От SergS
К Alexandre Putt
Дата 28.03.2006 08:48:12
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар;

Чепуха и НЕчепуха

>>Но Вы готовы считать индивида, практикующего подобное, этичным, только потому что он вскормлен иной "культурой"? Или Вы скажете, что ты, мил человек, конечно, по-своему, этичен, но не лучше ли от тебя держаться подальше?
>
>Трудно сказать. Для этого нужна профессиональная подготовка. Нетерпимость, стереотипы - это распространено в массах. Обучение навыкам межкультурного общения снимает эти проблемы en masse.

Какая нужна профессиональная подготовка, чтобы сесть с цыганкой рядом, не держась при этом за карман? :-) Разве что об стену головой, чтобы избавиться от остатков здравого смысла.


>>>А как же протестантская этика бережливости?
>>А вы посмотрите, хотя бы, фильмы, создаваемые в Голливуде.
>
>Голливуд был намного позже. Изменились общественные установки. Но основные американские ценности там просматриваются невооруженным взглядом.

Не увиливайте! Есть богатый, успешный банкир и есть бедный, но честный герой, выбивающий пыль из этого почтенного члена западного общества. Этот фильм смотрят русские, французы, американцы, евреи, негры... и на уровне подсознания симпатизируют вовсе не богатому и успешному. Конечно, фильм можно снять и по другому - банкир в поте лица накапливает, накапливает, накапливает, судится с конкурентами, приобретает собственность... Но кто же пойдет на такой фильм? Он станет шибко "элитарным" :-)


>> При этом "протестантская общественность" с удовольствием это все смотрит, симпатизируя вовсе даже не банкиру.
>
>Главное там - "успешность". См. например почти культовый фильм "Working girl".

Это и есть "расщепление сознания". Когда левому полушарию мозга симпатично одно, а правое, чтобы выжить, диктует совсем другое.


>>Это скорее ведет к учению о классовой борьбе и неприемлемости этики одних для других.
>
>Не вижу связи. Неприемлемость чужой этики - это тупиковый путь, ещё больше дистантирующий нас от понимания других культур.

Если насаждение чужой этики означает уничтожение своей - к лешему такую этику, равно как и ее тутошних носителей. Если в стаде овец заведется волк и под философские рассуждения, что, мол, все "цивилизованные" стада так живут, начнет резать этих овец, должны ли овцы пытаться понять и принять волчью этику? Овцы же не учат волчью стаю жить по-справедливости и делить все поровну? Тут бы и конец этой стае пришел бы.


>> Пусть классы уже не те, но это, на мой взгляд, честнее.
>
>Классы тут неправильная категория анализа. Среди разных классов культурное ядро примерно идентично.

Смотря что понимать под "ядром". Опять же вернусь к "чепухе" и "нечепухе". Скажем, "юбка-кильт" и "распределение по труду". Для разных классов разных стран отношение к юбке будет одинаковым - и "владелец заводов, газет, пароходов", и работяга в Шотландии скажут, что это есть здорово, равно как те же классы в Мексике солидарно заявят, что это полная фигня. Совсем другая картина будет, если попытаться выяснить отношение к "нечепухе" - тут уже солидарны окажутся работяги Шотландии и Мексики с одной стороны и "флагманы экономики" с другой.



>> Захват тех же энергоресурсов в частные руки со стороны львиной доли населения - это "неэтично", со стороны же абрамовичей - "дешево, надежно и практично".
>
>Не вижу связи с вилками на столе.

А при чем тут вилки? Тут речь как раз не о вилках-юбках, а о серьезнейшей, принципиальной вещи. Со всем вытекающим отсюда - см. выше.


От Alexandre Putt
К SergS (28.03.2006 08:48:12)
Дата 28.03.2006 18:34:19

Re: Чепуха и...

>Какая нужна профессиональная подготовка, чтобы сесть с цыганкой рядом, не держась при этом за карман? :-) Разве что об стену головой, чтобы избавиться от остатков здравого смысла.

О-о-о! Вы думаете, это так просто? Нужно преодолеть многие стереотипы (например, "все русские пьют водку"), понять чужую культуру (каким образом функционирует их общество), приспособить свои действия под эту культуру.

>Не увиливайте! Есть богатый, успешный банкир и есть бедный, но честный герой, выбивающий пыль из этого почтенного члена западного общества.

Вы посмотрели один фильм, и на этом делаете выводы. Маловато оснований.

> Конечно, фильм можно снять и по другому - банкир в поте лица накапливает, накапливает, накапливает, судится с конкурентами, приобретает собственность... Но кто же пойдет на такой фильм? Он станет шибко "элитарным" :-)

Очень много фильмов про "американскую мечту". Очень много.

>Это и есть "расщепление сознания". Когда левому полушарию мозга симпатично одно, а правое, чтобы выжить, диктует совсем другое.

Это не расщепление, это американские ценности: добиться самостоятельно карьерного успеха.

>Если насаждение чужой этики означает уничтожение своей - к лешему такую этику, равно как и ее тутошних носителей.

Почему уничтожение? Нужно охранять свою идентичность.

>Смотря что понимать под "ядром". Опять же вернусь к "чепухе" и "нечепухе". Скажем, "юбка-кильт" и "распределение по труду". Для разных классов разных стран отношение к юбке будет одинаковым - и "владелец заводов, газет, пароходов", и работяга в Шотландии скажут, что это есть здорово, равно как те же классы в Мексике солидарно заявят, что это полная фигня. Совсем другая картина будет, если попытаться выяснить отношение к "нечепухе" - тут уже солидарны окажутся работяги Шотландии и Мексики с одной стороны и "флагманы экономики" с другой.

Распределение по труду - это не ценность, а идеология. Другая (несопоставимая) категория. Хотя я согласен, что между социальными группами есть субкультурные отличия (но ядро всё-таки общее).

От SergS
К Alexandre Putt (28.03.2006 18:34:19)
Дата 05.04.2006 15:26:01

Ядро и фильмы

>Очень много фильмов про "американскую мечту". Очень много.

Много. Но есть фильмы и есть... фильмы. Наверное, можно снять фильм, чтобы он понравился предпринимателю, колхознику, бандюгану... Или же человеку, реализовавшему или нацеленному реализовать "американскую мечту". В любом случае "ценности", которые будет нести этот фильм кому-то не будут казаться таковыми. Хотя, конечно, можно говорить о "колхозном культурном ядре", "бандитском ядре" или "американском ядре". Но это же все очень относительно... На кой черт, скажем, колхознику американское ядро?
А можно привести пример другого фильма. К примеру, "LOST" (кстати, тоже американский, а вовсе даже не китайский или кубинский). Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?



От Alexandre Putt
К SergS (05.04.2006 15:26:01)
Дата 05.04.2006 21:59:26

Re: Ядро и...

> Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?

Это Ваша интерпретация. Интерпретация всегда субъективна и проходит в культурном контексте. Американец может совсем по-другому воспринимать фильм. Здесь нужны полевые исследования (например, опрос-анкеты по просмотру фильма в разных культурных группах), тогда можно о чём-то говорить. Кроме того, содержание культурного ядра несколько иное, чем Вы подразумеваете, я об этом писал выше.

От SergS
К Alexandre Putt (05.04.2006 21:59:26)
Дата 06.04.2006 13:18:55

Re: Ядро и...

>> Фильм - гимн коллективизму и бескорыстному труду для общего блага, индивиды, пытающиеся "сделать себя" за счет других, выглядят явными уродами. Причем уродами АБСОЛЮТНЫМИ, независимо от месторасположения зрителя этого фильма. Может быть, в этом случае имеет смысл вести речь как раз о неком "универсальном культурном ядре для всего человечества"?
>
>Это Ваша интерпретация. Интерпретация всегда субъективна и проходит в культурном контексте. Американец может совсем по-другому воспринимать фильм. Здесь нужны полевые исследования (например, опрос-анкеты по просмотру фильма в разных культурных группах), тогда можно о чём-то говорить.

Не скажИте... Это не "Волга-Волга", который снимался в воспитательных целях. И, скорее всего, не гос. заказ США в тех же целях, если бы это было так, проталкивались бы совсем другие "ценности". Фильм явно снимался для того, чтобы НРАВИТСЯ среднему зрителю. Причем нравится никак не пропагандой протестантских ценностей и индивидуализма.