От
|
О.И.Шро
|
К
|
Scavenger
|
Дата
|
03.04.2006 11:06:48
|
Рубрики
|
Катастрофа;
|
И все же это очень спорно…
>Философия – это гуманитарная наука, наука о наиболее общих законах бытия и мышления…
Это стандартный пересказ учебника (или лекций по философии, причем в том ключе как это читалось в Советской высшей школе), но на практике философия выливается в наукообразное изложение мировоззрения автора философского труда. Тут как раз и важно влияние конкретных разделов науки изучающих тот или иной аспект человека и человеческой деятельности, а также взаимодействие человека с окружением, но говорить, при это о том, что философия есть обобщение и тем более поиск некоторых общих закономерностей всех этих составляющих на мой взгляд не корректно. Философия самая идеалогизированная часть человеческой деятельности, не имеющая при этом как вы сами отмечаете методики практического подтверждения.
Следует понимать различие между философами античности, Средних веков и даже эпохи Возрождения (условно до Ньютона, он ведь тоже был крупным теологом) в их реалии наука и мировоззрение были слишком сильно связаны, хотя бы потому, что наблюдаемому и доступному человеческим ощущениям явлениям сразу старались дать интерпретация и объяснить эти явления для себя, после Ньютона господствовал детерминизм, когда казалось что все явления можно описать и предсказать, в этот период появился мощный пласт классической немецкой философии, который и отвечал этому детерминизму, но как только явления связанные электромагнитными взаимодействиями и структурой вещества (термодинамика и статфизика) привели к задачам не разрешенным в рамках господствующего детерминизма возник кризис науки (во многом из-за непонимания модельности ее основания) и появились новые «философские школы». Квантовая механика по своей сути философия, т.к. занимается в большей степени явлениями не только не доступными человеческим ощущениям напрямую и судить о справедливости ее выводов можно только лишь опираясь на сам фундамент этой дисциплины, все явления в квантовой механике интерпретируются только лишь с позиции самой квантовой механике. Некоторые тонкости о ее преемственности с классической физикой и расширение квантовой механики на релятивистский случай я пропускаю, это разговор без формул и выводов беспочвенен.
В этом плане и происходит критика основ читаемых аспирантам дисциплин «Философия Науки» и «Социальная Философия», их действительно было лучше заменить методологией: т.е. изучением тех возможных и гипотетических подходов которые могут приводить к решениям в данных областях. Позвольте но на мой взгляд стыдным является то факт, что специалист зачастую не владеет всей полнотой методов (хотя справедливости ради надо сказать тут свой плюс есть: придумывают оригинальное решение) и не может фактически до конца проработать свою задачу, а что еще хуже изобретает велосипед.
Говорить о том, что философия несет именно некий обобщающий смысл для картины мироздания наивно, не может гуманитарий (да и человек не посвященный в тонкости физических моделей, таких не мало даже среди физиков) правильно понимать то что лежит в основе этих моделей. Если бы философия отвечала бы однозначно на вопрос «Почему?» тогда бы она действительно была бы вершиной науки, но она на это вопрос не отвечает, как в прочем и наука (в частности в физике нет ответа почему существует два вида электрических зарядов, однако как описать явления на основе этого представления физика дает тут однозначные ответы).
>Далее. У философии также есть свои функции.
>1. Философия – это рационально осмысленный тип мировоззрения, занимающейся построением непротиворечивой картины мира.
Это в принципе не возможно, хотя бы потому что современная картина мира есть всего лишь грубоватая модель этого мира и постоянно происходит изменение и корректировка этой самой модели, поэтому выводы построенные в одном контексте и справедливые для него будут совсем не справедливы для изменившегося контекста, а вариантов создания того или иного философского текста великое множество, при чем при одном и том же контексте появятся взаимоисключающие тексты в интерпретации, и самое интересно, что с точки зрения логики они справедливы, вопрос только в принятии или непринятии этих вещей.
Противоречия могут возникнуть, но философия не дает рецепта их предсказаний, значит будут подорваны основы мировоззренческой позиции изложенной в ней.ё
>2. Философия – это комплекс дисциплин, которые занимаются изучением отдельных сторон мироздания и мышления: логика, этика, эстетика, гносеология, онтология и проч. Так, любой объект может быть рассмотрен с логической точки зрения (непротиворечивость структуры, если это мыслительный объект), с гносеологической точки зрения (насколько объект связан с субъектом, мыслящим его, включен ли он в его структуру и проч.), и с онтологической точки зрения (каков объект сам по себе и в связи с общефилософской картиной мира).
Гносеологию и онтологию неплохо изучает и разрабатывает как сама научная дисциплина, так и ее методология, так зачем же еще и философские рассуждения с мировоззренческих позиций на этот счет, что бы больше запутать и так не простое дело?
Этика, эстетика, да ради Бога, пусть изучает, но причем ту например математика, физика и биология, являющиеся нейтральными дисциплинами по отношению к этике и эстетики.
>3. Философия воздействует на идеологическую составляющую общественной жизни.
Никто и не возражает, но вот на идеологию науки она влияет весьма слабо, тут больше влияние методологии самой науки.
>Еще одно. Философия – это гуманитарная наука… Но философия лишена в силу своей гуманитарной специфики:
>1) Самостоятельного фактического подтверждения теорий (все факты философия берет у различных наук и их интерпретирует).
Это можно сделать и без философии в рамках самой научной дисциплины, причем более строго и на однозначно интерпретируемом языке.
>2) Проведения эксперимента (то есть эксперимент невозможен).
Естественно мировоззрение на верность проверить просто не возможно, хотя бы потому что оно всегда носит характер субъекта его создающего.
>3) Парадигмальной теории (то есть теории, которая как в естественных науках является образцом для всех теорий и концепций данной науки, какими в современной биологии является СТЭ, в физике- теория относительности и квантовая теория, в химии – таблица Менделеева). Но также своей парадигмальной теории нет и у истории, политологии, социологии, культурологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Тут возможно и следующее истолкование, данные гуманитарные дисциплины находятся в поиске своей парадигмы, более того в общественных науках, да в психологии, есть еще сложности с отделением объекта и субъекта познания. Еще одни момент, в общественных науках и психологии есть хотя бы «квазиобщий» язык на котором в данных науках ведется разговор, в отличии от философии, правила единого языка изложения не соблюдаются.
>Зато философия обладает собственными методами познания действительности (диалектика, метафизический метод, метод антиномий и пр. в зависимости от философской школы).
Не одно из которых, как правило на практике никто из естественников не применяет по разным причинам.
Итак сухой остаток таков: изучение «Истории философских учений» необходимо, что образованный человек понимал ход изменения человеческой мысли, но давать естественникам абстрактный и малополезные курсы «Философий Науки» (тут как раз место методологии) и «Социальной Философии» (если уж на то пошло то не плохо было бы социологию почитать) это пустая трата времени, полезней было бы ввести боле актуальные курсы связанные с методологией науки, а точнее данной дисциплины и других дисциплин.
С уважением, Олег.