> Маркс предупреждал об этой проблеме - революция в бедной стране просто приведет к распространению бедности на всё население (хоть и меньшей бедности, нежели до революции).
Хотелось бы точных цитат из Маркса с контекстом. Я нашёл вот это:
<<<
С другой стороны, это развитие производительных сил (вместе с которым уже дано эмпирическое осуществление всемирно-исторического, а не узко местного, бытия людей) является абсолютно необходимой практической предпосылкой еще и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за необходимые предметы и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость.
<<< http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/marks_engels_nemec_idea.html
Отсюда видно, что говорить о распространении бедности можно только в условиях отсутствия развития производительных сил. А в СССР они развивались. Первые советские НИИ были созданы ещё в 1920 году.
Верен дуальный взгляд: в СССР произошло распространение богатства на всё население (хотя и меньшего богатства, нежели до революции - из--за разрухи, войны и т.д.). Ну а со временем и богатство стало рости, превысив дореволюционный средний уровень.
> Сильно страдает общая культура - ну как ее развивать если нельзя сконцентроировать достаточно средств - выше ежедневной пайки.
В СССР отлично умели концентрировать средства, этим и славна плановая экономика. А Durga предлагает именно распыление средств - по каждому индивидую, которым они нередко и применения достойного найти не смогут (будут покупать проституток, чиновников и золотые унитазы).
> Но это не всё. Если у людей равенство в доходах, они просто не будут видеть перед собой будущего, к которому стремиться.
А не было равенства в доходах. Было неравенство - но небольшое, по сравнению с сегодняшним.
> Общество начнет засыпать. Нервенство же позволяет человеку видеть горизонты к которым надо стремиться...
И эти горизонты могут состоять в уничтожении неравенства.
> И дело тут, как легко догадаться, не в "мясе по-строгановски" и не в "балах", которые суть симптомы чего-то более общего
И это "что-то общее" - буржуазный вкус из рецептурных книг Елены Малаховец. http://anthropology.ru/ru/texts/kirilenko/studia01_06.html
<<<
Рассматривая ситуацию в пореформенной России (XIX в.) C.F. Frierson показывает, что в среде крестьян, подчас страдавших от жестокой нужды, складывается система предпочтений, осознанно противопоставляемых, привычкам среднего и высшего класса. Употребляемая пища оценивается, прежде всего, с точки зрения её питательной ценности. Для крестьянской культуры XIX в. характерны отчётливые представления о связи между определёнными видами пищи и объёмом выполняемой работы. Поэтому хорошей считается плотная еда, комом ложащаяся в желудке и надолго обеспечивающая ощущение сытости. По этой же причине в крестьянской кухне жирная свинина преобладает над постными сортами мяса. Идеальный завтрак работника составляют черный хлеб щи на жирной солёной свинине или говядине и каша со шкварками. Стратегия питания ориентирована на получение максимального количества энергии, но только в тех случаях, когда это оправдано предстоящими трудозатратами, поскольку нерациональное излишество подвергается моральному осуждению в терминах распущенности. В этом крестьянство составляет явную оппозицию не только аристократии, но и среднему классу, для которого принципиальна идеология изобилия и разнообразия, представленная, в частности, текстами Молоховец.
<<<
Хорошо. Но даже если ограничиться кулинарией, то...
... что должно было произойти, когда то же самое "крестьянство" стало "подниматься" из низов уже фактически к среднему классу? Могли ли его потребности остаться прежними? Ясно, что нет.
А если говорить не о пище для желудка?
Как, кстати, охарактеризовать такое явление:
Моя бабушка в детстве отчетливо видела, как люди самого простого происхождения вокруг нее тянулись к знаниям, жадно впитывали то, что давали им дешевые книжки из серий-библиотечек, тогдашнее радио, которое, как сквозь зубы признают и антисоветчики, демонстрировало в то время образцы самой высокой культуры - ту же классическую музыку, а "не одни только лозунги". При том, что привычная музыка "для души" нередко объявлялась пошлостью...
В моем же поколении - в массе своей -
никакого энтузиазма "овладевания знаниями" я не наблюдал. При том, что познавательных книжек, передач и т. п. и тогда издавалось и выпускалось немало.
>... что должно было произойти, когда то же самое "крестьянство" стало "подниматься" из низов уже фактически к среднему классу? Могли ли его потребности остаться прежними? Ясно, что нет.
А они и не остались (крестьянскими).
>А если говорить не о пище для желудка?
Да, и набор книг советского человека отличался от набора книг, читаемых дореволюционным крестьянином в лучшую ("богатую") сторону.
>Моя бабушка в детстве отчетливо видела, как люди самого простого происхождения вокруг нее тянулись к знаниям, жадно впитывали то, что давали им дешевые книжки из серий-библиотечек, тогдашнее радио, которое, как сквозь зубы признают и антисоветчики, демонстрировало в то время образцы самой высокой культуры - ту же классическую музыку, а "не одни только лозунги".
Ok.
> При том, что привычная музыка "для души" нередко объявлялась пошлостью...
Музыка - музыке рознь, как и "душа" :-)
> В моем же поколении - в массе своей - никакого энтузиазма "овладевания знаниями" я не наблюдал. При том, что познавательных книжек, передач и т. п. и тогда издавалось и выпускалось немало.
Это уже отдельный вопрос - "почему". Пресытились, больше стали о личных "жигулях" мечтать, о "20 костюмах" по образцу Хрущёва, может быть...