От Георгий
К Георгий
Дата 20.04.2006 23:21:25
Рубрики Тексты;

Менделеева убрать! Он же русский ("Вести Сегодня", Латвия) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/226942.html



Менделеева убрать! Он же русский ("Вести Сегодня", Латвия)
Латвийская школа - это ОЧЕНЬ СРЕДНЯЯ ШКОЛА



Юлия АЛЕКСАНДРОВА, 20 апреля 2006

В минувший понедельник ЗаПЧЕЛ провел учительскую конференцию. На ней
говорили о плюсах и минусах идущей в школе реформы. На дискуссию
съехалось 90 педагогов из Риги, Юрмалы, Вентспилса, Лиепаи, Резекне и
других городов Латвии. Были даже 4 директора и 3 завуча!

"Я приехала потому, что реальные итоги реформы нигде не обсуждаются, -
призналась одна директор вашему корреспонденту, - ведь на официальном
уровне все рапортуют только об успехах и достижениях!" "Реформа
находится в состоянии клинической смерти! - открывая конференцию, заявил
доктор педагогики, депутат сейма Яков Плинер. - 11-классники признаются,
что у них ничего не изменилось, поскольку большинство школ ведут уроки
не на латышском, а билингвально".

Саботаж с благословения министерства

Да, саботаж реформы налицо. Недаром, чтобы не обострять ситуацию,
министерство не проводит никаких проверок. И все же не все так
оптимистично. Ведь реформа - это не только перевод старших классов на
латышский язык обучения, это и билингвальное обучение, и новые стандарты
для основной школы. Обмен мнениями во время работы в трех аналитических
группах выявил целый ряд проблем. И только два плюса - благодаря
реформам улучшились знания по латышскому и материально-техническая база
русских школ. Но "побочный эффект" - падение знаний по родному языку и
резкое снижение грамотности - сводит эти плюсы на нет. Как же иначе,
если именно за счет сокращения часов родного языка вводятся все новые
предметы?! Впрочем, проблемы есть и у других предметников.

- По новым стандартам педагоги должны учить детей анализировать,
проводить исследовательские работы, но учителя - за редким исключением -
сами не умеют ни гипотезу выдвинуть, ни исследовательскую деятельность
организовать! И не только учителя старшего и среднего поколения, но и
молодые, только-только окончившие вузы! - воскликнула завуч рижской
школы. - Поэтому новые стандарты по предметам естественно-научного блока
невозможно реализовать без дополнительной подготовки учителей.

"Я сейчас учу детей ставить в контрольных по химии "крестики" и
"галочки", вот и все умение анализировать! - вздохнула сидящая рядом со
мной учительница. - Если ребенок отметил правильный ответ не "галочкой",
как требовалось, а "крестиком", то ему снизят отметку. А какая разница,
если он отметил правильный ответ? Так главное требование новых
стандартов - развивать умения и навыки, а если невнимательно прочел
задание или не понял, что надо оперировать "галочкой", значит, навык не
сформирован. Дети смотрят на меня как на дуру, когда я им это
вдалбливаю. А у меня - стандарты! Зато всем школам приказано убрать со
стен таблицу Менделеева! Нет, его периодическая система элементов в
учебниках осталась, но без указания автора. Фамилия-то русская".

Вузовские преподаватели отмечали в своих выступлениях, что для
первокурсников приходится вводить дополнительные занятия по школьному
курсу: физику выпускники практически не знают, математику - слабо. И в
дальнейшем ситуация ухудшится еще больше, поскольку с этого года с
начальных классов ввели еще два гуманитарных предмета - социальные
знания и этику. Ввели, конечно, за счет сокращения числа других
предметов.

Как изжить комплекс неполноценности

- На уроках истории наши дети начинают испытывать комплекс
неполноценности, если занимаются по латышскому учебнику, - рассказала
учительница истории. - Поэтому учебник мои дети держат дома. Мы с ними
учим историю по первоисточникам. Здесь и объективность, и навыки
самостоятельного мышления, и умение анализировать. Если говорим о
декабристах, то анализируем проект конституции, который разработали
Пестель и Муравьев, если о легионерах СС, то смотрим два фильма: "Нацизм
по-прибалтийски" и "Правда о легионе СС". А на стенах у нас висят
исторические карты из России - в Латвии таких нет вообще. Зато теперь
все географические названия дети пишут по-русски правильно.

- У нас в городе - две русские школы, в нашей в первых классах все
по-русски, а в другой школе - билингвальные предметы преобладают. И
родители стали от нас уходить! - горько воскликнула учительница
начальных классов. - Я им предлагаю дополнительный урок родного языка
или математики, а они требуют латышский. У нас тетради на русском, они
требуют как в соседней школе - на латышском. Я не знаю, как их убедить,
что именно в первых классах закладывается весь понятийный аппарат!
Кстати, по результатам диагностирующих министерских работ у нас
результаты выше по математике, а по родному языку - у них. Это же
парадокс!

Латышскому-то учат. Но не те, кто обязан

- А я вижу у билингвального образования массу плюсов: наши дети гораздо
лучше стали говорить по-латышски! - начал свое выступление один из
директоров. - Да, могут быть проблемы с терминологией или усвоением
темы, но госязык они теперь знают. А латыши, чтобы работать где-нибудь в
банке, берут частные уроки русского языка! Я согласен, что многие
учителя до сих пор плохо владеют латышским и не могут вести урок так,
как требует закон, но и здесь можно найти выход. У меня есть одна
замечательная учительница, которую я ни на одну молодую не променяю. Да,
она не говорит по-латышски, но мы повесили в классе таблицы на госязыке,
и этого достаточно! А раздаточного материала, учебников и
терминологических словарей выпущено много - трясите своих директоров, им
на это деньги выделяют!

- Я согласна, что наши дети лучше знают латышский, чем мы в их возрасте.
Причем за счет билингвальных предметов физики и химии, а не уроков
самого латышского языка, - заметила одна родительница. - Учителя
латышского - это самая высшая каста в русских школах, и они могут на
уроках пить кофе, говорить по мобильному и ставить высокие отметки ни за
что. С этого года почему-то перестали делить классы на две группы на
уроках госязыка. Почему? Олимпиады - на латышском, выпускные экзамены в
2007 году - тоже. Не понял термин - решил задачу неправильно, получил
низкую отметку. За что? За незнание математики? Нет, за незнание
латышского! Как этот абсурд изменить? И то, что реформа провалилась, не
совсем так. Если математика заявлена на русском, ее все равно вынуждены
преподавать билингвально - чтобы подготовить детей к выпускному
экзамену! Так что механизм работает, реформа внедряется. И политикам
надо как-то менять систему сдачи выпускных экзаменов 2007 года, иначе
будет полный обвал!

Ущербные заказчики музыки

Руководители трех дискуссионных групп учителя-депутаты Айзкраукле,
Елгавы и Риги Людмила Ушакова, Валерий Бухвалов и Владислав Рафальский
обобщили высказанное: насильственная реформа снизила уровень патриотизма
среди русской молодежи, который и так был невысок. Протест против
реформы распространился на все государство в целом. Все больше русских
школьников планируют уехать из страны - они не видят здесь перспектив.
Произошла и девальвация статуса учителя - вынужденный преподавать на
иностранном языке, он делает это хуже, чем на родном. Детям неинтересно,
и отношение к предмету переносится на учителя. Изменился и сам принцип
образования. Раньше заказчиком были налогоплательщики. Сейчас -
государство. А точнее, правящие политики - продажные, малообразованные,
национально озабоченные и духовно ущербные.

Во все школы Латвии ЗаПЧЕЛ разошлет книжку Я. Плинера и В. Бухвалова
"Качество образования в условиях реформы русских школ Латвии", где есть
совершенно потрясающая статистика. Именно сухие цифры лучше всего
говорят о реальном положении дел. Согласно данным МОН, абсолютное
большинство латвийских девятиклассников сдает экзамены на 1-6 баллов, а
это значит, что латвийская школа - это ОЧЕНЬ СРЕДНЯЯ ШКОЛА, способная
производить только "троечников". Зато выпускники такой школы не
перепутают "крестик" с "галочкой".

__________________________________________________________

Водку тоже изобрел Менделеев ("Gazeta Wyborcza", Польша)




Опубликовано на сайте inosmi.ru: 20 апреля 2006, 13:31


------------------------------------------------------------------------
--------
© ИноСМИ.Ru 2000-2006. Все права защищены и охраняются законом. При
полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru
обязательна (в интернете - гиперссылка). Адрес электронной почты
редакции: info@inosmi.ru. Информация о рекламе на сайте adv@rian.ru