От Chingis
К Alexandre Putt
Дата 19.02.2007 10:06:55
Рубрики Война и мир; Теоремы, доктрины; Тексты;

Почему не понятно?

Из приведенного мной отрывка совершенно ясно, что желает сказать автор: Есть целые народы, с которыми невозможно солидаризоваться без коренного слома их культурного ядра. Вопрос "что с эитм знанием делать?" лежит за пределами гоблинского рассказа.

От Alexandre Putt
К Chingis (19.02.2007 10:06:55)
Дата 19.02.2007 14:23:33

Этноцентризм и бегство от научного знания

>Из приведенного мной отрывка совершенно ясно, что желает сказать автор: Есть целые народы, с которыми невозможно солидаризоваться без коренного слома их культурного ядра.

Автор рассуждает как этноцентрист, представляя другие культуры заведомо ущербными по отношению к своей. Более того, автор не владеет минимумом навыков социальных наук, чтобы понять, что а) навязывать другим культурам свои ценности - это не есть хорошо б) это не есть возможно в обозримой перспективе в) проблемы порождаются не культурными ценностями, а социальной средой.

Ну прочтите же наконец верхнее сообщение! Сколько можно повторять мысли?

> Вопрос "что с эитм знанием делать?" лежит за пределами гоблинского рассказа.

Ответ по его рассказу сам напрашивается, да Вы его и сформулировали. Такой ответ никуда не годится.

От Chingis
К Alexandre Putt (19.02.2007 14:23:33)
Дата 19.02.2007 14:50:58

Re: Этноцентризм и...

>Автор рассуждает как этноцентрист, представляя другие культуры заведомо ущербными по отношению к своей. Более того, автор не владеет минимумом навыков социальных наук, чтобы понять, что а) навязывать другим культурам свои ценности - это не есть хорошо б) это не есть возможно в обозримой перспективе в) проблемы порождаются не культурными ценностями, а социальной средой.

Если бы автор был ученым и писал научную статью, то ваши аргументы здесь были бы уместны. впрочем,
а) навязывать другим культурам свои ценности - это не есть хорошо
В этом Гоблин (да и я) с вами солидарен. Вспомните описание танцев турок-месхетинцев: всех растолкали, встали в круг - и давай выделывать кренделя. Вот против такого навязывания своих культурных ценностей автор и восстает.
в) проблемы порождаются не культурными ценностями, а социальной средой.
Тезис настолько спорный, что даже не хочется дискутировать. Времени нет - отчетность. Я с вами не согласен. Точнее не вполне согласен. Скажу лишь, что турки - месхетинцы, узбеки и прочи жители ферганской долины союзом были поставлены в относительно равные условия. Однако одни соблюдали нормы общежития, а вот другие отчего то ставили себя выше.

>Ответ по его рассказу сам напрашивается, да Вы его и сформулировали. Такой ответ никуда не годится.

это ваше личное мнение.

От Alexandre Putt
К Chingis (19.02.2007 14:50:58)
Дата 19.02.2007 19:20:00

Вот определение (*+)

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. Повести временных лет поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.

Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.

Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев свидетельствует об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями «их» культуры. Однако встречается и более наивная форма абсолютного этноцентризма, когда его носители убеждены, что «их» традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

http://www.krugosvet.ru/articles/123/1012383/1012383a1.htm

---

Ethnocentrism or ethnocentricity is the tendency to look at the world primarily from the perspective of one's own culture. This term was coined by William Graham Sumner, a social evolutionist and professor of Political and Social Science at Yale University. He defined it as the viewpoint that “one’s own group is the center of everything,” against which all other groups are judged. Ethnocentrism often entails the belief that one's own race or ethnic group is the most important and/or that some or all aspects of its culture are superior to those of other groups. Within this ideology, individuals will judge other groups in relation to their own particular ethnic group or culture, especially with concern to language, behaviour, customs, and religion. These ethnic distinctions and sub-divisions serve to define each ethnicity's unique cultural identity.

Anthropologists such as Franz Boas and Bronislaw Malinowski argued that any human science had to transcend the ethnocentrism of the scientist. Both urged anthropologists to conduct ethnographic fieldwork in order to overcome their ethnocentrism.

http://en.wikipedia.org/wiki/Ethnocentrism

От Alex55
К Alexandre Putt (19.02.2007 19:20:00)
Дата 19.02.2007 21:49:27

Простите, а Вы согласны с приведенной трактовкой этноцентризма?

По-моему, это не понятие, а черная дыра, поглощающая все восприятие человека и человеческой общности.
Некий что-угодно-центризм, который можно повесить на оппонента.
А свои эталоны объявить общечеловеческими

От Alexandre Putt
К Alex55 (19.02.2007 21:49:27)
Дата 19.02.2007 22:02:47

В общем, да

Хотя к продукту отечественных социологов надо подходить осторожно.

Этноцентризм - это взгяд на культуру, согласно которому ценности своей культуры подразумеваются единственно правильными, уместными; другие культуры должны их принимать, даже через принуждение.

Например, я - русский, поэтому остальные должны вести себя как русские.

На другом конце находится культурный релятивизм - когда все культуры признаются одинаково значимыми, ни одна культура не в праве диктовать другим свои установки. Культуры равноценные.

Лично я - культурный релятивист, хотя признаю, что этот подход не свободен от недостатков.

>По-моему, это не понятие, а черная дыра, поглощающая все восприятие человека и человеческой общности.
>Некий что-угодно-центризм, который можно повесить на оппонента.

Ну да, большинство понятий. используемых в общественном диалоге, - это ярлыки для обозначения явлений.

>А свои эталоны объявить общечеловеческими

Нет, последовательное отрицание этноцентризма ведёт к культурному релятивизму.

В данной дискуссии ряд участников ведут себя как стихийные этноцентристы, потому что не желают понять "культурную логику" других национальностей, заведомо очерняют её. Согласно их представлениям, все люди должны вести себя строго определённым образом.