От
|
Monco
|
К
|
Monco
|
Дата
|
11.07.2007 22:01:46
|
Рубрики
|
Образы будущего; Идеология; Ограничения; Теоремы, доктрины;
|
Чернышевский - 2.
http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0100.shtml
... Мечты праздной фантазии очень, повидимому, блестящи; желания
здоровой головы и здорового сердца очень умеренны; потому, пока анализ не
показал, как бледны и жалки мечты фантазии, разгулявшейся на пустом
просторе, мыслители обманывались их мнимо блестящими красками и ставили их
выше действительных предметов и явлений, какие встречает человек в жизни.
Но действительно ли силы нашей фантазии так слабы, что не могут вознестись
выше предметов и явлений, которые мы знаем из опыта? В этом очень легко
убедиться. Пусть каждый попробует вообразить себе, например, красавицу,
черты лица которой были бы лучше, нежели черты прекрасных лиц, виденных им
в действительности, - каждый, если только внимательно будет рассматривать
образы, создать которые силится его воображение, заметит, что эти образы
нисколько не лучше лиц, которые мог он видеть своими глазами, что можно
только думать: "я хочу вообразить себе человеческое лицо прекраснее живых
лиц, которые я видел", но в самом деле представить себе в воображении что-
либо прекраснее этих лиц он не может. Воображение, если захочет возвыситься
над действительностью, будет рисовать только чрезвычайно неясные, смутные
очерки, в которых мы ничего определенного и действительно привлекательного
не можем уловить. То же самое повторяется и во всех других случаях. Я не
могу ясно и определенно вообразить себе, например, кушанье, которое было бы
вкуснее тех блюд, которые мне случалось есть в действительности; света ярче
того, какой видел я в действительности (так мы, жители Севера, по общему
отзыву всех путешественников, не можем иметь ни малейшего понятия об
ослепительном свете, проникающем атмосферу тропических стран); не можем
вообразить ничего лучше той красоты, которую видели, ничего выше тех
наслаждений, какие испытали в действительной жизни. У г. Чернышевского мы
находим и эту мысль, но она опять высказана только случайно и вскользь, без
надлежащего развития: силы творческой фантазии, говорит он, очень
ограниченны; она может только составлять предметы из разнородных частей
(напр., вообразить лошадь с птичьими крыльями) или увеличить предмет в
объеме (напр., представить орла величиною с слона); но интенсивнее (т.е.
прекраснее по красоте, ярче, живее, прелестнее и т.д.) того, что мы видели
или испытали в действительной жизни, мы ничего не можем вообразить. Я могу
представить себе солнце гораздо большим по величине, нежели каково оно
кажется в действительности, но ярче того, как оно являлось мне в
действительности, я не могу его вообразить. Точно так же я могу представить
себе человека выше ростом, толще и т.д., нежели те люди, которых я видел;
но лица прекраснее тех лиц, которые случалось мне видеть в
действительности, я не могу вообразить. Между тем говорить можно все, что
захочется; можно сказать: железное золото, теплый лед, сахарная горечь и
т.д. - правда, воображение наше не может себе представить теплого льда,
железного золота, и потому фразы эти остаются для нас совершенно пустыми,
не представляющими для фантазии никакого смысла; но если не вникнуть в то
обстоятельство, что подобные праздные фразы остаются непостижимы для
фантазии, напрасно усиливающейся представить предметы, о которых они
говорят, то, смешав пустые слова с доступными для фантазии представлениями,
можно подумать, будто бы "мечты фантазии гораздо богаче, полнее, роскошнее
действительности".
По этой-то ошибке доходили до мнения, что фантастические (нелепые, и
потому темные для самой фантазии) мечты должны быть считаемы истинными
потребностями человека. Все высокопарные, но в сущности не имеющие смысла,
сочетания слов, какие придумываются праздным воображением, были объявлены в
высочайшей степени привлекательными для человека, хотя на самом деле он
просто забавляется ими от нечего делать и не воображает себе под ними
ничего, имеющего ясный смысл. Было даже объявлено, что действительность
пуста и ничтожна пред этими мечтами. В самом деле, какая жалкая вещь -
действительное яблоко в сравнении с алмазными и рубиновыми плодами
аладдиновых садов, какие жалкие вещи действительное золото и действительное
железо в сравнении с золотым железом, этим дивным металлом, который блестящ
и не подвержен ржавчине, как золото, дешев и тверд, как железо! Как жалка
красота живых людей, наших родных и знакомых, в сравнении с красотою дивных
существ воздушного мира, этих невыразимо, невообразимо прекрасных сильфид,
гурий, пери и им подобных! Как же не сказать, что действительность ничтожна
перед тем, к чему стремится фантазия? Но при этом упущено из виду одно: мы
решительно не можем себе представить этих гурий, пери и сильфид иначе, как
с очень обыкновенными чертами действительных людей, и сколько бы мы ни
твердили своему воображению: "представь мне нечто прекраснее человека!" -
оно все-таки представляет нам человека, и только человека, хотя и говорит
хвастливо, что воображает не человека, а какое-то более прекрасное
существо; или, если порывается создать что-нибудь самостоятельное, не
имеющее себе соответствия в действительности, в бессилии падает, давая нам
такой туманный, бледный и неопределенный фантом, в котором ровно ничего
нельзя рассмотреть. Это заметила наука в последнее время и признала
основным фактом и в науке и во всех остальных областях человеческой
деятельности, что человек не может вообразить себе ничего выше и лучше
того, что встречается ему в действительности. А чего не знаешь, о чем не
имеешь ни малейшего понятия, того нельзя и желать.
Пока не был признан этот важный факт, фантастическим мечтам верили, в
буквальном смысле, "на-слово", не исследуя, представляют ли эти слова
какой-нибудь смысл, дают ли они что-нибудь похожее на определенный образ,
или остаются пустыми словами. Их высокопарность почитали ручательством за
превосходство этих пустых фраз над действительностью и все человеческие
потребности и стремления объясняли стремлением к туманным и лишенным
всякого существенного значения фантомам. То была пора идеализма в
обширнейшем смысле слова.