От
|
Мак
|
К
|
Дионис
|
Дата
|
17.05.2006 20:03:19
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
Памяти Александра Зиновьева (Сов Рос)
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 54 (12828), суббота, 13 мая 2006 г.
http://www.sovross.ru/2006/54/54_3_1.htm
ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА
От нас ушел Александр Александрович Зиновьев. Философ, писатель, солдат Великой Отечественной войны, друг и постоянный автор нашей газеты. Его кончина не оставила никого равнодушным. Даже буржуазные СМИ, не питающие ни малейших симпатий к сторонникам социализма, были вынуждены отдать должное этому выдающемуся человеку.
У него была большая и сложная жизнь, которой хватило бы на несколько неординарных жизней. В его биографии — все величие и противоречие непростой, но славной истории нашей страны в ХХ столетии. Крестьянский сын из глухой костромской деревни, он стал студентом Московского института истории философии и литературы. Еще студентом, перед войной он попал в камеру внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке. Но вскоре вышел из нее, ибо преступлений не совершал.
Его путь был вровень с путем его сверстников. Войну он начал на земле, танкистом, а закончил в небе Германии пилотом легендарного штурмовика Ил-2. Десятки боевых вылетов, удары по врагу на низкой высоте под ожесточенным огнем. Это не просто факт биографии. Это часть формирования личности философа-бойца.
Из раскаленной кабины штурмовика он вернулся к занятиям философией, в силу своего таланта быстро поднявшись до звания профессора и престижнейшего поста заведующего кафедрой в МГУ. Но он не был кабинетным ученым, хладнокровно рассматривающим человеческий мир в «башне из слоновой кости» и отстраненно анализирующим несовершенство этого мира. Он изучал мир, потому что страстно хотел изменить его к лучшему.
Александр Зиновьев был прежде всего смелым, независимым мыслителем. Однако заслуженная слава международно признанного философа, одного из ведущих логиков и социологов современности мало прельщала его. Он считал гораздо более почетным для себя поприще писателя. Ибо он не хотел, чтобы его мысли были предметом обсуждения лишь узкого слоя коллег. Он хотел, чтобы его идеи, облеченные в яркую художественную форму, стали достоянием сотен тысяч людей, позволяли им понять и улучшить окружающий их мир. Он написал около 40 книг, переведенных на 20 языков. За ним не стояли мощные спонсоры. И если его книги издавали в жестоком мире западной интеллектуальной коммерции, это означало, что они вызывали неподдельный интерес читателя во всем мире.
Бывший летчик-штурмовик и философ, он не мог оставаться равнодушным к назревавшему, на его пророческий взгляд, кризису социализма в СССР. Но тогда, в середине 70-х, жесткий, критический анализ предпосылок кризиса был воспринят чуть ли не как покушение на советскую власть. После появления на Западе его романа «Зияющие высоты» Зиновьев был принужден отправиться в эмиграцию. В те же времена за границей оказался Солженицын. Но судьбы их были разными. Ибо диаметрально противоположным было их отношение к Советскому Союзу.
В отличие от ненавистников всего советского, начавших тогда плодиться в недрах московской интеллигенции, Зиновьев был твердо убежден в великом будущем социализма. Когда СССР разрушили, и многие вчерашние гонители Зиновьева начали исступленно плясать на его обломках, он продолжал утверждать, что Советский Союз был одной из вершин человеческой цивилизации. Эта мысль была ключевой во всех его работах последних лет, она постоянно звучала со страниц «Советской России».
А.Зиновьев, чрезвычайно успешный по западным меркам ученый, вернулся в Россию в 1999 году, когда масса российских «интеллектуалов» стремилась хоть где-то «зацепиться» на Западе. Он, подвергшийся в свое время гонениям со стороны верхушки КПСС, поддержал КПРФ, признав Компартию ведущей силой спасения и возрождения России, щедро делясь с руководителями левых сил своим глубочайшим пониманием природы современного мира и перспектив его развития.
Выдающийся мыслитель, он был скромным, предельно простым и доступным человеком. Но при каждом крутом повороте истории борцовское начало неизменно проявлялось. Пять лет назад, когда в Югославии арестовали, а затем преступно выдали в Гаагу Слободана Милошевича, Александр Зиновьев без колебаний возглавил Российский общественный комитет в его защиту. Московская интеллигенция без зазрения совести повторяла бредни западной пропаганды о «тирании», «деспотии» президента Югославии. А он бесстрашно и жестко реагировал на бесчинства натовского трибунала в Гааге.
Все говорят сегодня, каким выдающимся философом и писателем был Александр Зиновьев. А истинная сущность его в том, что он изначально был бойцом за счастье народа, из глубины которого он вышел.
--------------------------------------------------------------------------------