От Сергей Вадов
К Ищущий
Дата 06.06.2006 20:40:34
Рубрики Ссылки; Тексты;

Re: Я был...

>>В Вильнюсе здание КГБ превращено в музей. Все надписи по-литовски (впрочем, есть английский перевод), но выставленные документы, естественно, по-русски. ...Я долго стоял у камер...Все думал - а стал бы я стукачом, если бы КГБ стало заставлять путем посадки в такую камеру.
>
> Интересно Вы построили мысль. Даете ассоциативный ряд - Литва - музей - КГБ - исторические документы - камеры. Но Ваши думы никак не связаны с ключевыми образами описанного ряда, они -... о себе, - готовы ли Вы быть стукачем?! Я, конечно, далек от того, чтобы Вам указывать о чем надо думать в той ситуации. Но мне стало интересно, и решил спросить - что Вы надумали? Стали бы стучать или нет?

Трудно сказать. Хочется верить, что нашел бы в себе силы не становиться стукачом. Но это легко говорить мне - человеку, которого не то что не пытали, а даже ни разу сильно не били. Этот вопрос стоит еще с детства (слушая с замиранием сердца рассказы про войну, иногда задумывался, а смог бы я выдержать?). Не знаю, что Вам ответить. Есть такое изречение, что вместе с испытаниями Бог посылает человеку силы для их преодоления.

> Вы так построили нить своих рассуждений, что невольно появляется мысль, - Вы сожалаете о том, что наши соотечественники пока не имеют такой возможности (из-за отсутствия подобных музеев) холодным умом порассуждать на тему стали бы стукачами при прочих равных условиях или не стали ?

Основная цель музея жертв политических репрессий - показать людям историю и предотвратить ее повторение. Уж не знаю, что там в Грузии сделано, а если будете в Литве, очень советую зайти, это весьма поучительно. Если Вы в Москве живете, за неимением реального музея можно прогуляться по виртуальному, посмотрите на
http://mos.memo.ru , расстреляли ли кого-то из Ваших соседей. А ведь гайки закручиваются опять - боюсь, что может повториться и этот опыт, и опять на моей улице будет http://mos.memo.ru/shot-29.htm#s15

Сергей Вадов

От Ищущий
К Сергей Вадов (06.06.2006 20:40:34)
Дата 06.06.2006 21:20:48

Re: Я был...

>>>В Вильнюсе здание КГБ превращено в музей. Все надписи по-литовски (впрочем, есть английский перевод), но выставленные документы, естественно, по-русски. ...Я долго стоял у камер...Все думал - а стал бы я стукачом, если бы КГБ стало заставлять путем посадки в такую камеру.

>> Интересно Вы построили мысль. Даете ассоциативный ряд - Литва - музей - КГБ - исторические документы - камеры. Но Ваши думы никак не связаны с ключевыми образами описанного ряда, они -... о себе, - готовы ли Вы быть стукачем?! Я, конечно, далек от того, чтобы Вам указывать о чем надо думать в той ситуации. Но мне стало интересно, и решил спросить - что Вы надумали? Стали бы стучать или нет?

>Трудно сказать. Хочется верить, что нашел бы в себе силы не становиться стукачом. Но это легко говорить мне - человеку, которого не то что не пытали, а даже ни разу сильно не били. Этот вопрос стоит еще с детства (слушая с замиранием сердца рассказы про войну, иногда задумывался, а смог бы я выдержать?). Не знаю, что Вам ответить. Есть такое изречение, что вместе с испытаниями Бог посылает человеку силы для их преодоления.

В данном случае я совсем не склонен "прикалываться" - вопрос совсем не так прост. Ограничусь репликой. Мой жизненный опыт говорит о том, что бессмысленно, да и бесполезно пытаться делать осведомителем человека, который не собирает компромат на других. Более интересно на эту тему в свое время высказался Т.А.Айзатулин (его постинг от 20.12.2001 "Яне, Александру, Лилии, Игорю Игнатову об американцах" должен быть в архиве Форума). Т.А.Айзатулин свою точку зрения свел буквально к антропологическим моделям нравов американской, европейской и российской научных школ. Несколько в кратце она выглядет так: "Важный показатель типа культуры: копит ли евроамериканец компромат на своих друзей как копит европеец, хотя бы как Д`Артаньян (гл 26 "Диссертация Арамиса")? Запад копит, а Восток - нет… Еще тяжелый вопрос. Наши ученые-естественники и технократы … не идут или с огромным трудом идут на мошенничество в своей профессиональной области, когда оно может использоваться в их политических целях (в области политики и идеологии - идут, естественно). Идут на мошенничество в своей профессиональной области в этом ряду, начиная с биомедицины, экономисты, историки и дальнейшие гуманитарии. А американские - не только идут, но они не понимают, как это можно не идти на мошенничество (аккуратное, конечно), если оно - в помощь политике и идеологии, которых ты придерживаешься. И связанное с этим для меня совершенно неожиданное типичное свойство американского ученого: он может иметь свое мнение (хотя, считаю, реже, чем наш) и даже высказать его тебе в приватной беседе, но при коллегах он говорит предписанное, причем даже в твоем присутствии, а потом тебе поясняет в духе: зачем дразнить собак? Лояльность он ставит почти превыше всего, в т.ч. и лояльность правительству, что у наших считается неприличным при любом правительстве. В организованном (кем-то) порядке он может и стать в протестную группу, но достаточно большую (так было, например, с Вьетнамом). А индивидуально - нет, хотя, говорят, там инидвидуалисты. Наши неиндивидуалисты, но могут встать и в одиночку. У Николая Вавилова соратники спрашивают: что будем делать? Он отвечает: на костер пойдем. Европейские ученые запросто на костер шли, типично это было. А для американских ученых, на мой взгляд, это - не типично. Или я как-то предвзят к ним, т.к. не могу простить им того, что считаю подончеством: Хиросима и одновременное их утверждение, что у них демократия, и одновременный отказ их отвечать за Хиросимы, и одновременное их поучительство и навязывание "неправильным" этого странного "правильного" образа действий и жизни. Мы прямо говорим: наша власть (любая) - дерьмо, мы никак не можем повлиять. Европейцы тоже часто так говорят и признают".

>Основная цель музея жертв политических репрессий - показать людям историю и предотвратить ее повторение...

Нет, я не москвич. Но разговор о том, что Ваши размышления о себе, на мой, конечно, взгляд, логически не связаны с проблемой политических репрессий. Поэтому я пока воздержусь от своих реплик о репрессиях.