От Pokrovsky~stanislav
К Георгий
Дата 16.04.2006 16:32:23
Рубрики Россия-СССР; История; Катастрофа; Культура;

Re: Необычная политэкономия


>Так вот - был ли советский проект ошибочным или нет? Хорошо ли
>использовались ресурсы? Совпадали ли интересы власти с интересами
>народа? Каково Ваше мнение?
>сталинское, а брежневское время?

Я бы перешел к сталинскому и брежневскому времени после небольшого экскурса в историю.

Политическая экономия и формационная модель развития человечества, как мы знаем, предполагала отделение частного семейного хозяйства от общества. И последующее его развитие в полновесного собственника. Владельца полей, лесов, ремесленника и т.д.

Все бы в этой модели хорошо. Но только по этой модели невозможно было ни научиться делать пушки, ни научиться делать селитру.
Я уже говорил, процесс выращивания селитры - долгий. Надо нажечь дикое количество золы(приблизительно по 0.5-1 кг с кубометра древесины), заложить в селитряный бурт, смешав со значительным количеством лучше всего концентрированной мочи, но можно просто с навозной жижей из хлева, остатками переработки скотины типа крови. И после смешения селитряная земля должна вызревать около 6 лет. И выход селитры из селитряной земли - около 1 кг селитры с 6 кг земли. Понимаем по химической формуле, что на 1 кг селитры уходит ко всему прочему и больше килограмма чистого поташа из золы. Т.е. грубо говоря - парочку-троечку кубометров древесины. И весь этот килограмм селитры сгорает в составе пороха в одном-единственном выстреле небольшой пушки. Возможно ли создание частного специализированого ремесленного производства селитры по указанной технологии? Да ни в коем случае! Но создание селитряного производства в вотчинных многопрофильных хозяйствах крупных бояр или в крупных монастырских хозяйствах - возможно.

Собственно именно так и создавались все основные технические изобретения, обусловившие переход к капиталистической эпохе. Количество прорывных изобретений собственно нового времени - сравнительно невелико. Самый пик - 15-17 века.
Крупные боярские и монастырские хозяйства обладали и необходимым многообразием ресурсов(земля, лес, ископаемые, люди), довольно стройной системой организации и определенным избытком ресурсов, позволявшим поддерживать полусумасшедшего алхимика, позволять кузнецу, серебреннику, меднику, стекловару - экспериментировать и получать новые изделия или продукты нового качества.

На ранней стадии существования новые ремесла принципиально не могли развиваться как самостоятельные рыночные единицы. Кроме того, что что-то изобретено, необходимо, чтобы в этом новоизобретенном появилась нужда у окружающих. И чтобы возникла инфраструктура производства-потребления.
Пиво невозможно начать варить в маленьком горшочке. Это бессмыслица. Для появления пивного производства должен был появиться КОТЕЛ. Большой медный котел на много ведер напитка. А потом сваренное пиво нужно было поместить в бочку. Которая сама по себе появляется только после возникновения каленой стали, позволяющей иметь пилу для распилки дерева на доски. И пусть все это уже есть, но девать это пиво некуда. Окрестные деревушки на 3-7 дворов не могут покупать бочку пива. Для них это слишком много. Соответственно - и потребление пива - тоже внутри монастыря или вотчинного хозяйства - на праздниках. Когда накрывают пиршественный стол на всех сразу.

Но потом оказывается, что пила - прочная. Часто ее менять не надо. Кто-то специализировалася на том, чтобы пилить доски. А у бондаря работы стало навалом. В бочках, оказалось, удобно не только пиво держать, но и грибы солить, огурцы, рыбу, мясо, капусту квасить. В бочках же удобно перевозить и золу, и готовый порох и т.д. Бондарей становится довольно много, у них есть и более-менее устойчивый постоянный спрос на разнообразные бочки и бочонки, и устойчивая поставка досок и железных обручей. Тогда бондарь может позволить себе выделиться в отдельное специализированное хозяйство. Поселиться около вотчины другого боярина либо у стен другого монастыря, где этой технологии еще нет, - и вести себя уже как частное лицо, не входящее в общину.

И таким образом распространяются технологии и изобретения. В коллективном крупном хозяйстве они выращиваются из пеленок до зрелого возраста. Потом они становятся изюминкой, позволяющей данному хозяйству быть некоторое время монополистом. Затем возникает кризис перепроизводства. На разумном расстоянии - спроса не хватает. А вот бондарей развелось... Сидят - бездельничают. А пошли-ка вы, Вася с Петей, вон со двора, - нечего хозяйский(монастырский) хлеб без дела жрать. И они уходят. И, если не помирают где-то в пути голодной смертью, добираются до местности, куда не дотягивалась монопольная торговля. И начинают там дублирующее производство. Ну а кто остается в ближайшей деревне. Кроме бочек, начинает починять колеса для телег, еще что-то, еще что-то,- близкое по задействованному инструменту. Живя уже на полной самоокупаемости, а не на избыточном продукте боярского(монастырского) хозяйства, такой ремесленник уже не может себе позволить спокойно вышвыривать остатки досок, неэкономно расходовать смолу, вынужден торговаться с кузнецом, с изготовителем досок. Ранее эффективное использование отходов производства было обеспечено крупностью боярского хозяйства. Опилки и обрезки пережигались на золу, рваные рубашки работников - уходили в бумагоделанье, сломанная пила шла в передел кузнецу, даже испражнения из выгребной ямы - использовались для производства селитры. А вот каждый из специалистов мог себе позволить не шибко заботиться о собственной эффективности. Теперь же максимальная эффективность использования ресурсов, максимальная экономичность существования - стала вопросом выживания и воспроизводства семьи бондаря.

И возникает феномен средневекового ГОРОДА МАСТЕРОВ. Мастера разных профессий, научившиеся максимально экономично использовать ресурсы в собственном деле, - собираются в поселения, в которых вновь воспроизводится взаимодополняемость профессий. Мастера являются друг для друга и потребителями и поставщиками. Отходы одного производства идут в работу в качестве сырья в другом.

Московская Русь, Литва, Речь Посполитая - развивались по системе боярских(панских)и монастырских хозяйств. Потихоньку отпуская мастеров на вольные харчи. Возникло большое количество городов, которые специализировались на самых многочисленных производствах. Ныне вымирающие малочисленные городки лесной зоны производили в экспортных количествах воск, пеньку, скипидар, конопляные и льняные ткани, деготь, смолу, металл и металлоизделия и т.д. Но ТЕМНЫЕ(на самом деле) события 17 века привели к страшному состоянию, описываемому в 1668 году так: "жителей не осталось"(эта фраза касалось, например, г. Дмитрова Московской обл.). Это коснулось и Белоруссии, и Литвы, и Украины. Войны с Речью Посполитой происходили далеко не по сценариям второй мировой. Понятия линии фронта не было. В середине 17 века( в период войн Хмельницкого) нормальным состоянием было, что польский отряд угрожал городам и крепостям на Северной Двине и Печоре! Сжигал, истреблял население и шел дальше.
Но ровно то же самое происходило и на землях Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Резня шла страшная. И под ударами оказывались именно города.

Но не только внешние враги.
Царская власть в стремлении к абсолютизму французского образца оперлась на реформируемую под Запад церковь. Политическая, экономическая и военная сила боярских вотчин была уничтожена, - по всей видимости, под идеологическим прикрытием борьбы со старой верой. Опричные расправы Ивана Грозного с боярами как бы под вопросом(не выдумка ли, - коль после всех этих расправ осталась, к примеру, куча рюриковичей). А в петровские времена боярство как бы напрочь исчезает. Вместе с хозяйствами. И видимо, под сурдинку борьбы со старообрядчеством.

Так во второй половине 17 в., когда начиналась религиозная реформа, хозяин "будных майданов" под Нижним Новгородом, обеспечивавший самые большие поставки золы на экспорт боярин Ртищев, - отмечен и как выдающийся деятель старообрядчества. В 18 же веке пережигание леса на золу для экспорта уже находится под надзором царей Романовых(начиная с Петра), а отнюдь не в боярских вотчинах.

Отметим, что убежавшие в медвежьи углы старообрядцы, оказались неплохо приспособлены к воссозданию на новом месте жизни и хозяйства. При этом сохраняли грамотность. По сути освоение Сибири - дело рук старообрядцев. А в 19 веке они же в основном и создавали российскую негосударственную промышленность. Т.е. это косвенно указывает, что уходили в глухомань или массово уничтожались не крестьяне, а мастера вотчинных хозяйств. Наследники ЗОЛОТОГО ВЕКА России.

Таким образом, Россия перешла рубеж 17-18 веков с разрушенными и обезлюдевшими городами, потерявшими соответственно ремесленные производства. А в результате абсолютизации власти и войны против старообрядцев были уничтожены или взяты в казну боярские вотчинные хозяйства. При Петре российская экономика как бы начиналась с чистого листа. Лишившись за предыдущие десятилетия всех инфраструктурных наработок. И в этом состоянии инфраструктурной недоразвитости, покрываемой импортом, - Российская империя вошла в 20 век. Причем на протяжении 200 лет казна постоянно пыталась передавать погрязшие в бесхозяйственности и казнокрадстве казенные производства в частные владения(это касается, например, стекольных и металлургических заводов), но частные владельцы с ними тоже ничего толком не могли поделать без государственного покровительства. Они как бы подвисали в воздухе - без достаточного потребительского рынка и в отсутствии поставщиков и партнеров.

Немножко долго. Но это позволяет нам оценить суть того, что сделала Советская власть. В начале 20 века Россия не имела развитых капиталистических структур, способных обеспечить технологическое развитие, достаточное для поддержания обороноспособности. Т.е. национальная буржуазия не имела ни специалистов, ни цепочек взаимосвязанных производств, с помощью которых можно было бы развернуть современные производства в необходимых для обороноспособности объемах. Создание планового хозяйства при Сталине позволило как в боярской вотчине размером со страну вырастить от нуля широчайший спектр технологий, специалистов, промышленных, транспортных, информационных взаимосвязей. Созданием ракетно-ядерного щита была обеспечена долговременная военная безопасность существования СССР. И в этих условиях сам бог велел выпускать ремесла(производства, научные и культурные учреждения) на свободу. Потихоньку, с тем, чтобы они вписывались в общую структуру.
Высочайшая эффективность комплексного хозяйства СССР в целом - на каждом отдельном участке, как бы не на каждом рабочем месте сопровождалась бесхозяйственностью, безответственностью, неспособностью к повышению эффективности. В стране нарастало скрытое социальное паразитирование. Но это уже при Брежневе.

Передача значительной части производств в сферу частного владения и частной инициативы - стал условием вообще существования государства. Жесткие условия существования частных производств должны были вычистить экономику от порочных, неэффективных форм, объедавших те, эффективность которых была несомненной. Проблема не в том, что это вообще стали делать, проблема в том, КАК это стали делать. Под в целом правильную мысль о необходимости вывода части хозяйства из-под государственной опеки, - предательская часть высших эшелонов власти организовала РАЗГРОМ всей промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.