От
|
IGA
|
К
|
IGA
|
Дата
|
21.08.2007 04:03:03
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
Re: К валаамскому...
http://nataly-hill.livejournal.com/647171.html
<<<
Отчет о Валааме, часть II
Первая часть здесь: http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html
Теперь - о состоянии на сегодняшний день.
1. Вопросы собственности.
На сегодняшний день вся территория Валаамского архипелага со всеми строениями на ней находится во владении монастыря.
Передача территории монастырю была осуществлена правительством республики Карелия, если не ошибаюсь, в 1993 году. О законности или незаконности этой процедуры можно говорить бесконечно. А разговор о ее справедливости или несправедливости лучше даже не начинать - закончить этот флейм уже не удастся.
Так или иначе - сейчас монастырь является хозяином архипелага и всего, что на нем находится.
1а) Жилищный вопрос.
В настоящий момент на острове прописаны 376 человек, не имеющих отношения к монастырю.
Не все прописанные постоянно живут на острове. Некоторые живут там только летом, некоторые вообще годами там не появляются. Реальных постоянных жителей несколько меньше, где-то около 300.
Около 150 человек проживает в т.н. "Зимней гостинице" на главном острове. Это действительно бывшая гостиница, построенная в самом начале XX века. Судя по ее состоянию, с тех пор она и не ремонтировалось.
Это четырехэтажное (или пяти? уже не помню, надо будет фотки посмотреть) здание, очень большое в длину и в ширину, довольно уродливое с виду. Если снаружи оно выглядит просто ветхим, то внутри похоже на ночной кошмар. Его лестницы и коридоры настолько готичны, что словами это не описать, и даже фотки, наверное, не вполне передадут. Находиться там неуютно - уж очень сильно ощущение, что в любой момент какой-нибудь кусок штукатурки или хрен знает что еще может свалиться тебе на голову. В коридорах стоит страшная вонь, в которой преобладает аромат кошачьей мочи, и (по свидетельству аборигенов) обитают блохи. Люди живут в бывших гостиничных номерах. Удобства находятся снаружи, по одному на коридор, и запираются на висячий замок.
Думаю, теперь понятно, почему сообщение в комментах, что местные жители сдают квартиры туристам, вызвало у меня сильное сомнение. Они-то, может, и рады были бы сдать - но надо быть очень смелым и неприхотливым товарищем, чтобы _это_ снимать.
Сейчас монастырь ремонтирует этот дом снаружи, со стороны фасада. Возможно, когда-нибудь ремонт дойдет и до внутренних помещений.
В том же доме находится школа (на втором этаже), магазин Григорьева, о котором я расскажу отдельную историю, и еще кое-какая инфраструктура.
На другом конце главного острова находится второй дом такого же типа, "Работный дом", в котором проживают около 100 человек. Этот дом я, к сожалению, не успела посмотреть.
Кроме того, существуют отдельные хутора - насколько я поняла, уже не на главном острове, а на других.
Но основная жизнь поселка сосредоточена в "Зимней гостинице".
Это здание, как и все прочие здания на острове, было передано в собственность монастырю - как указано в договоре, "с существующими обременениями", под каковыми подразумевались люди. Предполагалось, что монастырь сохранит с жителями дома отношения социального найма.
Однако, по словам жителя острова Александра Щербакова, подтверждаемым другими "активистами", едва здание оказалось в собственности у монастыря, как начались махинации с ордерами и техпаспортами, в результате которых дом по документам превратился в "нежилой", а его жители оказались в нем на птичьих правах.
Щербаков вместе с еще одной жительницей дома, Натальей Благой, подал в суд, желая доказать незаконность передачи монастырю жилого дома с людьми. Судился долго, с приключениями и с переменным успехом, доходил до Верховного суда. На сегодняшний день дело проиграно, но он не теряет надежды.
Более подробно я об этом напишу в статье, ориентируясь на диктофонные записи.
1б) Земельный вопрос.
Он состоит из двух частей - личные участки и торговые зоны.
Валаам - это, собственно, сельская местность, и как везде в сельской местности, почти у каждой семьи есть свой огород. Огороды находятся на главном острове, но, естественно, в некотором отдалении от многоквартирных домов. На них стоят какие-то сарайчики и погребки, кое-где - хлевы, в которых народ держит коров и коз. Сельское хозяйство - важное подспорье для местных жителей.
Эти огородики - тоже камень преткновения. Монастырских они раздражают: это "шанхай", он некрасив, он портит общий вид острова. Действительно портит, кстати. А местные, естественно, за свои огороды держатся.
Это проблема в целом не столь "горячая", как следующая по списку - но, например, Сергей Григорьев сейчас судится, отстаивая свой земельный участок. Он в свое время зарегистрировал его в государственном кадастровом списке (не уверена, что правильно воспроизвожу термин, потом проверю по диктофону) - а теперь монастырские юристы утверждают, что зарегистрировал он его незаконно, обманным путем, и пытаются его отобрать.
Но гораздо острее стоит вопрос с торговыми зонами.
Дело в том, что большая часть местных жителей в туристический сезон действительно зарабатывает на туризме - образуя фирмы или в качестве индивидуальных предпринимателей. На острове существует даже Союз предпринимателей.
Что они делают? В основном торгуют: сувенирами, картами, путеводителями. Часть сувениров изготовляют сами, часть привозят (например, из Питера). В меньшей степени кормят туристов. Например, на том причале, куда мы приплыли, помимо кафе "Монастырская трапеза", принадлежащего Паломнической службе (жаркое по-монастырски, уха, форель с гречневой кашей, монастырский квас, готовят неплохо, но цены ресторанные), имелась мелкая самопальная кафешка с кофе, чаем, мороженым и сосисками, а также бабушка с домашними пирожками. Естественно, уже не по ресторанным ценам. И клиенты у них были.
Сдают ли квартиры туристам? Вот в комментах мне пишут, что кто-то снимал. Но, честно говоря, не представляю, что за туристы согласятся жить в этом гробу.:-(
Много денег местные на этом деле не зарабатывают и, скорее всего, заработать не могут - уж очень скромные у них исходные данные. О "мечтах стать миллиардерами" тут говорить не стоит. Это именно мелкий и даже сверхмелкий бизнес. Но для них он достаточно важен.
Частная торговля на острове осуществляется, помимо григорьевского магазина (о коем далее), только в двух т.н. "торговых зонах" - на двух причалах. Там, вдоль дороги, по которой идут высадившиеся с кораблей туристы, стоят киоски и простые столики, на которых все это и происходит.
Торговые зоны, как и вся прочая земля на острове, принадлежит монастырю. Монастырь сдает ее в аренду. Сдает дорого - 350 р. в день (по другим сведениям, даже 450). При тех малых оборотах, которыми обладает этот бизнес, это существенная сумма. Арендаторы считают ее непомерно завышенной. Кроме того, монастырь, как монополист, диктует торговцам условия работы (часто - неудобные и невыгодные для них), затрудняет и может даже прекратить аренду для людей, чем-то ему не угодивших. Поэтому аренда торговых зон - это горячая тема, вокруг нее идут постоянные и острые конфликты. Доходило до рукоприкладства - на почве спора об аренде какому-то торговцу монастырский работник опрокинул и сломал столик ("факты хулиганства" в письме Синицы - это об этом).
Продолжение следует.
<<<