От Pokrovsky~stanislav
К All
Дата 06.08.2007 20:53:17
Рубрики История;

Деньги в истории

Помнится, на физтехе первую лекцию по механике С.П.Капица начал с того, что нарисовал условного человека и сказал: вот самое главное лицо на свете - Я, человек. И со своим Я человек соизмеряет окружающий мир. Масштаб основных единиц измерения - это масштаб человека: его линейных размеров, его объема(или потребляемого им объема), его массы(или потребляемой им массы), типичных для ритма его жизни временных промежутков.
_____________________________________________________

Тот же подход продуктивен и при анализе закономерностей общественного развития человека. Собственно, экономический детерминизм А.Смита и Маркса, - есть привязка к человеческому потреблению. А вот дальше теоретики сильно не продвинулись. Зациклились на жратве и ее производных.

И в этом ставшем уже фетишем материализме напрочь пропадает другая важнейшая черта человеческой натуры - сознание. Идеальная составляющая. Мы, конечно, произносим слово "идеология", но опять-таки выводим ее из материальных отношений - из жратвы.

Но у человека, даже как у существа биологического присутствует еще один важнейший для него элемент: место в обществе.
Начну с волков, являющихся вполне общественными(стайными) животными. У волков-самцов регулярно происходит расстановка внутри стаи по рангам(рейтингам). Практически без крови, без грызни, но обозначением усилий, решимости, силы, ловкости - в "потешных" стычках с почти смыкающимися на шее противника клыками, с оскаливанием, пугающими выпадами...
То же самое - у самок между собой. И король самцов в дальнейшем связывает себя с королевой самок.

Человек тоже занят размещением себя в рейтинге своего сообщества: первый парень на деревне, первая красавица. Лидер(пахан), шестерка, самый умный, самый сильный, самый богатый - СТОП! Богатство это же у нас производная от жратвы. Что-то тут не так.

И этнография нам подсказывает. Богатство - не материальные блага, а одно из наиболее древних средств оценки человека в обществе. У Ю.Семенова приобретение богатства называется ПРЕСТИЖНЫМ НАКОПЛЕНИЕМ. Деньги первоначально не меновой эквивалент, не мера стоимости,- а мера человеческой значимости как личности.

В некоторых африканских племенах возникают брачные деньги. Один из известных этнографам вариантов - деньги в форме наконечника копья. Причем этот наконечник неполноценный - он не может быть использован в качестве именно наконечника. Но он столь же редок как и нормальный наконечник - ни с дерева его не сорвешь, ни на войне не захватишь. Такими наконечниками награждают молодого человека за любые значимые деяния: за храбрость, за ловкость, за умное решение, за хорошее ремесленное изделие. И, накопив столько-то наконечников, он может идти "покупать" невесту - первый в человеческой практике товар. Богатство в виде брачных наконечников первоначально является мерой только личных человеческих достоинств. Но буквально в следующем поколении, если не препринимать никаких действий против, богатство оказывается распределено не по достоинству, - а в немалой степени по наследству. Брат красавицы, за которую отдали много наконечников, получает их от отца. И приобретает себе невесту совершенно неправомерно - сам урод уродом, и ни к чему не способен. Это слишком очевидно. И потому общество выставляет препоны неправомерной передаче платежного средства. Например, выкуп получает не отец, а вождь, который собственно и награждал ранее юношу. Но... это зависит от субъективной оценки вождя. А вот если часть "денег" оставлять у родителей, которые, вырастив красивых дочерей, получают возможность платить за услуги, за красивые ремесленные изделия, за продукты, дарить "деньги" на праздниках победителям состязаний, - то выбор будущих женихов становится уже достаточно объективным.

Но никакие превентивные меры не способны предотвратить неправомерное накопление и превращения денег в свою противоположность. В богатство, достающееся не реальным лидерам, а тем, кто умеет "крутиться". А правила хождения таких денег, становящихся средством приобретения уже и услуг, и реальных средств к существованию, - порождают и денежную торговлю, и денежное накопление. Но длительное время за деньгами остается главная их функция - не меновая, а престижная. И, при отсутствии серьезных потребностей в военной силе, в организационных способностях вождей, - накопленное богатство, передающееся по наследству становится основой ПЛУТАРХИЧЕСКИХ сообществ - сообществ, в которых властью и авторитетом обладают владельцы наибольшего количества денег или эквивалентных им ценностей. У исчезнувшего во второй половине 20 в. северо-африканского племени юроков престижное накопление, дошедшее до крайности, - стало препятствием воспроизводству племени. Женщина, за которую надо было платить при женитьбе, женщина, за прелюбодеяние с которой можно было поплатиться штрафом из тех же престижных шкурок с головки дятлов, которые были знаком богатства у юроков, - стала чем-то неудобным, окутанным суевериями(женщина вредит богатству) - и юроки вымерли.

ПЛУТархические сообщества первобытного хозяйственного уровня малочисленны по общему количеству, слабы, микроскопичны по размерам. Мейнстрим этого хозяйственного уклада - это описанные ранее ПОЛИТархии - пирамидальные структуры с общественной собственностью не на все, а на возникающий общественый фонд избыточного продукта, избыточных производительных сил, -и с должностными лицами, являющимися распорядителями указанной собственности.

Но по отношению к современности плутархии - это тоже не тупиковая ветка. Исследователи нашли в юроках - первобытных психологических близнецов человека западной, евро-американской цивилизации.

Не факт, что происходил непрерывный рост плутархического Запада из древних зародышей. Но факт, что в человечестве присутствует этот психологический тип, который при определенных обстоятельствах способен подчинить себе народ - и повести его к... вырождению. Под фанфары о величайших достоинствах обладателя самого большого в мире количества шкурок с головы дятла, долларов, золота, земель, научных трудов, индекса цитирования...
___________________________________________

Для нас важно в наших попытках построения философии и логики истории постоянно ощущать вкус этого феномена, который далеко не всегда имеет прямую связь с экономическими потребностями. Людям нужно самоутвердиться. И деньги, прочие формы богатства и формальных признаков авторитетности, значимости, - являются движущей силой истории не как универсальное платежное средство, а как средство обозначения престижа.
___________________________________________

И, как всякое явление, данное имеет свою противоположность. Если в обществе утверждается авторитет такой-то ценности, то существуют люди, которым эта ценность, способы ее приобретения, накопления, - претят. В семье, типа, - не без урода. И если они становятся психологически несовместимыми с обществом, то либо общество их убивает(в том числе медленно - голодом,- или совсем медленно - через невозможность самовоспроизводства в потомстве), либо изгоняет, либо они сами бегут в общество с другими нормами. Или бегут от общества вообще. Возникает феномен отшельников.
Период между 1000 и 1700 годами нашей эры(по ТИ) - это период существования значительного института отшельников и ушедших от мира сего монахов. Романовское введение "нового православия" - немедленно порождает старообрядческие скиты, которые отличаются от окружающего мира не только способом креститься, но и всем образом существования. В противоположность национальному противопоставлению в государствах, старообрядцы прекрасно веками уживаются с носителями угро-финской культуры.

Одна из характеризующих монастырское жизнеустройство фраз: мы - зеркальное отражение мира. Жизнь наоборот.

И эта "жизнь наоборот", как мы знаем(из раннемонастырских уставов, из сведений о первоначальном монашестве), отрицала богатство, стремление к власти, гордыню, клятвопреступления, праздность, необразованность. И, по мере роста, привела к созданию исключительно эффективной, пронизывающей континенты экономики, торговли, множественных изобретений, науки, регулярных дисциплинированных войск(первоначально монашеских - в каролингском государстве, в Священной Римской империи, в Османской империи - мюридских, восходящих к монашескому послушанию - войска янычар).

Период около реперной точки - Чингизова завоевания - это период перелома от всеохватывающей и вездесущей власти престижного накопления, господства денежных мешков и раздувшихся от сознания собственной значительности самовлюбленных князей, - к миру, являющемуся зеркальным отражением предыдущего. В русском варианте - к Святой Руси.

Это период борьбы двух прямо противоположных функций денег, двух противоположных смыслов власти и государственности, противоположных смыслов института церкви, торговли, ремесленного производства...

Империя, возникшая после Чингиз-хана была единой в противоположность государственным лоскутам, над которыми она выросла. Но она не была государством в том же смысле, в котором существовали лоскуты. В государственности Орды,- по логике этого назревшего зеркального преобразования, - вместо гордыни от властвования власть преобразовывалась на некоторое время в небезопасное для жизни бремя, в крест власти, в долг, обязанность перед Богом и людьми. Деньги из средства возвышения индивидуума на некоторое время стали средством соединения их в общность - посредством ЧИСЛА - налогобложения в денежной форме, а тем самым принуждения к созданию товарного продукта и торговому обмену,- в том числе и с царскими зернохранилищами("сараями" -???).

Я так этот момент понимаю.

От WFKH
К Pokrovsky~stanislav (06.08.2007 20:53:17)
Дата 09.08.2007 14:24:08

Re: Деньги в...

Консолидарист.

>...С.П.Капица начал с того, что нарисовал условного человека и сказал: вот самое главное лицо на свете - Я, человек. И со своим Я человек соизмеряет окружающий мир ...

Соизмерение - это одно, а понимание своего подчиненного положения - другое.

>Тот же подход продуктивен и при анализе закономерностей общественного развития человека.

Это односторонний подход, на котором "споткнулись идеологи коммунизма, фашизма и "научного империализма.
Как миллионы компьютеров отражают в себе историю создания вычислительной техники и деятельность многих фирм - ученых, конструкторов, программистов и т.д., так каждый человек отражает потенциальные возможности закономерной эволюции цивилизации разумных существ.
Различия в природных условиях, в личностных параметрах индивидуумов и т.д. определяют динамику протекания эволюционных процессов, но не их вектор - последовательность и направленность.
Ситуативные ткрбулентности и катастрофы могут отбрасывать конкретные сообщества на предыдущие ступени развития, но логика Бытия остается неизменной.

>Но у человека, даже как у существа биологического присутствует еще один важнейший для него элемент: место в обществе.

Психологические факторы имеют важное значение, но психология лидерства больше отражает индивидуальный гормональный баланс, чем социальную значимость (полезность) личности. Психологические качества мыслителя, исследователя, творческого человека не способствуют стремлению к лидерству в обладании властью и значительными материальными ценностями. Это удел более одномерных, целеустремленных и не предрасположенных к критичному мышлению людей.

>Это период борьбы двух прямо противоположных функций денег, двух противоположных смыслов власти и государственности, противоположных смыслов института церкви, торговли, ремесленного производства...

Реальность многопланова, поэтому маньяки и убийцы часто оправдывают себя ролью "чистильщиков" общества от пороков, а дельцы - благородной целью удовлетворения общественных потребностей.
Деньги, золото, недвижимость и т.д. - это предметы, которые лишь отражают уровень эмоционального и интеллектуального развития их обладателей.

>Империя, возникшая после Чингиз-хана была единой в противоположность государственным лоскутам, над которыми она выросла. Но она не была государством в том же смысле, в котором существовали лоскуты. В государственности Орды,- по логике этого назревшего зеркального преобразования, - вместо гордыни от властвования власть преобразовывалась на некоторое время в небезопасное для жизни бремя, в крест власти, в долг, обязанность перед Богом и людьми. Деньги из средства возвышения индивидуума на некоторое время стали средством соединения их в общность - посредством ЧИСЛА - налогобложения в денежной форме, а тем самым принуждения к созданию товарного продукта и торговому обмену,- в том числе и с царскими зернохранилищами("сараями" -???).

>Я так этот момент понимаю.

А я понимаю так, что Вы пытаетесь найти путь к реинкарнированной ордынско- монастырской организации, которая облагородит меркантильную психологию современного человека. Напрасно потратите время.

Гармония - реализуемая функциональность.

От Pokrovsky~stanislav
К WFKH (09.08.2007 14:24:08)
Дата 09.08.2007 19:37:42

Re: Деньги в...

>А я понимаю так, что Вы пытаетесь найти путь к реинкарнированной ордынско- монастырской организации, которая облагородит меркантильную психологию современного человека. Напрасно потратите время.

Уже нет.
Теперь я нащупал в истории точку, когда власть денег изжила самое себя и потребовала власти сабли - татарской.
И... деньги снова стали работать. Чрезвычайно эффективно. И - моментально!

От WFKH
К Pokrovsky~stanislav (09.08.2007 19:37:42)
Дата 13.08.2007 15:47:04

"Ничто не ново под Луной!"

Консолидарист.

>Теперь я нащупал в истории точку, когда власть денег изжила самое себя и потребовала власти сабли - татарской.
>И... деньги снова стали работать. Чрезвычайно эффективно. И - моментально!

Система, в которой "сабли" служат деньгам известна очень давно и называется набегами, сбором дани или просто грабежом.
Деньги служат деньгам тоже не первое столетие. Даже краткосрочные периоды "служения денег сабле" имели место быть в истории.
"Ничто не ново под Луной!"

Было бы интересно, если бы Вы предложили систему полностью безналичных рассчетов с ежегодным погашением накоплений, как это почти повсеместно происходит в природе и даже в обычаях некоторых племен.

Гармония - реализуемая функциональность.

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (06.08.2007 20:53:17)
Дата 08.08.2007 19:50:27

Батый и деньги

Мало кто обращает внимание на то, что золотоордынские деньги начали чеканиться уже при Батые. Серебряные монеты Батыя ходят по меньшей мере по всей Волге. - Это из археологии.

А что до этого было? А на Руси был безмонетный период. Не ходили никакие деньги. Крупные торговые операции как-то поддерживались весовой системой. А монет не было. Аж со времен Ярослава Мудрого.

Пытались пользоваться иностранными. Так там тоже беда. Во всей Западной Европе деньги ухудшались: сначала уменьшался вес, потом стало резко падать содержание серебра. До совершенно ничтожного. Ярослав Мудрый начал чеканку как раз в этот период. И 3/4 обнаруженных археологами серебреников Ярослава - низкопробные. Соответственно. На том дело и закончилось. Не нужны были такие деньги.
Новгородцы, которым деваться некуда, от торговли живут, сначала имели счетную единицу "гривну кун" равную по стоимости весовой гривне серебра. Потом гривна кун стала 1/4 гривны серебра и продолжала обесцениваться по мере обесценивания западноевропейских денег.

Следом за Батыем, наладившим денежное обращение и восстановившим торговлю(в том числе через прекращение усобиц), в 1252 г. возникли твердые деньги во Флоренции, Венеции, Риме. А в 1263 - во Франции.


От Дм. Ниткин
К Pokrovsky~stanislav (06.08.2007 20:53:17)
Дата 06.08.2007 21:56:49

К новохроноложцам (-)


От Pokrovsky~stanislav
К Дм. Ниткин (06.08.2007 21:56:49)
Дата 06.08.2007 22:07:01

От новохронологов - так будет точнее.

Впрочем, содержание с точки зрения соответствия данным науки, в т.ч. исторической, не грешит ничем.

Оно только имеет изюминку, раздражающую гомоэков.