой министерским чиновником компании не могут, например, его жена и дети, в президентских законопроектах ничего не говорится.

Неприкрытый конфликт
Другим ключевым понятием президентского пакета является "конфликт интересов". Закон "О противодействии коррупции" определяет его как ситуацию, "при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда законным интересам" последних. В случае возникновения или "возможности возникновения" такого конфликта госслужащий должен уведомить об этом своего начальника. А тот уже "обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" путем "изменения служебного положения госслужащего вплоть до его отстранения от должностных обязанностей".

Понятно, что отстранять ценного работника из-за какой-то там "личной заинтересованности" нормальный начальник вряд ли захочет. А значит, преданные огласке примеры "конфликта интересов", скорее всего, ограничатся наиболее откровенными случаями вроде назначения на пост министра спорта президента одного из ведущих футбольных клубов. А вот ситуаций, когда, скажем, один из родственников высокопоставленного сотрудника Министерства финансов руководит крупным банком, избежать будет практически невозможно.

К той же категории труднореализуемых на практике запретов относится и декларируемый базовым законом двухлетний мораторий на занятие бывшим госслужащим должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, если "отдельные функции государственного управления данными организациями" входили в его должностные обязанности.

Во-первых, этот мораторий изначально носит весьма условный характер: назначение бывшего чиновника на подобную должность вполне возможно, если с этим согласится комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов (такие комиссии в соответствии с действующим законом о госслужбе должны быть созданы во всех государственных организациях). Во-вторых, скрупулезное соблюдение этой нормы способно окончательно отбить интерес к госслужбе у многих молодых специалистов, которые приходят в госструктуры исключительно с целью завести полезные знакомства, а затем подороже "продаться" коммерческим компаниям. Наконец, в-третьих, у фирм, желающих обойти этот запрет, как признают сотрудники кадровых служб, всегда есть законная возможность создать специально "под новичка" совершенно новую структуру, которая в отличие от материнской организации не находилась в ведении соответствующего государственного ведомства и, следовательно, не подпадает под установленные законом ограничения.

Ненадлежащая конфискация
Весомым доводом в пользу соблюдения установленных новыми законопроектами правил для чиновников по идее должно послужить ужесточение наказаний за коррупцию, предусмотренное предложенными президентом поправками в Уголовный кодекс (УК). Однако и эти нормы тоже носят весьма неоднозначный характер.

К примеру, поправки в статьи УК о конфискации касаются только денег и имущества, полученных коррупционерами "в результате совершения преступлений". То есть изыматься будут лишь богатства, полученные в результате доказанных в суде фактов коррупции. Хотя многие эксперты полагают, что удержать чиновников и прочих ответственных лиц от того, чтобы брать взятки, может лишь четкое осознание ими того факта, что, будучи лишь однажды пойманными на взятке, они потеряют все, что нажили непосильным трудом за долгие годы.

Любопытно также, что среди новых "коррупционных" статей УК, по которым может применяться конфискация имущества, фигурирует немало чисто "политических" преступлений. К примеру, конфискацию предлагается ввести за "воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", "нарушение порядка финансирования избирательной кампании" и "подделку подписей избирателей". В то же время в поле зрения борцов с коррупцией не попали, казалось бы, близкие по смыслу статьи УК, предусматривающие ответственность за "вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий с целью повлиять на ее решение", "фальсификацию избирательных документов членом избиркома, представителем избирательного объединения или кандидатом" и "фальсификацию итогов голосования".

Очевидная разница между "конфискационными" и "неконфискационными" политическими статьями состоит, похоже, лишь в том, кто является их главными фигурантами. Если первые позволяют привлечь к ответственности рядовых участников избирательной кампании, то вторые касаются в основном членов избиркомов, которые, как правило, контролируются "Единой Россией", и сочувствующих той же партии представителей власти, пытающихся добиться от избиркомов необходимых им итогов выборов. А стало быть, к борьбе с проявлениями политической коррупции, главным признаком которой международные наблюдатели считают как раз создание на выборах преимуществ для одной партии, новый закон никакого отношения не имеет.

При ближайшем рассмотрении в этом законопроекте можно обнаружить и другие "мины", на которых могут легко подорваться как работающие в органах власти сторонники оппозиции, так и сами оппозиционеры. Одной из них является положение, запрещающее судьям всех уровней материально поддерживать любые партии, участвовать в их политических акциях и иной политической деятельности, а также публично выражать свое отношение к партиям и общественным организациям (как можно легко предположить, публичное выражение симпатии к "Единой России" к санкциям вряд ли приведет). На этом фоне более понятным становится и тот факт, что "предупреждение коррупции в деятельности политических партий" относится, согласно ст. 3 базового законопроекта, к приоритетным профилактическим мерам по борьбе с коррупцией, а законотворческая деятельность, осуществляемая в Госдуме теми же партиями, занимает в этом списке почетное третье место после государственной и муниципальной службы.

Более того, российская практика последних месяцев дает представление о том, как именно власти смогут бороться с неугодными им политиками, опираясь на коррупционные обвинения. Ярким примером такого рода может, к примеру, послужить нашумевшее в Башкирии дело Хабирова, о котором "Власть" уже сообщала (см. номера от 11 августа и 1 сентября).

Напомним, что глава администрации башкирского президента Радий Хабиров впал в немилость, когда в СМИ появились слухи о его переводе в Москву с последующим возвращением в Башкирию в качестве преемника нынешнего президента Муртазы Рахимова. Среди инкриминированных ему после этого преступлений оказались и весьма парадоксальные нарушения избирательного законодательства, выразившиеся, в частности, в том, что в ходе выборов 2007 года возглавлявший в республике штаб "Единой России" Хабиров якобы получил взятку от члена ЛДПР за избрание в башкирский парламент кандидата от КПРФ (который, кстати, депутатом в итоге так и не стал).

Если бы дело Хабирова появилось уже после принятия медведевского пакета антикоррупционных законопроектов, то экс-глава администрации башкирского президента, занимающий ныне пост заместителя начальника управления президента РФ по внутренней политике, вполне мог бы стать одним из главных российских политических коррупционеров. В той же роли вполне мог бы оказаться и Михаил Касьянов, против сторонников которого весной 2008 года было возбуждено сразу несколько уголовных дел о подделке подписей в поддержку кандидата в президенты Касьянова. Впрочем, у сторонников экс-премьера еще остается шанс прочувствовать на себе все прелести нового антикоррупционного законодательства в ходе весенних региональных выборов 2009 года, которые пройдут уже после вступления в силу пакета президентских законов.


График. Упоминаемость о коррупции в СМИ
http://www.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/WEEKLY/2008/040/vlast_40_015_big.jpg