От Monk
К All
Дата 30.11.2007 17:19:45
Рубрики Тексты;

ГАЗЕТНЫЙ КИОСК (Георгия) (50)


В этой ветке Георгий тексты выкладывает, остальные обсуждают.

От Георгий
К Monk (30.11.2007 17:19:45)
Дата 13.12.2007 22:04:55

История (-)




От Георгий
К Георгий (13.12.2007 22:04:55)
Дата 13.12.2007 22:08:13

Ожидается новая - совместная - книга Пыхалова и Дюкова (*+)

Или антиревизионистский сборник "Нам не за что каяться"! [1]

http://a-dyukov.livejournal.com/286628.html

Содержание:

Нам не за что каяться!
Д. Макеев. <Взять Киев к празднику!> Легенда о <праздничных наступлениях>
И. Пыхалов. Местечковые страсти в чеченских горах
А. Дюков. Милость к падшим: Советские репрессии против нацистских пособников
О. Новороссов. Миф о <переодетых энкавэдэшниках>: Спецгруппы НКВД в борьбе с
бандформированиями на Западной Украине
А. Дюков. Эстонский миф о <советской оккупации>
И. Петров. Неммерсдорф: Между правдой и пропагандой
К. Асмолов. Победа на Дальнем Востоке

Приложение
Н. Мендкович. Нацизм как система преступлений

================
[1] Уже были замечания: каяться не "за", мол, а "в". Есть и примеры на
"за" - у того же Даля. См. ссылку в сообщении.



От Георгий
К Monk (30.11.2007 17:19:45)
Дата 05.12.2007 21:36:48

Социокультурное (-)




От Георгий
К Георгий (05.12.2007 21:36:48)
Дата 11.12.2007 13:10:05

Всеволод Емелин. НеЗНАКомка (стихи) (*+)

http://rus-proekt.ru/people/2722.html

НеЗНАКомка 11 декабря 2007

Всеволод Емелин








Сам воздух над ночными клубами
Билингвами и Пирогами
Пропах насквозь словами грубыми
Дешевой водкой и стихами.

Пройдя сквозь металлоискатели
Сквозь дресс-контроли и фейс-коды
Здесь до утра стихослагатели
Вино глотают словно воду.

Сидит здесь тесная компания
Звенят стаканчики пустые
Здесь торжествует наркомания
Вовсю цветет педерастия.

Здесь все поруганы идеи
Как стриптизерши под шестом
Здесь мы, как в джунглях орхидеи
Бледнеем в сумраке густом.

Здесь обкурясь марихуаною
Читая всякую чухню*
Мы со своими Жак Лаканами
Давно прогнили на корню.

И я бессильный и продажный
С кругами синими у глаз
Сижу в тусовке эпатажной
Как будто тоже пидарас.

Где молодость моя пропащая?
Зазря растраченные силы?
Лишь пальцы тонкие, прозрачные
Ласкают рюмочку текилы.

Так предаваясь мастурбации
Гляжусь в постылое вино
Нет никакой не мозг мы нации
А натуральное гавно.

И каждый вечер, ближе к полночи
Чуть начинается приход
Эльфийский плащ как зайчик солнечный
В тяжелом мареве плывет.

Пройдя меж женщинами падшими
Всегда без спутников одна
Студентка из движенья «Наши»
Садится скромно у окна.

Она чиста по самой сути
Не ищет истину в вине
И образ президента Путина
На стройной девичьей спине.

Сидит и кутается зябко
У негодяев на виду
В светящуюся плащ-палатку
Как ангел в Дантовом аду.

Пройдя меж трезвыми и пьяными
Она садится у окна
Ей за немытыми стаканами
Видна блаженная страна.

В стране той нанотехнологии
Хребет подводный Ломоносова
А здесь у нас лишь патология
Неразрешимые вопросы.

У них олимпиада в Сочи
И Константиновский дворец
А нас ждет… дальше многоточие
Точнее говоря песец*.

У них там свежий ветер мая
И ликованье дружных масс
А здесь все это вызывает
Лишь когнитивный диссонанс.

Мое трехдневное похмелие
Моя вселенская тоска
Ее задорное веселие
И в кольцах узкая рука…

От этой жизни незадавшейся
От черного упадка сил
Студентка из движенья «Наши»
Меня пожалуйста спаси.

Стряхни с меня всю эту нежить
Направь меня на верный путь
Вдохни неведомую свежесть
В мою исчахнувшую грудь.

Исторгни душу мою ржавую
Плащом серебряным укрой
Сродни меня с моей державою
Под образами упокой.

Привет вам яростные гунны!
Скорей мочите нас в сортире!
Мы гимн вам радостным и юным
Споем на нашей ветхой лире!




* Редакция сочла возможным несколько изменить по сравнению с оригиналом помеченные звездочкой слова, памятуя о том, что даже в знаменитом "Памятнике" Пушкина В.А. Жуковский, готовя его к изданию, заменил "Александрийский" столп на "Наполеонов".

В качестве иллюстрации использована фотография с официального сайта движения "Наши".

От Георгий
К Георгий (05.12.2007 21:36:48)
Дата 11.12.2007 13:07:52

Александр Самоваров. Республика ШКОД (*+)

http://rus-proekt.ru/power/2723.html

Власть » Республика ШКОД: Александр Самоваров
11 декабря 2007

Мой одноклассник-второгодник бегал с ножом за секунду до того, как вошла беременная на восьмом месяце учительница. Серега в этой компании был еще миролюбивым.
------------
Интерес к школьным делам, к образованию и воспитанию детей никогда не возникает у государства бескорыстно. О школе забыли в 1991 году и не вспоминали о ней вплоть до сегодняшнего дня. Но сейчас интерес вроде бы есть какой-то.
В самом деле, с этим электоратом беда, вечно он недовольный, все людям не так и не эдак. Скажем, в конце 80-х годов народ хотел магазинов, как в Европе. Сделали. И вот встречается Ельцин в 1993 году с простым народом, и по воспоминаниям Коржакова, подходит к нему простая женщина и начинает жаловаться на жизнь. Женщина уходит, а мрачный Ельцин говорит возмущенно – чего ей не так? В магазинах все есть.
Люди, действительно, существа беспримерно наглые. То им нужны магазины, как в Европе. Теперь им подавай зарплаты, как в Европе. Завтра вообще демократии реальной или коммунизма захотят. Какой же выход для власти? А выход некоторые увидели в том, чтобы воспитать человека, который будет любить власть и благодарить ее за все хорошее и не напрягать чиновников и богатеев всякими просьбами и требованиями. Такого человека, полагают, можно воспитать с помощью школы.
Идея, в общем-то, наивная и невыполнимая в том виде, в каком заказ со стороны власти уже просматривается, но полезная в том смысле, что государство поворачивается лицом к школе. Все годы, пока воровали и делили, школа мало кого интересовала, ибо украсть там было нечего. Но теперь власть остепенилась, и чиновникам хочется любви и уважения со стороны народа. В 90-е годы такого запроса не было. Гайдар с Чубайсом, может быть, и хотели, чтобы их любили и уважали, но понимали, что это уж слишком.
Но тут случилось нечто незапланированное. Значительная часть народа бескорыстно полюбила Путина, и власть поняла, какой это огромный ресурс – искреннее обожание лидера и власти. Это существенно снижает расходы на все, включая полицию, и делает государственную систему устойчивой. Возможно, от этого понимания один шаг до того, чтобы понять и другое – хотите спокойно жить, думайте о русском народе и защищайте честно его интересы.
Но вернемся к разговору о школе. Проблемы школы затрагивают так или иначе все общество, но школьные дела всегда считаются второстепенными. Ну занимаются там всякие мамки с детьми и пусть их. Правда, в последнее время наметилось некое озлобление против учительства. Учителей обвиняют в поборах и вообще они плохие. Родителям и государству хотелось бы других учителей, хороших. Это не важно, что учитель получает ставку, сопоставимую по своим размерам с пенсией, общество знает, что учитель ДОЛЖЕН любить детей, должен быть умным и посвящать детям всю свою жизнь.
Самое забавное, советские учителя (в нынешней школе работают именно советские, а не российские!) в значительной мере смотрят на себя глазами общества и тоже уверены, что они все и всем должны. Не знаю, сколько будет эта малина для государства и родителей учеников продолжаться, но думаю, что ровно столько, сколько в школе будут преобладать советские учителя.
Помню, как я попал в школу в 80-е годы XX века в качестве учителя истории и услышал назидательное: « Это мы для детей, а не дети для нас!» У меня естественно возник вопрос – почему я для этих детей, если я их на свет не производил? Но у большинства советских учителей этот вопрос не возникал. Это была данность: мы для детей.
Но учительство во времена СССР все-таки не было самым обездоленным сословием. А нынешний российский учитель - это человек, который в здравом уме идет и гробит свое здоровье за просто так, общество этого человека не уважает, человек этот получает копейки, но при этом он всем должен. Раньше он был должен только администрации школы, детям и их родителям, а теперь он должен и государству.
Я работал учителем и был в этой шкуре. Самое забавное, что я изначально очень не хотел быть учителем. Кем угодно, но не учителем. Я вырос в семье рабочих, в рабочем поселке, и школа у нас была соответствующая. Нет, не плохая, но с особенностями. В наш класс, чтобы не напрягать другие классы, поставляли всех второгодников, среди них были просто отпетые ребята с уголовными инстинктами. И накопилось их у нас семь человек. Четыре года эта шпана не давала жить учителям. Первые три урока обычно срывались, но больше трех уроков эти «детишки» не высиживали и просто демонстративно уходили.
И будучи ребенком, я наблюдал в течение 4 лет (до 9 класса), как издевались над учителями. И эти взрослые люди ничего не могли сделать. А что сделать, если эти бесчинствующие - дети?!
Помню, как мой одноклассник и второгодник Сережа Курышкин, здоровенный парень, в буквальном смысле слова прижал в углу молодую учительницу пения. Помню, как он же в шутку бегал по классу со здоровенным ножом, и пролетел в прыжке перед дверью с вытянутым вперед лезвием буквально за секунду до того, как вошла беременная месяце на восьмом учительница русского языка и литературы.
Серега в этой компании был еще миролюбивым, среди них были и довольно злобные твари.
Но я очень хотел быть историком, а с моей подготовкой я мог поступить только на истфак педагогического института. После окончания института я был обязан по распределению отработать три года по специальности, без этого я не мог поступить в аспирантуру, даже прикрепления для защиты кандидатского минимума не могло быть без работы в школе.
И вот я в школе в качестве учителя. Зашел я в школу во время урока. Тишина. Но звучит звонок. И через минуту - рев, в школе училась тысяча двести человек, и все они высыпали на перемену. И этот рев стоял десять минут до звонка. Я заметил, что лица у учителей были такими, какими бывают у людей в шоке. Учителя общались, улыбались и смеялись, но этот рев давил. К нему нельзя быть безразличным.
Захожу в кабинет к директрисе, разговариваем. Вдруг, мягкий удар в стенку ее кабинета, а кабинет у нее был отгорожен кирпичами из стекла. Итак, удар в стену, директриса подскакивает в кресле с бледным, нет, даже зеленым лицом и с воплем: «Господи, только не башкой!» - вылетает из кабинета. Это был ее страх. Дети постоянно врезались в стеклянные стены кабинета, играя на перемене. И она боялась, что кто-нибудь из них пробьет стену головой, со всеми вытекающими последствиями.
Есть расхожее мнение, что в школе не хватает учителей-мужчин. Но учителю-мужчине в школе выжить значительно сложнее, чем женщине. Дело в том, что человек так устроен, что от всяких мелких раздражителей он не может отмахнуться. И когда этих раздражителей много, то жизнь невыносимая. Вот вертится ученик на уроке: « Сидоров, сиди прямо!» А он не хочет прямо, он хочет криво. И вот конфликт. Ребенок должен работать, а не вертеться. Для учителя это реальный изматывающий конфликт. На все эти мелочи тратится огромная нервная энергия. И так вот каждый день и всю жизнь.
К концу рабочего дня учитель полностью эмоционально опустошен. Но у женщины гораздо больше жизненной энергии, чем у мужчины. Почему-то так природа устроила. Плюс к этому эмоциональный мир женщины близок детскому в том смысле, что женщина всегда волнуется, всегда переживает что-то внутри себя, у нее перепады настроений и т.д. Она всегда «на пределе» и привыкла к этому. Мужчина же, сталкиваясь с эмоциональным накалом детского мира, не выдерживает. Ему тяжко. Все учителя невротики: и мужчины, и женщины, но мужчины при этом в меньшей степени могут восстанавливать свою эмоциональную сферу. Поэтому учитель-мужчина, как правило, находится всегда в состоянии «профессиональной» депрессии. И кстати, директора школ знают об этом, потому они иногда так были снисходительны к пьянству учителей-мужчин.
К тому же женщину часто держит в школе то, что она там может себя реализовать полностью. Для женщины класс – это и кафедра, с которой она вещает, и сцена. Как бы ей паршиво не было, она знает, что на своем месте она главная. Обожание и любовь учеников для женщины-учителя имеют большое значение. Хотя собственные дети у учительниц заброшены, для них времени не хватает, как и вообще для семьи. Нужно понимать, что рабочий день женщины-учителя длиться до ночи. Она все время сидит с учебниками, с конспектами и тетрадками. Сейчас бюрократия увеличивает давление на учителей и к этому добавляется еще всякая писанина и отчеты.
Эмоциональная опустошенность, кстати, основная причина, почему в общении учителя не очень приятные люди. Долго проработавший в школе учитель-мужчина не испытывает положительных эмоций ни от чего. И потому он не особо хорош, как собеседник. Плюс к этому учитель в силу профессии стремится быть всегда правым, что тоже раздражает людей. Это надо иметь в виду, когда предъявляют претензии к учителям. Одеты не очень, брюзгливы, высокомерны, мрачные и пр. Вы бы, господа, были бы не лучше, поработай вы в школе, уверяю вас.
Я не знал учителей, которых устраивала бы полностью их работа. Все они понимают, что жизнь можно прожить значительно более приятно. Все они время от времени собираются уходить из школы. Помню, когда я, отработав три года, увольнялся, ко мне подходили со словами одобрения, и ни один(!) учитель не сказал, что я что-то теряю, уходя из школы.
И вот к этим измученным людям скоро придут и скажут, что они вообще-то далеки от идеала, что жизнь идет семимильными шагами вперед, а они отстали, что пора бы начать давать знания на мировом уровне и воспитывать патриотов новой России. Пора. С этим никто и не спорит. Но люди не роботы. Для того чтобы получить некое новое качество образования, нужны люди, которые могут это качество обеспечить.
Нужна новая система образования в стране, а для того чтобы она появилась, нужны огромные интеллектуальные и волевые затраты управленцев. Нужно очень четко поставить задачи, нужно понять, как добиться выполнения этих задач.
Честно сказать, в упор не вижу людей во власти, которые могли бы «поднять» это дело на нужный уровень.
И, кстати, размышляя об учительстве, мы можем хорошо понять, как вообще работали «реформы» в нашей стране. Вот исчез СССР, кто и как реформировал школу? Да никто и никак не реформировал. Сменили вывески, а все осталось по-прежнему. Никто не совершал никаких интеллектуальных и волевых усилий для того, чтобы изменить положение вещей. Единственно, разные кланы наживались на учебниках, проталкивая их как основные для преподавания в школе.
То же самое было с системой вооруженных сил и здравоохранением. В армии остались те же советские офицеры, только не лучшие. Осталась советская дедовщина, но прибавилась к этому буржуазная коррупция. Никакой новой русской армии за эти шестнадцать лет не появилось. Врачи прибавили к советскому хамству занятие «бизнесом». В итоге нынешний врач – это советский начальник, который за каждый свой совет больному хочет получать наличными.
В этом смысле школа была единственной структурой, в которой новое «буржуазное» не сыграло никакой роли. Частные школы – это очень дорогое и нерентабельное удовольствие. В итоге сохранилась все та же советская школа, с теми же учителями. Я в 2000-2001 году взял несколько часов в лицее и встретил там многих из тех, с кем работал в начале своей учительской карьеры.
Это замечательные профессионалы, они любят детей, но чтобы добиться толку от этих измученных людей, нужно все-таки что-то дать им, а не только погонять кнутом. Современные учителя совершенно не восстанавливаются и не отдыхают должным образом. В этих условиях любой учитель работает « через не могу» и начинает халтурить.
Учителя все чаще сталкиваются с хамством нового буржуазного общества. В них видят низший разряд граждан, прислугу. Учительские коллективы разделили на «белых» и «черных». Директор – это номенклатура, учителя – бюджетники.
Конечно, советский учитель – человек послушный и запуганный, но если государство не видит в учительстве партнера, а только исполнителя своей воли, то результат такого «партнерства» будет плачевным.
Еще год назад одна знакомая учительница сказала мне, что от нее требуют воспитывать патриотизм в детях. Она говорит, что рада бы, но как это делать? Действительно, это один из основных вопросов воспитания, но он совершенно не разработан методически. Почему? Да все просто. Если воспитывать не русский патриотизм, а какой-то другой – державный или российский, то воспитывать его надо, противопоставляя русскому патриотизму. Иначе не понятно – почему российский, а не русский? Вот советский патриотизм – это изначально патриотизм пролетарского государства. И понятно, почему он противостоит русскому патриотизму. Правда, Сталин, спасая СССР, умудрился соединить интернациональное и национальное. Но, во всяком случае, было понятно, в чем разница между советским и русским. Но в чем разница между русским и российским? И если российское, это нечто отдельное, то в чем именно? Но ведь никто этих уточнений давать не собирается по понятным причинам.
И когда скажут – воспитывайте русских патриотов, то это можно сделать без проблем, но когда говорят – российских, то научите, как это сделать? А теперь прикиньте, что будет с головами русских учителей и учеников, когда им скажут, что они не русские, а часть многонационального российского народа. Т.е. такая установка на воспитание российского патриотизма будет равнозначна открытому объявлению войны русским и их интересам.
Я здесь никого не обвиняю, я просто говорю, что есть проблема и ее надо решать. И есть множество других проблем, связанных со школой. И понятно, что в рамках нынешней идеологии они не решаются и не могут решиться. Нужны новые идеи и новые люди.
Нужны те, кому интересны реальные преобразования в школе во имя интересов русского народа.

Александр Самоваров


В качестве иллюстрации использован фрагмент картины американского художника Нормана Рокуэлла "Русские школьники" ("Русская классная комната").



От Георгий
К Георгий (05.12.2007 21:36:48)
Дата 07.12.2007 14:57:28

Р. Носиков. "Ты в ответе за всё" (*+)

http://rus-proekt.ru/russian_truth/2653.html

Ты в ответе за всё
7 декабря 2007

Помните был такой лозунг когда-то: «Пионер! Ты в ответе за все!»? Помните? Сейчас этот лозунг находится в одном ряду с такими перлами, как «Партия – ум, честь совесть…», «Люби Родину – твою мать!» и все такое прочее. А заслужил ли он того, чтобы отправится на свалку истории?

Я прекрасно помню, как его туда отправляли. По телевизору показывали какую-то юмористическую передачу. На сцену вышел хорошо одетый дядька и стал со смешочками рассказывать о том, что он наконец-то нашел того кто во всем виноват. Виноват, оказывается, во всем пионер! Так прямо и написано: «Пионер! Ты в ответе за все!». При этом он засмеялся. Засмеялись и зрители в зале. Ха! Ха! Пионер в ответе за все! Ха-ха! И все ржали над глупым лозунгом, который могли придумать только идиоты. Целый народ идиотов…. И я, подросток-дебил, тоже ржал. Ха-ха! Вот какие мы дураки! Ржал и оглядывался – все ли видят, что я тоже понимаю шутку юмора? Видят что я – как все?

А дальше юморист рассказывал про то, что в Америке живут еще большие идиоты, такие идиоты, что даже такие идиоты как мы – легко их обманываем. Обкрадываем их супермаркеты, таксофоны, обманываем их почтовую службу. Так мы ловко научились обманывать при советском строе. Вот такие мы сообразительные идиоты. Ха-ха! Хрю-хрю!

Я ржал как все. Но чувствовал где-то глубоко внутри, что что-то не так. Происходит, что-то, что происходить не должно.

Это потом я понял, что на самом деле происходило. В этот момент подлость побеждала благородство. Так умирал советский человек. Да, мы тащили с производства. Обманывали государство. Мы заключали фиктивные браки и фиктивно разводились, чтобы таким образом получить от государства жилплощадь побольше. Но, во-первых, далеко не все были готовы до этого опуститься. Рядом с «совками» жил советский человек – подвижник, фронтовик, герой, бессеребренник. Человек честный патологически. Такой человек как мой дед. А во-вторых, все равно, даже тот, кто мухлевал, знал, что он совершает подлость. И окружающие знали. И относились соответственно.

А тут произошла нравственная революция. Подлость стала предметом гордости! А благородство стало синонимом глупости. Отправилось в ссылку. И повсюду в стране, в душах, головах, газетах, телевизоре, воцарилась подлость. Это сказалось буквально на всем. Бывшая великая советская певица Пугачева, которая могла петь «Реквием» Цветаевой так, что даже у самого тупого и вульгарного человека в душе что-то поворачивалась, а голова вдруг задумывалась о вечном, стала петь с интонациями кабатчицы самого вульгарного пошиба. Ельцин спалил свой партбилет. Советская культура, которая раньше изо всех сил тащила человека вверх (каждого человека!), с наслаждением полезла в грязь. По всей стране стояло шуршание – воровали. Тащили. Припрятывали и отвозили на дачу. Стоит поставить во дворе дома детскую площадку, как уже через неделю от нее остается едва половина – все остальное население свезло на дачи.

Мы нанесли первую смертельную рану своей стране в тот момент, когда ржали над лозунгом «Пионер! Ты в ответе за все!» - попыткой внушить детям гражданскую ответственность за страну. По иронии судьбы, мы – те кто тогда был пионерами – действительно ответим за все.Но уже не так как предполагали авторы лозунга. Покруче.

Собственно, многие уже ответили. Такого сурового урока покаяния Россия не получала уже давно. Может быть – никогда еще.

Половина страны занималась воровством в той или иной форме. И то, что в итоге страну приватизировали и обокрали – совершенно неудивительно. По-другому и быть не могло. И тут, оказалось (представляете?), что воровать – подло! Десятилетия более или менее стыдливого разворовывания государственного добра обернулись нам таким воровством, что даже земля по которой ходим, предприятия на которых работаем стали чужими. Вот, что потребовалось, чтобы вспомнить, что воровать – подло!

Но мы все равно смеялись и хрюкали – мы ж все равно умнее этих «тупых американцев»! Нам так юморист сказал. Юморист еще говорил что мы живучие как тараканы, что везде куда приходят негры – оттуда все национальности уходят и только один раз ушли негры – когда на Брайтон-Бич пришли русские. Вот такие мы крутые. Мы можем свинячить, обманывать и жульничать еще хуже, чем негры.

А потом пришли чужаки. Наглые, богатые, сплоченные не связанные по отношению к нам какими-либо моральными запретами. Что мы – разобщенные, обнищавшие, обворованные могли им противопоставить? Они как нож в теплое масло вошли в нашу среду вырывая себе наиболее жизненные отрасли – розничную торговлю, мелкий опт, сферу обслуживания…. Они вели себя как свиньи – гадили повсюду, где появлялись, хамили, плевали…. И тут мы поняли, что смеяться над чужой честностью и беспомощностью перед хамом – подло!

Отсутствие взаимовыручки, чувства национального единства, культуры, национального кодекса чести – все это поставило нас перед чужаками в еще более невыгодное положение. То, что мы так и не ответили на этот вызов реальным возрождением национальной культуры – основы чувства идентичности породило движение скинхедства, которое не столько вредит инородцам, сколько уродует наших подростков. Взрослые не смогли постоять за себя и своих детей, так как подобает взрослым – дети теперь мстят за это так как умеют только дети - зверски.

Нам теперь разгребать такую помойку, такие завалы подлости, что Геракл, даже после конюшен Авгия, на нашем месте – удавился бы. За все это время мы настолько оподлели, что государство просто трещит по швам, не выдерживая такого количества неправды, пошлости и грязи.

Надежда, конечно, есть. Я почувствовал это тогда, когда увидел, что у нас построили новую детскую площадку, а ее не разворовали.

Но самое страшное наследие мы еще не преодолели – отношение к собственному государству.

Нам всем хочется вести цивилизованный (западный) образ жизни. Желание очень хорошее. Но мы его не ведем. И дело тут не в правительстве и не в происках сионистов, а в нас самих. Проблема в том, что мы хотим потреблять демократию. Мы не хотим ее создавать и отлаживать. Отсюда возникает вопрос: А кто будет эту демократию для нас производить? И, простите, в расчете, на какого потребителя?

По экономическим законам товар всегда соответствует уровню потребителя. Проще говоря – каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет. А еще проще – по голове и шапка.

Какие требования можно предъявлять к законодательству страны, где население постоянно голосует за Жириновского потому, что он – «забавный»?! Он их развлекает! То, что от решений этого человека зависит наш образ жизни, их не заботит. Им еще один клоун в телевизоре нужен. Они желают, чтобы их развлекали…. Как будто других юмористов им мало.

То, что к такой вещи как голосование нужно подходить ответственно, им в голову не приходит. Сама идея ответственности за собственное государство не находит никакого понимания. Хотя именно ответственность за государство и отличает нацию от населения.

Огромная часть «электората» на думские выборы не пришла в принципе.Они не взяли на себя ответственность ни за что. И при этом будут себя тешить мыслью, что они (такие тонкие, чувствительные, высокодуховные индивидуальности) выше этого! А потом будут ныть, брюзжать про то, что все не так, не то и не удовлетворяет его высокоинтеллектуальным запросам.

Никакое построение демократии невозможно без осознания того принципа, что «Ты в ответе за все». То есть за все абсолютно. За засранные подъезды, за паленую водку в ближайшем ларьке, за то, что малолетки сидят и пьют пиво и курят прямо возле твоей двери. За списывание в школах и институтах, за пару стольников отданные ГАИшнику «без протокола». За все, что увидено, но не исправлено.

Нужно понять, что давать взятки, мухлевать, жить в дерьме и оправдывать это тем, что у нас такое государство – подло!

Никакого другого способа государственного строительства не существует. Только лютое и беспощадное выгрызание всякой неправды собственными зубами и личное участие в установлении Правды. Русской Правды.

Роман Носиков

От Георгий
К Георгий (05.12.2007 21:36:48)
Дата 06.12.2007 17:42:09

Страны родной слова и нравы: куда меняемся? (*+)

http://lgz.ru/article/id=2469&top=26&ui=1196945331260&r=842

Человек

Страны родной слова и нравы

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

Заканчиваю публикацию своих заметок («ЛГ» № 9, 19, 20, 36, 2007). Речь в них идёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, а о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях и чувствах наших соотечественников.

НОВЫЕ СМЫСЛЫ СТАРЫХ СЛОВ
Точно не могу определить временну,ю границу – но в 60–70-е годы XX века на работу поступали, теперь – устраиваются. Это последнее слово стало очень распространённым: ребёнка устраивают в детский сад, в школу. А уж в высшую школу – тем более.
Делать карьеру казалось неприличным. Так говорили только в осуждение (в отличие от дня сегодняшнего). Сказать кому-нибудь «карьерист!» было оскорблением.
Деньги становятся мерой всех вещей. Когда-то в страшном сне не мог привидеться звучащий на телевидении лозунг (по-нынешнему – слоган): Любите деньги – и они полюбят вас. Или такой: Кто не хочет стать миллионером? Тот, кто хочет стать миллиардером. Издаётся в Петербурге «журнал для старшеклассников» «МИГ-17». На обложке (2007, май) крупными буквами обозначена «тема номера» – ЗАПАХ ДЕНЕГ. Справедливости ради надо сказать, что в журнале есть и неплохие публикации. Жаль, что они оказались в атмосфере с дурным запахом.
В наше время детей от этнически смешанных браков называют полукровками. В первые послевоенные годы так говорить было невозможно – видимо, очень напоминало гитлеровский расизм. Слова этого не то что избегали, его просто совсем не было в сознании. Говорили – половинки.
Ввели понятие толерантность (то есть терпимость), всячески оплевав дружбу народов. Чем она плоха как мечта и как лозунг? А также – как способ воспитания?
На радио «Теос» обсуждался вопрос о том, является ли наглость отрицательным качеством. Большинство звонивших слушателей утверждали, что да, является. Ведущий же пытался это опровергать, приравнивая наглость к настойчивости и упорству. Этот пример показывает, как искусственно внедряется новая ментальность в людские души. Всё это довольно распространено. Любопытно в данном случае, что подобное происходит на радиостанции, позиционирующей себя в качестве религиозной.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК
О гражданском браке поговорим отдельно. Потому что широко распространившееся употребление этого термина не столько отражает новое отношение к самому явлению, сколько является следствием непонимания смысла этого понятия.
Гражданский брак (термин всегда употреблялся в противопоставлении браку церковному) – это брак, зарегистрированный в гражданском учреждении (загсе, мэрии, муниципалитете) без религиозного обряда. Для незарегистрированных отношений были иные термины. Лучше всего, мне кажется, так и говорить: эта пара состоит в незарегистрированном браке.
Совершенно нелепы баталии по поводу регистрации «однополых браков». В кавычки ставлю потому, что термин «брак» обозначает именно союз между мужчиной и женщиной (и ничего больше). Хотите как-то узаконить однополые союзы (главная цель – урегулирование материальных обязательств друг перед другом) – придумайте соответствующую юридическую процедуру (и название). Только и всего. Совершенно независимо от отношения к этим так называемым бракам.

ОБ УДАРЕНИЯХ
Ударения в русском языке очень трудно освоить. Такие они подчас непредсказуемые. Хорошая речь формируется из опыта. Если правильно говорят в семье, в школе, в окружении – всё в порядке. А если нет? Тут огромную положительную роль играло когда-то радио (а позднее – и телевизор), дикторы говорили безупречно. И это передавалось людям. Наверное, нужно всё-таки что-то делать, чтобы из радио и телевизора звучала правильная речь. Хорошо бы иметь в студиях словари, вести соответствующие занятия. Но главное – как-то избавиться от моды на неправильную, развязную речь.
Когда-то в издаваемых для младших классов национальных школ книжечках были расставлены ударения. Может быть, стоит ввести эту практику и для русских школ?

АНГЛИЙСКИЙ АКЦЕНТ
Для усвоения некоторых особенностей произношения много учиться не надо. Разве трудно запомнить, что во Франции все фамилии и названия городов имеют ударения на последнем слоге, и не произносить их с английским акцентом (добро бы, хоть с русским!)? В Польше тоже ударение фиксированное – на предпоследний слог (но знать это не каждому дано, для дикторов – высший пилотаж).
Приведу один анекдотичный случай. В конце 2006 г. на телеканале «Культура» прошла передача, посвящённая немецкому писателю швейцарского происхождения Кристиану Крахту. Это был монолог Крахта. Звучала немецкая речь, ведущий переводил. Слово Faterland не перевёл, произнёс по-английски, благо написание одинаковое. Что, слово родина в русском языке теперь заменяется на фатерланд (если исходить из английского – что-то вроде фазерлэнда)?..

Наталия ЮХНЁВА, доктор исторических наук, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

От Durga
К Георгий (06.12.2007 17:42:09)
Дата 10.12.2007 17:05:00

Re: Страны родной...

Ктото глядя на активность РПЦ скажет "перестроечная деградация к мракобесию!", а кто-то "расцвет России!"

От Георгий
К Георгий (06.12.2007 17:42:09)
Дата 06.12.2007 17:43:21

Предыдущие заметки на ту же тему (*+)

http://lgz.ru/article/id=1480&top=40&ui=1196945331260&r=771

Человек

Страны родной слова и нравы

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

В моих заметках, публикуемых в «Литгазете» с марта, речь идёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, а о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях и чувствах наших соотечественников.

НЕ ГОВОРИТЕ КРАСИВО!
Помните, у Тургенева: «Аркадий, не говори красиво!» Почему контору сменил офис, хотя слова эти означают одно и то же? Потому, конечно, что контора – это несколько комнат в полуподвальном этаже с выцветшими обоями и разномастными стульями, а офис… О, это совсем другое! Современная мебель, компьютеры, стильные сотрудницы. Одно слово – ОФИС!
Опять же – кто захочет стать (прослыть) убийцей? Совсем другое дело – киллером…
Надо признать, что в двух приведённых примерах при всей нелепости введения «новых» слов они хотя бы употреблены без искажения смысла. Но бывает и иначе. Когда смысл слова искажается. Так, «простецкое» слово двор (в словосочетании «крестьянский двор») заменяют подворьем. Хотя значение последнего слова иное. Подворье – это постоялый двор, гостиница. Подворьем также называют представительство (тоже вроде гостиницы) отдалённого монастыря (у нас в Петербурге, например). Вместо слова центр пишут эпицентр. Тоже, видимо, для красивости. Хотя этот чисто геологический термин имеет, скорее, противоположное значение. Именно: где-то под землёй находится центр землетрясения (или взрыва). Проведём от этого центра вертикаль до поверхности земли – точка их пересечения называется эпицентром.

О КАНЦЕЛЯРИЗМАХ
Канцеляризмы родились не в наши дни. Были они и в XIX веке, многим представляющемся образцовым по языку. Тогда был создан прекрасный литературный язык, а в быту (и в канцеляриях!) говорили по-всякому. Советское время создало свои канцеляризмы (надо сказать, очень много).
Нас же интересует язык сегодняшний.
Органы местной власти называются муниципальными образованиями. Почему не просто муниципалитетами?
Есть коммерческие организации, скрывающиеся за странной аббревиатурой ООО. В расшифрованном виде эта аббревиатура означает общество с ограниченной ответственностью. Не будем вдаваться в юридические тонкости узаконенной безответственности. Зададимся только вопросом: увеличивает ли такое название доверие клиентов?
Больше всего не повезло учебным заведениям. Это словосочетание, конечно, тоже канцеляризм, но привычный – он появился в позапрошлом веке и продолжал существовать в советское время (например, в виде вузов – высших учебных заведений). Захотелось обновить. Ввели такое название: образовательное учреждение (ОУ). Чем оно лучше прежнего? Между тем есть прекрасное ёмкое слово школа. Любая: начальная школа, средняя школа, высшая школа, профессиональная, музыкальная… и т.д. Между прочим, во Франции едва ли не самое престижное высшее учебное заведение называется школой.
Я была студенткой Ленинградского университета в 50-е годы. Тогда высшим проявлением невежества считалось, если после слов «я учусь в университете» следовал вопрос «в каком?». Университет был один-единственный. Теперь же их появилось множество. Это название присваивают себе педагогические и учительские институты, а также разные технические высшие учебные заведения. Частично – для той же красивости. Правда, также и из прагматических соображений – университеты лучше финансируются. Стоит заметить, однако, что иногда такое переименование не только не повышает, но даже снижает «рейтинг». Например, Петербургский политехнический институт – это известнейшее старое учебное заведение самого высокого уровня. А имя Технического университета (как он теперь называется), возраст которого без году неделя, никому ничего не говорит. Надо сказать, что в последнее время предпринимаются определённые шаги для поднятия статуса двух главных российских университетов – Московского и Петербургского.

ДЕВОЧКИ И ДЕТИ
Прочитав заголовок, любой возмущённо скажет: так писать нельзя! И для совсем уж неграмотных пояснит: дети – это девочки и мальчики вместе. Между тем вполне образованные люди ничтоже сумняшеся говорят и пишут: «Дамы и господа»! Хотя слово «господа» – множественное число от двух разных слов. Именно – от слов госпожа и господин. Вместо госпожи и господина говорят господа. Смотри многочисленные примеры из русской литературы: обращаясь к собравшимся гостям (обоего пола), говорили «Господа!». Если же очень хочется обратиться к дамам отдельно, нужно сказать дамы и кавалеры. Но такое выражение употребляется только во время танцев: дамы приглашают кавалеров! (или наоборот). Дамы и господа – калька с иностранного языка, этакая смесь (по Грибоедову) французского с нижегородским.
Конечно, встречается и правильное словоупотребление. В МАЭ РАН, где я работаю, на учёных собраниях говорят «Господа!». Правда, гораздо чаще – «Коллеги!» – тоже одно множественное число для всех. (Кстати, снова замечу – в разных языках правила отличаются; у чехов, например, я слышала обращение коллеги и коллежанки). Недавно порадовалась тому, что и широкая публика может иногда услышать хорошую речь: на телевизионном канале «Культура» Сергей Юрьевич Юрский, приветствуя собравшуюся публику, обратился к присутствующим: «Господа!». Хотя в зале были и женщины, и мужчины – актёры (тоже общее множественное число; не говорят же – актрисы и актёры).

Наталия ЮХНЁВА, доктор исторических наук, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


От Георгий
К Георгий (06.12.2007 17:43:21)
Дата 06.12.2007 17:46:04

Re: Предыдущие заметки...

http://lgz.ru/article/id=304&top=40&ui=1196945331260&r=644

Страны родной слова и нравы

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

В моих заметках речь пойдёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, – ошибках в грамматике, в ударениях, в неправильном словоупотреблении, свидетельствующих о недостаточном владении родным языком, что требует отдельного разговора. Я буду говорить о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях, чувствах.

ЛЕВАЯ, ПРАВАЯ ГДЕ СТОРОНА?

Правые и левые как политические наименования возникли во время Французской революции из того случайного обстоятельства, что в 1789 г. на заседаниях одной из палат Генеральных штатов сторонники революционных мер сидели слева, а противники – справа от председателя. Постепенно утвердилось такое употребление этих терминов: левые – это те, кто за простой народ и за перемены в обществе, а правые – охранители старых порядков.
О чём думали основатели «Союза правых сил», давая ему такое название? Название не просто неправильное, а одиозное. Правые в царской России, во всяком случае, крайне правые, – это черносотенцы. В сегодняшней Европе правые – это партия Ле Пена, например. Может, кто-то у нас и симпатизирует черносотенцам и Ле Пену, но уж, наверное, не «Союз правых сил». К чести его руководителей, они, хотя и с запозданием, догадались о возможных нежелательных ассоциациях. И постарались по-другому интерпретировать название партии: мы – за правое дело.
Может быть, стоит совсем отказаться от этих ничего не значащих слов? В них запутались окончательно не только простые люди, но и высокоумные политики.
О НАРОДОВЛАСТИИ
Речь, конечно, о демократии. Но что подразумевается под словом демос? В Древней Греции (где возникли и слово, и понятие) демос состоял из свободных граждан города-полиса, они и осуществляли демократию (рабы, понятное дело, никакого отношения к этому не имели). Постепенно утвердилось представление, что демократия – это равноправие для всех без исключения. Прекрасно, так и должно быть. И выборы, конечно, должны быть всеобщими, равными и свободными. Только кто сказал, что большинство всегда право? Во время всеобщих выборов 1932 г. Германии победил Гитлер…

ТАКАЯ РАЗНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Нет партии (и не будет, конечно), которая прямо провозгласила бы своей целью несправедливость. О справедливости пекутся все. Одна партия даже ввела это слово в своё название – «Справедливая Россия».
Не буду разбирать партийные программы. Посмотрим, как по-разному может трактоваться само понятие.
Для одних справедливость – это когда всё всем одинаково и поровну. Для других – привилегии немощным и бедным. Для третьих – распределение в зависимости от сословия. Справедливость имеет иногда и чисто денежное измерение – всем всё за единую цену (ничего бесплатного и никакой прогрессивной шкалы налогов). Справедливым может считаться распределение (прав и благ) по труду (который можно оценивать либо по количеству, либо по качеству), по уровню образования. И так далее, почти до бесконечности.

ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ

Я не собираюсь оценивать коммунистическую идею. Ни как научный план построения общества, ни как идеал, утопию, грёзу. Не о том сейчас речь. Но почему разоблачительный пафос направлен исключительно на сталинское время, почему между ним и коммунизмом ставится знак равенства? Ведь надо ещё доказать, что при Сталине строили именно коммунистическое общество. Отрицать коммунизм как учение из-за преступлений сталинского режима – то же самое, что отрицать христианство как религию, ссылаясь на костры инквизиции и кровавую Варфоломеевскую ночь.

О ПАТРИОТИЗМЕ И ДРУГИХ ХОРОШИХ СЛОВАХ

В 1988 г. некое мракобесное общество, взяв себе название «Память», сделало это слово совершенно неприличным. Прошли годы, о «Памяти» забыли. И заговорили о памяти. К памяти взывают все. Помнить, помнить, помнить… Героев Отечественной войны, жертв сталинских репрессий, собственных дворянских предков, наконец. Главное – слово реабилитировано.
Не повезло патриотизму. До недавнего времени некоторые нынешние либералы охотно повторяли слова: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Не объясняя, почему всё-таки – негодяев? Патриотизм – любовь к стране, отечеству. Ни к какому национализму это отношения не имеет. Если два или несколько народов живут чересполосно на одной территории, то есть имеют одно общее отечество, патриотизм у них общий, а национальные чувства и пристрастия – разные. В такой ситуации возможны и конфликты, и мирное, дружественное сосуществование.
Если кое-кто использует добрые (или просто нейтральные) слова во зло, надо не отказываться от этих слов, а вернуть им истинное значение. Что сейчас и происходит со словом патриотизм.

О СИОНИЗМЕ

В антисионистских сочинениях можно прочитать, что в сионизме имеется два течения. Цель одного – переселение евреев в Израиль, цель другого – мировое господство. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что маленькое Государство Израиль, окружённое враждебным ему арабским миром, с которым оно находится в состоянии перманентной войны, не может и мечтать о мировом господстве – самому бы уцелеть!
Откуда же взялся и на что опирается миф о стремлении сионистов к мировому господству? Кроме фальшивок вроде «Протоколов сионских мудрецов» есть одна реальность, которая, вероятно, способствует живучести этого мифа. Дело в том, что имеется довольно много международных еврейских организаций, разветвлённая мировая сеть которых вызывает, при отсутствии достаточной информации, страх перед ними. Между тем их возникновение вполне естественно, поскольку евреи расселены во всех частях света.
Среди этих организаций есть несионистские – они стараются помочь евреям, живущим в разных странах, сохранить знание языка, культуры, религиозные традиции. Есть и сионистские, их цель – способствовать эмиграции в Израиль. Причём как раз сионистские организации в большинстве случаев отрицательно относятся к участию евреев в политической жизни в странах, где они живут, придерживаясь принципа невмешательства в «чужие», с их точки зрения, дела.

Наталья ЮХНЁВА, доктор исторических наук, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

От Георгий
К Георгий (06.12.2007 17:46:04)
Дата 06.12.2007 17:46:33

Re: Предыдущие заметки... (*+)

http://lgz.ru/article/id=215&top=40&ui=1196945331260&r=108

Страны родной слова и нравы

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

Речь пойдёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, – ошибках в грамматике, в ударениях, в неправильном словоупотреблении, свидетельствующих о недостаточном владении родным языком, что требует отдельного разговора. Я буду говорить о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях, чувствах.
О ЛОЖНО ПОНЯТОЙ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ

Россия по-немецки Русслянд, по-английски – Раша, а по-китайски и вовсе Э-го. Понятно – языки-то разные. Мы ведь тоже говорим Германия, а не Дойчланд, Великобритания, а не Гритбритен, Китай, а не Джун-го. Почему же мы с некоторых пор Молдавию заменили Молдовой, ломаем язык, произнося странное слово Кыргызстан, и вопреки правилам русской грамматики удваиваем конечное н в слове Таллин?
Не нравится украинцам слово Малороссия. Хорошо – пусть будет Украина. Хотя имя Малороссия очень даже (как теперь любят говорить) престижно. Сравним словоупотребление других народов. Малая Польша – это основная, коренная Польша, а Великая Польша – та, что включает всякие разные окраины. Так же было и в Швеции (во времена её величия): шведская Швеция называлась Малой, вместе с завоёванными землями – Великой. Кроме того, по-русски лучше говорить, как было всегда принято, на Украине, а не в Украине. Напрасно думают, что предлог в будто бы подчёркивет самостийность. Новороссия никогда ни на какую самостийность не претендовала, тем не менее говорят в Новороссии, а вовсе не на Новороссии.
РУССКИЕ ИЛИ РОССИЯНЕ?
В течение многих советских десятилетий табуированным было слово еврей. Теперь подобная судьба постигла имя русских. Его заменяют словами россиянин, русскоязычный. Среди россиян, понятно, большинство составляют русские, но даже просто констатировать этот факт почему-то считается шовинизмом, расизмом. Разве что наши соотечественники в Израиле не стесняются называть русских (и самих себя) русскими.
До 1917 г. этноним русские употреблялся в трёх значениях. Прежде всего как название народа, второе имя которого было тогда великороссы. Кроме того, этноним русские охватывал всех восточных славян – и белорусы, и украинцы/малороссы, и великороссы считались русскими. Наконец, было и третье употребление, означавшее государственную принадлежность («русская армия», «русское правительство» и т.п.). Только в этом последнем случае можно русское заменять российским.
О «ЛИЦАХ КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ» И «АЗИАТЧИНЕ»

В нашей стране в последние годы появился термин «лицо кавказской национальности». Его употребление жёстко осуждается поборниками толерантности. Всё правильно: это словосочетание, к сожалению, воспринимается как оскорбительное. Но почему?
Изложу свою позицию. «Лицо кавказской национальности» говорить, конечно, нельзя – просто потому, что такой национальности не существует. Как не существуют и «лица европейской национальности». Но есть «европейцы» и есть «кавказцы», и вторые не хуже первых. Почему постоянно твердят о «европейских ценностях», но говорить о ценностях восточных кажется неприличным? Видимо, глубоко в подсознании таится ощущение неполноценности всего восточного. Недаром самое широкое распространение приобрёл в нашей журналистике и даже науке негативный термин «азиатчина».
Полагают (из соображений толерантности), что лучше вовсе не замечать национальность людей и тем более не говорить о национальных особенностях (так как это кажется оскорбительным). Я же думаю иначе. Я надеюсь, что чем больше люди будут узнавать о культуре, ментальности, системе ценностей и других особенностях народов, тем они будут не толерантнее, нет (ведь это слово означает только терпимость), а доброжелательнее и дружелюбнее друг к другу.
ОБ ОСКОРБЛЕНИИ ПО ЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Как хотите, но слова о людях кавказской национальности сами по себе не могут считаться оскорбительными. Они отражают только присущее массовому сознанию недифференцированное восприятие приезжих с Кавказа (никак не догадаться, кто армянин, кто азербайджанец, кто чеченец). Слово само по себе не оскорбительное. Если хотят выразить презрение, говорят – чёрные. Это о всех вместе. Но есть, увы, и вполне дифференцированные презрительные слова, разные для разных кавказских этнических групп. Тут кстати вспомнить о языковых отличиях. Это существенно при сегодняшней манере перенимать чужое. Так, в Америке оскорбительным является слово негр, его можно для политкорректности заменить на чёрный (хотя ещё лучше – на афро-
американец). В русском же языке, наоборот, негр – слово вполне нейтральное, а чёрный – презрительное. Слово жид в Чехии значит просто еврей. Никак невозможно мне было выговорить в Праге название тамошнего Еврейского музея…
ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность значит терпимость. Но всё-таки не только. Слово это означает также желание и умение понять (и даже, может быть, и принять; хотя и не перенять).
В последнее время термин толерантность используют у нас исключительно для характеристики межэтнических отношений. И напрасно. Не меньшее значение имеет толерантность и во взаимоотношениях людей (а также партий, социальных групп и т.д.). Есть такая пословица: «В спорах рождается истина». Подразумевается – спорят толерантные люди, прежде всего обеспокоенные именно поиском истины (а не добивающиеся своей победы любой ценой). У нас же, с постепенным угасанием полемического искусства, впору старую пословицу заменить другой: «В спорах рождается вражда».
Пример толерантности показывает «Литературная газета». На её страницах выступают авторы, придерживающиеся самых разных (часто и противоположных) взглядов, и постоянно организуются дискуссии, в ходе которых, конечно, далеко не всегда рождается истина, зато всегда демонстрируются возможность и продуктивность диалога.

От Георгий
К Георгий (06.12.2007 17:46:33)
Дата 06.12.2007 17:46:55

Re: Предыдущие заметки......

http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg092007/Polosy/14_1.htm

Страны родной слова и нравы…
Наталия ЮХНЁВА, историк, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Вынеся в заголовок несколько переиначенные слова Лермонтова, я хотела обозначить ими тему моих заметок. Речь пойдёт не о языковых ошибках, так распространившихся в последнее время, – ошибках в грамматике, в ударениях, в неправильном словоупотреблении, свидетельствующих о недостаточном владении родным языком (если не о полной безграмотности), – что само по себе прискорбно и требует отдельного разговора. Я хочу поразмышлять о том, что непосредственно связано с изменениями в обычаях, нравах, взглядах, умонастроениях, чувствах.

Очень меня огорчает исчезновение из обихода отчеств. Такой уж у меня русский национальный предрассудок.
Русский именник строится так: имя, отчество, фамилия. В годы моего детства – до Отечественной войны – мои родители и родители моих шести-семилетних подружек называли друг друга по имени-отчеству: Екатерина Борисовна и Юлий Юльевич Бенуа, Юлия Ивановна и Иван Павлович Вязовские, Варвара Августовна Нейфельд, Зоя Сергеевна и Сергей Андреевич Черепенниковы. Было им всем тогда по 28–35 лет. Сохранялась старая традиция. До революции в городских образованных кругах только так и разговаривали.
В Европе господствовало обращение по фамилии: господин такой-то. Или вообще без имени: господин учитель (форма, недопустимая у русских). Один петербургский поляк в начале ХХ века очень одобрительно отзывался о русской номинации. Дескать, у нас только две возможности: либо по фамилии (что очень официально), либо по имени (что слишком панибратски); а имя-отчество – и уважительно, и не официально.
Приехал из Варшавы, где учился в русской гимназии (даже на переменах не разрешалось говорить по-польски), мой университетский учитель, профессор Сигизмунд Натанович Валк. Он окончил в Петербурге университет и всю жизнь преподавал в нём. На первом курсе исторического факультета Ленинградского университета он вёл семинарские занятия по истории Киевской Руси, учил нас работать с источниками; целый год мы подробнейшим образом анализировали «Русскую Правду». Участников семинара Сигизмунд Натанович называл по имени и отчеству, спрашивал уважительно вчерашнюю школьницу: «Валентина Григорьевна, как ваше учёное мнение?» Мы поначалу еле удерживались от смеха.
Была в нашей группе студентка, приехавшая из Венгрии, звали её Вера Бачкаи. Знакомясь с группой, Сигизмунд Натанович каждого просил назвать своё имя и отчество. Когда очередь дошла до Веры, она сказала:
– У нас нет отчеств.
– Как это нет! Как зовут вашего батюшку?
– Стефан.
– Вот и будете у нас Верой Стефановной!
В наши дни отчества окончательно, кажется, утрачиваются. И дело вовсе не в экономии места и времени. Говорим же мы: «Эрих Мария», «Иоганн Себастьян», а уж у испанцев имён иногда бывает просто немерено… Кстати, на Востоке, как и у нас, есть отчества (ибн – у арабов, бен – у евреев). Употребление только имени и фамилии часто ведёт к путанице: немало случаев, когда два однофамильца лишь отчеством и отличаются друг от друга.
Недавно с радостью обнаружила, что мой предрассудок разделяет московский Международный центр изучения восточноевропейского еврейства. В издаваемых этим центром сборниках все отечественные авторы именуются по имени и отчеству. Не поверите: не какие-нибудь две буквы, а полностью – Олег Витальевич Будницкий, Владимир Карлович Кантор, Геннадий Васильевич Костырченко, Владимир Яковлевич Петрухин. Именно в такой последовательности – сначала имя и отчество, потом – фамилия. Правда, уехавших в иные страны, как теперь говорят, на ПМЖ, редакторы этих сборников отчеств лишают. Я бы этого не делала: вы там как себе хотите, а мы (разумеется, только у нас, в русских изданиях) будем называть вас по-своему (то есть по-старому: как вы до отъезда именовались). Хоть бы нашлись последователи в других издательствах! Уговорить наше собственное (МАЭ РАН, Кунсткамера) полностью перейти на такую номинацию мне пока не удалось. Но всё же моя книжка вышла в этом издательстве под таким названием: «Наталия Васильевна Юхнёва. Статьи разных лет. – СПб., 2005».
Некоторые радиостанции также употребляют имена и отчества. Хотя и дифференцированно. Так, на радиостанции «Орфей» композиторов, певцов, поэтов XIX века всегда называют полным именем: Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков; современных же, тем более хотя бы относительно молодых, – всегда без отчества. А, так сказать, промежуточных – по-разному: Шаляпина могут назвать просто Фёдором, а могут – и Фёдором Ивановичем…
Солидные люди, беседуя между собой при всём честном народе (на телевидении), обращаются друг к другу не только без отчеств, но детскими уменьшительными именами – Саша, Маша, Володя (только что не Сашка и Машка!). Подыгрывают молодёжи? Как бы не получился обратный эффект! Молодые всегда преувеличивают возраст старших. Думают (и говорят между собой): старички-то – всё молодятся!
Это последнее – подражание американским нравам (отнюдь не европейским, более строгим).
Подражая Западу, нет-нет да и попадаем впросак. На этом самом пресловутом Западе принято, чтобы имя стояло впереди фамилии. У нас же сплошь и рядом делают наоборот. Причём не только в тех или иных списках (чтобы фамилии были размещены по алфавиту), но даже и в устной речи. В связи с этим расскажу об одном случившемся со мной казусе. Получаю официальное письмо (по-английски): Dear Prof. Vasiljevna! (компьютерная программа так настроена: фамилией является последнее слово). Извинились, исправили…


От Георгий
К Monk (30.11.2007 17:19:45)
Дата 05.12.2007 21:36:40

Они о нас (-)




От Георгий
К Monk (30.11.2007 17:19:45)
Дата 05.12.2007 21:36:30

Мир (-)