От IGA
К И.Т.
Дата 21.08.2007 03:09:53
Рубрики Ссылки; Тексты;

К валаамскому конфликту: квази-феодализм на отдельно взятом острове

http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html
<<<
Валаам: второй отчет
После первого отчета мне задавали много вопросов, приводили разные ссылки, указывали на различные обстоятельства, о которых уже читали в прессе, и т.п. Я постараюсь ответить на все эти вопросы; поэтому, чтобы мне не приходилось повторяться, прошу интересующихся прочесть отчет полностью, хотя в нем и будет ОЧЕНЬ много букв.
Сейчас я не слежу за литературной формой, не пишу "статью" или "репортаж", а просто и безыскусно рассказываю все, как есть.
Иллюстрации будут, но попозже.

Никакой прессы на эту тему, ни "за", ни "против", кроме нескольких статей в "Скепсисе", я до поездки не читала, поскольку, немного представляя, как обычно работают журналисты, не хотела засорять свой мозг.
Все, что я пишу, основывается на личных впечатлениях или на рассказах людей, с которыми я разговаривала.

Мои источники:

Со стороны валаамских жителей:

1. Дмитрий Синица.
2. Александр Щербаков.
3. Сергей Григорьев.
4. Две местные жительницы, имен которых я не спрашивала, п.ч. разговаривала с ними сугубо неофициально.
5. Совсем немного - одна жительница Сортавалы, Лена, фамилии не знаю.
6. А также Олег Яровой, которого ставлю на последнее место, поскольку он, имхо, очень ненадежный источник.

Со стороны монастыря:

1. Игумен Панкратий (Жердев) - к сожалению, с ним удалось поговорить очень недолго, но свою позицию он в общих чертах изложил.
2. Юрисконсульт монастыря Леонид Медведев.
3. Двое московских адвокатов - впрочем, они сами на Валааме не были и мало что знают.
4. Один человек, просивший не называть его имени - политтехнолог, работавший в Карелии. Он был на Валааме, разбирался в проблеме, подробно разговаривал с монастырскими администраторами. С ним я разговаривала еще в Москве и очень благодарна ему за то, что он соориентировал меня в этом деле и дал предварительную общую картину.

И наконец, главный источник - собственные глаза.

Мои свидетели:

1. pronzistor.
2. Кирилл Решетников. У последнего, к сожалению, нет ЖЖ - но он меня читает.
Эти люди ездили со мной, присутствовали при всех разговорах, сами в них участвовали и при необходимости могут подтвердить мои слова, дополнить их или же поправить, если я в чем-то ошибусь.

Судебный процесс и почти все интервью я записывала на диктофон. Там очень много информации, из которой я, разумеется, сейчас не все помню. Много мелких фактов, цифр и т.п. Но прослушивать и расшифровывать эти многочасовые записи - большой геморрой, а люди хотят почитать отчет поскорее. Поэтому расшифровку я отложу до написания статьи, а сейчас буду пользоваться только собственной памятью.


Для начала - немного истории с географией.
Валаамский архипелаг - это 52 острова, расположенные в Ладожском озере, примерно в 40 километрах от берега. Их общая площадь - около 36 кв. километров.
Ближайший город - Сортавала (официально монастырь и поселок Валаам сейчас считаются частью Сортавалы). Но передвигаться между Валаамом и материком достаточно сложно по понятным причинам - кругом вода.
Климат суровый, северный. Земля малоплодородная, но приемлемая - важным подспорьем для местных жителей являются огороды. В озере много рыбы, особенно хороша форель.
Дальше полагается сказать несколько слов о природе. Тут я скажу только одно: поезжайте туда и смотрите сами. Это действительно что-то потрясающее. Словами это описать невозможно.

В древности на Валааме жили карелы. Местные легенды рассказывают, что там было языческое святилище, и производят название "Валаам" от имени местного бога, однокоренного с Велесом.
О том, когда на Валааме появился монастырь, у историков существуют различные мнения. Одни возводят его к XI веку и его основателями называют греческих монахов Сергия и Германа, другие говорят о рубеже XV века. Вкратце об этом можно почитать, например, здесь:
http://www.valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=399
А те, кто интересуется историей, думаю, легко найдут и более подробные источники. Но у нас не о древней истории речь.
Короче говоря, монастырь там действительно был. Имел древнюю и почтенную историю; в XVI-XVII веках страдал от близкого соседства со шведами, с которыми мы в те времена воевали; в 1611 году был разорен шведами и некоторое время пребывал в запустении, в XVIII веке был восстановлен.
Особая эпоха в жизни монастыря связана с настоятельством игумена Дамаскина (вторая половина XIX века). Этот Дамаскин, сам из простых крестьян, был очень хорошим хозяйственником и организатором. Он создал на острове кирпичный завод, наладил добычу сортавальского диабаза (редкий камень, используемый в облицовке зданий), еще какие-то производства, преобразовал монастырь в своего рода хозяйственную коммуну, живущую своим трудом и процветающую. Очень много всего построил. Почти все здания, существующие сейчас на острове - это постройки Дамаскина или его наследников, т.е. конец XIX - начало XX века.
В этот период постоянными жителями острова были только монахи. Работали в монастыре и миряне, но сезонно-вахтовым методом.
После революции архипелаг отошел к Финляндии, и монастырь продолжил свое существование. С финнами у монахов отношения были довольно плохие (например, финны заставляли их перейти на новый стиль, что навлекло на монастырь много неприятностей), но из монастыря их не гнали.
В 1940 году, по окончании финской войны (по другим сведениям - в 1944 году, когда Валаам покинули финские части, воевавшие на стороне Гитлера), поняв, что Валаам безвозвратно отходит к СССР, монахи решили, что в Финляндии им все-таки будет лучше, и, покинув монастырь, ушли через границу. В Финляндии они основали Ново-Валаамский монастырь, существующий и по сей день.
Сейчас Ново-Валаамский монастырь принадлежит к Финляндской Православной Церкви, все его насельники - финны (русские монахи уже все умерли). Однако именно этот монастырь является, так сказать, непосредственным преемником старого Валаама, и, если уж рассуждать об "исторических собственниках" и "реституциях", то претендовать на Валаам должен он.
И очень странно, кстати, что не претендует. Точнее - что финны, которые вообще-то очень интересуются этим регионом и продолжают считать его своим, никак не пытаются использовать этот казус.

Советская власть сначала организовала на главном острове дом престарелых и инвалидов. Этот интернат просуществовал здесь до 1984 года, после чего был переведен в какой-то поселок на материке. В интернате проживало около 200-300 пациентов - плюс врачи, санитары, хозяйственники, обслуга и их семьи. Для этих людей была создана какая-то элементарная инфраструктура - школа, больница, сельпо. Это и были первые светские жители острова. Сами они уже глубокие старики либо покоятся на местном кладбище - но на острове живут их дети и внуки. Существуют старые "кланы" (например, род Юрченко), в которых насчитывается уже два, а то и три поколения людей, рожденных на Валааме.
В 1965 году территория островов объявлена природным заказником. В течение 1970-х - 1980-х гг. до властей постепенно доходит, что на Валааме хорошо бы устроить полноценный заповедник, а монастырь восстановить и сделать из него музей.
Примерно с 1970-х гг. начинается и в середине 1980-х достигает своего пика вторая волна переселения на Валаам.
Теперь на острова едут очень специфические люди - добровольцы, желающие работать в заповеднике, в музее, на реставрации монастыря. В основном это позднесоветские интеллигенты, едущие сюда либо за северной романтикой, либо из экологических соображений ("простая жизнь на лоне природы, вдали от шумных городов"), либо по мотивам религиозных исканий и симпатии к православию. Именно по последнему мотиву попал сюда, например, пресловутый Синица.
В конце 80-х, когда случилась перестройка и тема религиозного возрождения стала безумно популярна, симпатии местного населения к православию усилились. Усилились настолько, что на Валааме образуется "двадцатка" и обращается в патриархию с просьбой учредить на острове православный приход. В ответ на эту просьбу патриархия в 1991 году восстанавливает здесь монастырь, что "двадцатка" воспринимает с энтузиазмом.
Интересно и, я бы сказала, поучительно, что лидеры этой "двадцатки" - те же люди, которые пятнадцать лет спустя превратились во "врагов монастыря": Александр Щербаков, Филипп Мускевич, все тот же Дмитрий Синица, кто-то из Юрченко. Точно не помню, но, кажется, Григорьев тоже там был.
Дело в том, что, насколько я поняла, к концу 80-х на острове образовалась тесная компания общественных активистов - людей, которых от прочего населения отличала активная жизненная позиция или, проще говоря, шило в заднице. Такие активисты есть в любом большом коллективе, и всегда их немного. Здесь их было человек 6-7.
Поначалу их активность носила в основном религиозный характер. В конце 80-х они, как я рассказала, призвали на остров РПЦ.
Поначалу все было хорошо, между монахами и местными жителями отношения были дружелюбные. Предыдущего настоятеля, игумена Андроника (1991-1993) "смутьяны" вспоминают вполне добрыми словами. Но его быстро куда-то перевели и поставили на его место Панкратия (Жердева) - профессионального хозяйственника, бывшего эконома Троице-Сергиевской лавры.
Начинается хозяйственная деятельность монастыря, и вместе с ней начинается охлаждение отношений.
Где-то в середине 90-х Щербаков знакомится в Питере со священником РПЦ(з). Этот священник производит на него очень хорошее впечатление и убеждает его, что Зарубежная церковь "правильнее". Щербаков, идейный лидер и вдохновитель компании активистов, убеждает в том же самом своих друзей, и все вместе они пытаются организовать на Валааме приход РПЦ(з). Думаю, для РПЦ(з) это была очень соблазнительная идея. Но из этого ничего не вышло, и никаких последствий это не имело.
Эта история показывает, что уже в середине 90-х отношения между монастырем и общественно активной частью местных жителей были достаточно сильно испорчены. Хотя и не показывает, почему.
Обострение конфликта начинается с 2001 года, когда, после посещения Валаама президентом Путиным, острова становятся "модным" и "престижным" местом религиозного туризма.

Суть конфликта - имхо, именно деловая. Сейчас монастырь - по крайней мере, административно-хозяйственная его часть - представляет собой крупную фирму, уже хорошо зарабатывающую на туризме и намеренную в дальнейшем зарабатывать на нем еще больше. Местные жители, в первую очередь те, которые тоже стремятся заработать на туризме, представляют собой "мелкие фирмочки", которые путаются под ногами у крупной, мешают ей стать монополистом... ну и вообще мешают. Монастырю выгоднее и удобнее, чтобы их здесь не было.
Кроме того, существует жилищный вопрос. Основная часть жителей проживает в здании бывшей монастырской гостиницы, которую монастырь хотел бы забрать, отремонтировать и использовать по назначению. Жители тоже не отказались бы куда-нибудь переселиться - здание в ужасном состоянии, строго говоря, жить там нельзя. Но переселить их в пределах Валаама некуда.
Поселковая больница расположена во "внутреннем каре" - т.е. непосредственно на территории монастыря, что очень неудобно как для монахов, так и для местных жителей - и перевести ее тоже некуда.
Наконец, имеет место уже упомянутый мною "фактор коммуналки" - вынужденное сожительство на достаточно тесном пространстве чужих друг другу людей провоцирует бытовые обиды, конфликты и претензии. Это усугубляется тем, что в чисто бытовых вопросах люди все сильнее и сильнее зависят от монастыря - например, все передвижения с Валаама на материк и обратно сейчас организуются Паломнической службой. Монастырь является на острове фактической властью, никакой иной власти не существует - соответственно, все претензии "за плохую жизнь", даже не имеющие к нему прямого отношения, обращаются к нему.


Сейчас я сделаю небольшой перерыв, отдышусь, потом продолжу.
<<<

http://nataly-hill.livejournal.com/647567.html
<<<
Часть III
Начало здесь:
http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html
http://nataly-hill.livejournal.com/647171.html

2. Вопросы власти.

2а) Самоуправление.

В советское время Валаам имел статус самостоятельного поселка со всей полагающейся атрибутикой - поселковым советом, собственным загсом, собственным паспортным столом и т.п. Жители Валаама имели возможность сами решать определенный круг административных, бюрократических и хозяйственных проблем, что ввиду удаленности от внешнего мира было для них весьма ценно.
В 90-е годы Валаам утратил самостоятельное существование и был присоединен к Сортавале.
Случилось это, как утверждают, в результате настойчивой просьбы игумена Панкратия, поддержанной патриархом Алексием. На эту тему существуют документы, которые я надеюсь в ближайшее время найти и вам показать.
Почему самостоятельность поселка мешала монастырю? Потому что при этом непонятно было положение самого монастыря. С одной стороны, монахов, послушников, светских работников монастыря, проживающих на Валааме, в целом больше, чем местных жителей - они могли бы иметь в местном самоуправлении большинство. Но с другой стороны, монахам как-то не к лицу заниматься политической борьбой, даже на местном уровне. Для них это лишний и неприятный геморрой. Так же, как и необходимость договариваться с поселковым советом и т.п. Но, если они самоустранятся - то местное самоуправление начнет принимать решения, не спрашивая их, и даже, возможно, направленные против их интересов.
Поэтому им выгоднее, чтобы самоуправления не было вообще - точнее, чтобы оно было перенесено в Сортавалу. Поскольку для властей Сортавалы желания и интересы валаамских жителей стоят отнюдь не на первом месте, и с ними договориться монастырю гораздо легче.
Такова версия жителей - вроде бы вполне подтверждаемая документально.
И представители монастыря (а именно, Медведев) всего этого не отрицают, говоря лишь, что они "не против самоуправления вообще - они только против оголтелого самоуправления, а если жители Валаама хотят отстаивать свои интересы, то пусть делают это через сортавальские властные органы". Про "оголтелое самоуправление" - это точная цитата.
До 2004 (кажется, потом проверю) года в Валааме еще существовало какое-то самоуправление, на очень мелком уровне. Никаких серьезных вопросов оно не решало, но, по крайней мере, могло пенсионерке справку о размере пенсии выдать или дрова закупить и распределить между жителями. Главой местной администрации был уже не раз упомянутый мною Сергей Григорьев.
Но дальше случилось вот что. В очередной приезд на Валаам Путина Григорьев сумел пробиться к президенту и с ним поговорить. Изложил поселковые проблемы, попросил помощи. Дальше все произошло по классическому сценарию: Путин накрутил хвост Катанандову, Катанандов накрутил хвост районным властям, районные власти дали пинка сортавальскому мэру (или кто у них там), сортавальский мэр вызвал Григорьева и сказал: "Ты что, тут повыпендриваться решил? Либо уходи сам, либо я тебя уволю по статье, а уж за что - найду". Григорьев подумал и решил уйти сам.
С тех пор в поселке нет никакой местной администрации, даже номинальной - а есть только некая дама-чиновница, представительница сортавальских властей.
Какое влияние это оказало на местную жизнь?
Плохое.
Во-первых, люди потеряли возможность сами решать административно-хозяйственные вопросы местного значения. Например, они не могут развивать свою инфраструктуру. В поселке сейчас есть: больница, школа, детсад, библиотека, дом культуры, два магазина типа сельпо (о магазинах позже), отделение милиции. Учредить что-то еще (например, парикмахерскую) уже невозможно - такие вещи решаются не на местном уровне, а в Сортавале, а там это никому не нужно. Загса тоже нет. Жениться - в Сортавалу, детей регистрировать - в Сортавалу, свидетельство о смерти получать - тоже в Сортавалу. Даже стричься - в Сортавалу. На катере, который ходит два раза в неделю. Словом, много мелких неудобств.
А бывают неудобства и покрупнее. Например, участковым на Валааме много лет был крайне неприятный (мягко говоря) тип, на которого жители Григорьеву постоянно жаловались и просили куда-нибудь его убрать. Но Григорьев его убрать не мог - не имел таких полномочий. А мог только жаловаться на него в Сортавалу, без всякой надежды, что к его жалобам прислушаются.
А во-вторых и в-главных, монастырь оказался на острове фактически бесконтрольным хозяином и получил возможность оказывать давление на местных жителей.
Например, сейчас в "Зимней гостинице" с большим трудом прописывают новорожденных детей. Уже имеющихся жителей монастырь как-то терпит, но не хочет плодить новых - поэтому было несколько случаев, когда родившихся детей удавалось прописать только после долгих разбирательств и скандалов. Я сама разговаривала с молодой матерью, которая еле-еле, с большим криком и скандалом прописала ребенка.
Другой пример: работник монастыря (т.е. не монах, а наемный работник, человек вполне светский) в бытовом конфликте избил женщину, местную жительницу, сломал ей ключицу. Женщина пошла в больницу, сняла травму, пошла в милицию - а там отказываются возбуждать уголовное дело. Потому что "против монастыря". Эта история происходит прямо сейчас, уж не знаю, чем кончится.

2б) В отсутствие самоуправления власть оказывается полностью в руках того, у кого собственность и деньги. Т.е. у монастыря.
Монастырь диктует условия найма жилья. Монастырь определяет стоимость и условия аренды бизнес-площадей. Монастырь может закрыть любую местную структуру (например, магазин), просто расторгнув с ним арендный договор. Монастырь контролирует весь водный транспорт - и, следовательно, все передвижение жителей на материк и обратно.
(NB: Когда на пресловутом суде свидетели первый раз не приехали из-за изменений в расписании рейсового катера - я, честно говоря, решила, что это сам Синица, будучи по жизни раздолбаем, что-то перепутал. Но когда расписание изменили во второй раз - прямо накануне суда и ровно так, чтобы свидетели снова на суд не попали... По-моему, это уже вполне однозначно.)
Кроме того, монастырь является для многих местных жителей прямым источником существования - дает им работу.
С одной стороны, это хорошо - работа в монастыре всегда есть, платят там неплохо. В зимнее время, когда туристов нет, сообщения с Сортавалой почти нет, и жизнь на острове замирает, некоторым жителям монастырь фактически помогает выжить.
Но с другой стороны, человек, работающий на монастырь, попадает от него не только в материальную, но и в моральную зависимость. Так, одна женщина говорила мне: "Я тоже считаю, что монастырь нас притесняет - но никогда не стану жаловаться, и в суд свидетельницей не пойду, и интервью под своим именем давать не буду, потому что работаю в монастыре и не хочу потерять работу". Другую женщину, работавшую экскурсоводом, уволили из-за "антимонастырской" деятельности ее мужа.
Получается такой квази-феодализм на отдельно взятом острове.

Продолжение следует - но, возможно, уже завтра.
Впереди самое интересное: "повесть о двух магазинах", обсуждение жизни, быта и взаимных отношений, неудачная попытка переселения, возможные пути решения проблемы, загадка финских (как вариант, американских) грантов - и, наконец, самое главное: люди.

А Синица сейчас сидит в суде и что-то не звонит. Хотя суд должен был уже кончиться. Очень интересно, что с ним там.
Хоть бы он не сделал больше никаких глупостей.
<<<

От IGA
К IGA (21.08.2007 03:09:53)
Дата 21.08.2007 04:03:03

Re: К валаамскому...

http://nataly-hill.livejournal.com/647171.html
<<<
Отчет о Валааме, часть II
Первая часть здесь: http://nataly-hill.livejournal.com/646965.html

Теперь - о состоянии на сегодняшний день.

1. Вопросы собственности.

На сегодняшний день вся территория Валаамского архипелага со всеми строениями на ней находится во владении монастыря.
Передача территории монастырю была осуществлена правительством республики Карелия, если не ошибаюсь, в 1993 году. О законности или незаконности этой процедуры можно говорить бесконечно. А разговор о ее справедливости или несправедливости лучше даже не начинать - закончить этот флейм уже не удастся.
Так или иначе - сейчас монастырь является хозяином архипелага и всего, что на нем находится.

1а) Жилищный вопрос.

В настоящий момент на острове прописаны 376 человек, не имеющих отношения к монастырю.
Не все прописанные постоянно живут на острове. Некоторые живут там только летом, некоторые вообще годами там не появляются. Реальных постоянных жителей несколько меньше, где-то около 300.
Около 150 человек проживает в т.н. "Зимней гостинице" на главном острове. Это действительно бывшая гостиница, построенная в самом начале XX века. Судя по ее состоянию, с тех пор она и не ремонтировалось.
Это четырехэтажное (или пяти? уже не помню, надо будет фотки посмотреть) здание, очень большое в длину и в ширину, довольно уродливое с виду. Если снаружи оно выглядит просто ветхим, то внутри похоже на ночной кошмар. Его лестницы и коридоры настолько готичны, что словами это не описать, и даже фотки, наверное, не вполне передадут. Находиться там неуютно - уж очень сильно ощущение, что в любой момент какой-нибудь кусок штукатурки или хрен знает что еще может свалиться тебе на голову. В коридорах стоит страшная вонь, в которой преобладает аромат кошачьей мочи, и (по свидетельству аборигенов) обитают блохи. Люди живут в бывших гостиничных номерах. Удобства находятся снаружи, по одному на коридор, и запираются на висячий замок.
Думаю, теперь понятно, почему сообщение в комментах, что местные жители сдают квартиры туристам, вызвало у меня сильное сомнение. Они-то, может, и рады были бы сдать - но надо быть очень смелым и неприхотливым товарищем, чтобы _это_ снимать.
Сейчас монастырь ремонтирует этот дом снаружи, со стороны фасада. Возможно, когда-нибудь ремонт дойдет и до внутренних помещений.
В том же доме находится школа (на втором этаже), магазин Григорьева, о котором я расскажу отдельную историю, и еще кое-какая инфраструктура.
На другом конце главного острова находится второй дом такого же типа, "Работный дом", в котором проживают около 100 человек. Этот дом я, к сожалению, не успела посмотреть.
Кроме того, существуют отдельные хутора - насколько я поняла, уже не на главном острове, а на других.
Но основная жизнь поселка сосредоточена в "Зимней гостинице".
Это здание, как и все прочие здания на острове, было передано в собственность монастырю - как указано в договоре, "с существующими обременениями", под каковыми подразумевались люди. Предполагалось, что монастырь сохранит с жителями дома отношения социального найма.
Однако, по словам жителя острова Александра Щербакова, подтверждаемым другими "активистами", едва здание оказалось в собственности у монастыря, как начались махинации с ордерами и техпаспортами, в результате которых дом по документам превратился в "нежилой", а его жители оказались в нем на птичьих правах.
Щербаков вместе с еще одной жительницей дома, Натальей Благой, подал в суд, желая доказать незаконность передачи монастырю жилого дома с людьми. Судился долго, с приключениями и с переменным успехом, доходил до Верховного суда. На сегодняшний день дело проиграно, но он не теряет надежды.
Более подробно я об этом напишу в статье, ориентируясь на диктофонные записи.

1б) Земельный вопрос.
Он состоит из двух частей - личные участки и торговые зоны.
Валаам - это, собственно, сельская местность, и как везде в сельской местности, почти у каждой семьи есть свой огород. Огороды находятся на главном острове, но, естественно, в некотором отдалении от многоквартирных домов. На них стоят какие-то сарайчики и погребки, кое-где - хлевы, в которых народ держит коров и коз. Сельское хозяйство - важное подспорье для местных жителей.
Эти огородики - тоже камень преткновения. Монастырских они раздражают: это "шанхай", он некрасив, он портит общий вид острова. Действительно портит, кстати. А местные, естественно, за свои огороды держатся.
Это проблема в целом не столь "горячая", как следующая по списку - но, например, Сергей Григорьев сейчас судится, отстаивая свой земельный участок. Он в свое время зарегистрировал его в государственном кадастровом списке (не уверена, что правильно воспроизвожу термин, потом проверю по диктофону) - а теперь монастырские юристы утверждают, что зарегистрировал он его незаконно, обманным путем, и пытаются его отобрать.

Но гораздо острее стоит вопрос с торговыми зонами.
Дело в том, что большая часть местных жителей в туристический сезон действительно зарабатывает на туризме - образуя фирмы или в качестве индивидуальных предпринимателей. На острове существует даже Союз предпринимателей.
Что они делают? В основном торгуют: сувенирами, картами, путеводителями. Часть сувениров изготовляют сами, часть привозят (например, из Питера). В меньшей степени кормят туристов. Например, на том причале, куда мы приплыли, помимо кафе "Монастырская трапеза", принадлежащего Паломнической службе (жаркое по-монастырски, уха, форель с гречневой кашей, монастырский квас, готовят неплохо, но цены ресторанные), имелась мелкая самопальная кафешка с кофе, чаем, мороженым и сосисками, а также бабушка с домашними пирожками. Естественно, уже не по ресторанным ценам. И клиенты у них были.
Сдают ли квартиры туристам? Вот в комментах мне пишут, что кто-то снимал. Но, честно говоря, не представляю, что за туристы согласятся жить в этом гробу.:-(
Много денег местные на этом деле не зарабатывают и, скорее всего, заработать не могут - уж очень скромные у них исходные данные. О "мечтах стать миллиардерами" тут говорить не стоит. Это именно мелкий и даже сверхмелкий бизнес. Но для них он достаточно важен.
Частная торговля на острове осуществляется, помимо григорьевского магазина (о коем далее), только в двух т.н. "торговых зонах" - на двух причалах. Там, вдоль дороги, по которой идут высадившиеся с кораблей туристы, стоят киоски и простые столики, на которых все это и происходит.
Торговые зоны, как и вся прочая земля на острове, принадлежит монастырю. Монастырь сдает ее в аренду. Сдает дорого - 350 р. в день (по другим сведениям, даже 450). При тех малых оборотах, которыми обладает этот бизнес, это существенная сумма. Арендаторы считают ее непомерно завышенной. Кроме того, монастырь, как монополист, диктует торговцам условия работы (часто - неудобные и невыгодные для них), затрудняет и может даже прекратить аренду для людей, чем-то ему не угодивших. Поэтому аренда торговых зон - это горячая тема, вокруг нее идут постоянные и острые конфликты. Доходило до рукоприкладства - на почве спора об аренде какому-то торговцу монастырский работник опрокинул и сломал столик ("факты хулиганства" в письме Синицы - это об этом).

Продолжение следует.
<<<