От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 08.02.2007 22:29:37
Рубрики Россия-СССР; Программа; Теоремы, доктрины; Тексты;

Кавалергарда век недолог!

>В одной системе наследуются деньги, за которые можно купить почти все, в другой системе - сословный статус. Тут надо, видимо, принять, что любая схема мобильности действует како-то время, потом к ней приспосабливаются. Значит, надо иметь симптомы, когда пора менять систему. Просто нарушать структуру приспособления. Чудесной схемы более чем на два-три поколения нет.

Политархии Ю.Семенова такую систему выработали: жертвоприношения, например, при которых первыми кандидатами на роль жертв были родственники правителя и прочих должностных лиц элиты.

У норманнов-язычников система тоже была в этом отношении отработана: погибнуть в бою за свой народ или оказаться убитым при жертвоприношении - было высшей наградой для самых знатных. Если ты простолюдин, то твоя гибель богам не нужна - они твоей смертью не удовлетворятся. Чтобы боги удовлетворились, - им нужна жизнь знатного норманна. В самых важных случаях - ярла, короля или их братьев.

В абсолютистских монархиях численность дворянства надежно удерживалась на приемлемом уровне - их множественной гибелью на полях сражений.

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (08.02.2007 22:29:37)
Дата 09.02.2007 10:10:52

Re: Кавалергарда век...

Очень похоже(судя по Иоанну Касиану Римлянину - ИКР), что своим возникновением институт монашества обязан той же причине - необходимости вывода из мира избыточной элиты. ИКР, обсуждая прием людей в монастыри, - упирает на преодоление тех мировоззренческих установок людей, которые характерны именно для правящих сословий, для элиты. А именно:
- отношение к жизни за счет собственного труда, как к позорной
- отношение к торговле собственными продуктами на глазах у тех, кто знал тебя ранее, - как к позорной
- стремление иметь что-то дорогое в собственности
- нежелание кому бы то ни было подчиняться

Есть и другие сведения. Типа история ордена бенедиктинцев(устав св. Бенедикта - древнейший) - гласит, что членами этого монашеского ордена становились дворяне. По правде говоря, такие фразы с ушами выдают исторический возраст того же устава св. Бенедикта - соответствующий представлениям Новой хронологии, но не вяжущийся с традиционной версией истории. Но это пока - нас не должно волновать.

Я просто подчеркиваю: монастыри изымали из общества избыток правящей элиты. Общественная собственность монастырей, как бы она ни нарастала, - более не становилась пьедесталом для возвышения каких-либо наследников - наследником монастырской собственности - был только монастырь и жившая в нем община насельников.

Если проанализировать практику русского монашества допетровских времен, то в ней просматривается довольно интересное явление - институт "монастырских детенышей". Считается, что это были всевозможные сироты, бобыли, оставшиеся без хозяйства, которые прибились к монастырю, работают на него, пользуются его покровительством(какая ни есть крыша над головой, еда) - и потихоньку обживаются имуществом. Если им удалось подняться на ноги, обзавестись домом, хозяйством, жениться,- они переходят в разряд обычных тягловых крестьян на тех же монастырских землях. Впрочем, имея право перейти потом и в боярскую вотчину. А если нравилась такому детенышу монашеская жизнь - он мог и сам стать монахом. Не собственником-крестьянином, а членом монастырской общины.

Но само слово "монастырские детеныши" подталкивает к еще одному выводу. Монахи ведь не слишком-то соблюдали запреты на сексуальные отношения. Интересно, что древние мужской и женский монастыри в Муроме разделяют 10 метров. Просто монастырские дети не имели никаких наследственных личных имущественных прав. А доля "монастырских детенышей" доходила до 37% среди народа, подчиненного монастырю: тягловых крестьян, таких вот детенышей и еще парочки полутягловых льготных по податям категорий.

Т.е. мы здесь наблюдаем как бы механизм социальной реабилитации избыточной элиты. Растянутый на поколения. Вывод людей, чьи родители достигли успехов и богатства - из светской жизни в монастырь, не исключающий обретение физического потомства, - с последующим возвращением этого потомства - в ряды обычных людей, крестьян - без избыточной собственности, без элитных амбиций, но со знаниями(в монастырях учили грамоте), с трудовыми навыками, с крепким крестьянским двором, который монастырь помог им сформировать.