От
|
Monk
|
К
|
Monk
|
Дата
|
14.08.2007 19:21:54
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Е. Холмогоров. Код Дамблдора (*).
http://www.pravaya.ru/idea/20/13196
Ну вот, эпическая сага о Гарри Поттере закончена - вышла в свет последняя часть - “Гарри Поттер и Дары Смерти”. Теперь могут замолчать представители “разоблачительной” концепции, утверждающие, что “Гарри Поттер” это антихристианская книга
Ну вот, эпическая сага о Мальчике-Который-Выжил и закончена. Закрыты последние страницы, причем не только для английских, но и для многих русских читателей. Добровольная “Армия Дамблдора” переводчиков за считанные дни управилась с предоставлением всем Интернет-пользователям России более-менее читабельного и вполне понятного для ознакомления с замыслом автора перевода последней части – “Гарри Поттер и Дары Смерти”. Все, что может быть дальше, будет лишь “сиквелом” и бесчисленными приложениями этой удивительной истории, которую рассказала английская домохозяйка, ставшая миллионершей.
Каков же итог?
Снобы, которые воротили нос от поттерианы, называя её коммерческим ширпотребом, безусловно могут замолчать. В своей законченности эта сага выглядит достойным продолжением традиций английской волшебной сказки пополам с романом воспитания — Льюис Кэрролл, Редьярд Киплинг, Алан Александр Милн, Памела Треверс, Джон Рональд Руэл Толкиен, Клайва Степлз Льюис — Джоан Роулинг смотрится в этом ряду отнюдь не бедной Золушкой (не только в смысле славы и доходов) и уж точно – достойной продолжательницей великой традиции.
Точно так же могут замолчать и представители “разоблачительной” концепции, утверждающие, что “Гарри Поттер” это антихристианская книга, которая должна совлечь людей в сатанизм, магизм и отвратить от христианских ценностей. Отец Андрей Кураев, много лет полемизировавший с этой точкой зрения, может торжествовать. Безусловно, “Гарри Поттер и Дары Смерти” — это криптохристианская книга, уж точно не менее криптохристианская, чем “Властелин Колец” и даже не слишком отстающая от “Хроник Нарнии”.
В седьмой книге Роулинг дважды цитирует Евангелие: “Где сокровище ваше, там и сердце ваше” и “последний враг упразднится — смерть”, — гласят надписи на могилах членов семьи Дамблдора и родителей Гарри. В книге много говорится о раскаянии, о перемене, которую может пережить даже самый страшный злодей, хотя такое раскаяние может быть убьет его. И на последнем поединке Гарри искренне пытается воззвать именно к покаянию Волдеморта, прежде чем Палочка поразит темного волшебника его же собственным заклятием. И, наконец, главное — Гарри, по сути, приносит искупительную жертву за всех своих друзей, за всех защитников доброго дела. Он добровольно идет на смерть и умирает, затем чудесно возвратившись к жизни. И эта смерть делает его неуязвимыми для темных магов и сокрушает могущество Темного Лорда.
Тот основной сюжет, основной принцип, который лежит в основе Христианства, выражен здесь безусловно корректно. Чтобы победить смерть – нужна добровольная смерть невинного, того, кто не должен умирать. В седьмой книге, кстати, вообще очень хорошо видно, как сильно опиралась Роулинг на традиции предшественников, в частности – Льюиса. И несмотря на весь этот магический антураж “поттериана” как целое может быть принята как еще одно литературное свидетельство основных истин Христианства. При внимательном отношении к тексту очевидно — плохому эти книги, безусловно, не учат. Напротив, учат верности и смелости, любви и прощению, жертвенности и свободе от страха перед смертью, болью и ложью (не случайно именно на смерти, боли и лжи, связывающей волю, основаны три “непростительных заклятия” — “авада кедавра”, “круцио” и “империо”). В совокупности все те моральные уроки, которые читатель может вынести из книг поттерианы, вполне оправдывают цель их написания. В конце концов, Льюису приписывают фразу в ответ на вопрос почему он пишет сказки: “Англичане слишком консервативны, чтобы принять Христа”. Для жителей туманного Альбиона такая форма проповеди может оказаться единственно доходчивой…
Но вот даст ли она нужный результат? Заметим, что и Толкиен, и Льюис, и Роулинг с разной степенью успешности включены в игровой мир постмодерна. “Опасное” христианское содержание из их текстов практически вынесено. И тут “криптохристианство” оказывается опасной ловушкой и для тех, кто его проповедует, и для тех, кто его принимает. Врагу оказываются абсолютно безразличны те метафорические формы, в которые облечена весть о Христе, сколько бы безупречным не было их нравственное содержание. Для Врага миф был и всегда остается мифом, то есть сказкой, побасенкой, которая удерживает человека в мире сем. Реально враг боится только крестной силы, только подлинной проповеди о Христе Распятом, о том, что в истории, реальной истории, был момент, когда действительный Сын Божий пришел на землю и искупил на Кресте род человеческий от греха, разрушил власть сатаны. И что будет момент, когда Сын Человеческий вновь “грядет на облацех”, свяжет врага навсегда и “последний враг упразднится — смерть”.
Именно эту весть о Христе Спасителя и о власти Крестной Силы враг и хотел бы уничтожить и затереть. И для него, в общем-то, все равно, будут ли использованы для затирания мерзопакостности, вроде блудливых историй про “Код Да Винчи”, или же вполне себе благие пожелания “криптохристиан”. В каком-то смысле криптохристианство даже намного опасней, поскольку помогает избежать выбора – “За Христа” или “Против Христа”. Позволяет прятаться от этого выбора в спасительных аналогиях — “вот Гарри Поттер тоже принес искупительную жертву, умер и воскрес, так что кого вы хотели удивить своими рассказами о Христе”.
Поэтому “криптохристианство”, сказочно-мифологическая переинтерпретация христианского благовестия, это, быть может, самое нехристианское, что только есть в английской сказочной традиции, которой следует Роулинг. “Жертва Гарри Поттера” не столько готовит к принятию единственной истинной жертвы Христа, сколько отвлекает от нее. И любая самая грубая и простодушная проповедь о Христе Иисусе гораздо спасительней самых утонченных мифов об Аслане или Гарри Потере. Потому что Христу можно молиться, а Гарри Поттеру нет.
В чем действительное “христианство” книжек Роулинг, в чем она в самом деле готовит юные души к главнейшей для нас и последней битве, так это не в своих перетолкованиях благовестия, а в той атмосфере готовности к подвигу и вере в чудо, которые Роулинг воспитывает своими книгами у тех детей, кто готов поддаваться воспитанию. Её воспитательный роман направлен на образование характера действительно достойного представителя христианской цивилизации – открытого, честного, смелого, готового к жертве, способного к любви и состраданию, верного и терпеливого в несчастье. Роулинг создает миф (может быть нереалистичный, но спасительный миф), что человек современного мегаполиса может быть таким, что возможно иметь должное благородство души. Причем именно сегодняшнему человеку сегодняшнего мира, даже если он волшебник.
Или потому, что он волшебник? Вот эта последняя черта смущает меня в поттериане больше всего. В ней столько времени и внимания уделено явно не самой первостепенной теме отношения “волшебников” к “магглам”, то есть нам с вами, простым смертным, что к концу 7-й книги любой читающий ее ребенок не может не придти к мысли о существовании онтологического различия между этими двумя категориями человекообразных существ. То, что доступно волшебнику может быть и недоступно магглу, причем не только в сфере магии, но и в сфере становления человеческой души. Презрение к “немагическим” людям, которое несет Темный Лорд, как ни странно гораздо больше укрепляется снисходительной заботой Дамблдора и Гарри. Ведь, в конце концов, многого ли стоят обычные люди, если все усилия великого волшебника Дамблдора должны быть направлены на то, чтобы их защитить? Не было бы для нас куда более удовлетворительным выходом встретиться с Темным Лордом и его мощью и ухайдокать его крылатой ракетой, как это совершенно справедливо проделано в “Детях против Волшебников”?
И здесь вполне возможно нащупывается главная опасность книг Роулинг. Возможно, что они не столько дублируют наш мир волшебным, сколько обращены на своем эзотерическом уровне к тем, кто и так ощущает себя “волшебниками”, которым доступно нечто, что недоступно большинству смертных. И вот именно к этим “волшебникам” Роулинг и обращается с призывом не увлекаться волдемортовским “фашизмом”, практиковать разумную снисходительность к нам, недотепам. И на этом уровне “код Дамблдора”, переданный Гарри, звучит значительно более зловеще…
Впрочем, это пока только догадка.