У Достоевского в черновом варианте «Братьев Карамазовых» Смердяков, прежде чем покончить самоубийством, говорит Ивану: «Бога-то на свете нет-с, это пусть ваша правда-с, только совесть есть». Писатель не рискнул поместить эту фразу в окончательный текст романа, ибо натолкнулся здесь на факт, от которого в ужасе отшатнулся. Этот факт заключается в том, что человеческая совесть существует объективно, совершенно независимо от религии и церкви — она имманентно присуща человеку, даже Смердякову как общественному существу, а не «дарована свыше».
Уже самый низкий отрицательный персонаж в русской литературе у Фролова является выразителем истины в последней инстанции. Достоевский же, оказывается "не рискнул" вставить подобное "зерно истины", в свой великий роман, а надо было бы вставить, очевидно.
>Религия же и Церковь унижают человека, отрицая наличие в нем совести и помещая ее в потусторонний мир.
Товарищ Фролов ударился в магию, что никак не вяжется с его материалистическим мировоззрением. Ну какая имманентно присущая духовная субстанция, называемая совестью может быть у человека с точки зрения материализма? Православная же христианская вера не отрицает наличие в человеке совести, так как земная действительность и люди, живущие в ней не отлучены вовсе от небесной благодати, согласно православному учению. Однако в отличие от Фролова Православная Церковь не учит, что можно де только созданием внешних социальных условий уничтожить в человеке греховные соблазны. Человек с ними должен сознательно бороться всю жизнь и никогда не будет такого, что человеку не придется бороться с грехом по причине отсутствия для него социальных условий. Именно в принципиальной возможности преодоления греховного соблазна воплощается высшее духовное достоинство человека - его богосынство, а не в некоем растительном существоании овоща на хорошо поливаемой и удобряемой грядке "коммунистического" беспорочного изобилия.
>Грубо говоря, церковь внушает человеку: без Бога ты прах,
правильно внушает.
>а мы, попы, суть единственные посредники между тобой и Богом. Стало быть, и без нас ты тоже прах.
Не без попов, а без Церкви.
>Сторонников безальтернативности моральных протезов было немало и в истории русского освободительного движения. Так, например, М. Горький утверждал: «Бог есть комплекс тех выработанных племенем, нацией, человечеством идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм». Горькому яростно возражал Ленин: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность... В действительности «зоологический индивидуализм» обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо, и первобытная коммуна. Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идее