Интервью Клиша, главы делегации европарламента, которую не пустили в Минск (НГ)
НГ
14.03.2006
Евгений Клочихин
Белоруссия объединяет Евросоюз и Москву
Брюссель нуждается в стабильных соседях
МИД Белоруссии официально запретил на прошлой неделе въезд в страну делегации Европарламента по наблюдению за выборами. В эксклюзивном интервью «НГ» глава этой делегации, а также председатель делегации Европарламента по отношениям с Белоруссией Богдан Клиш (Польша) прокомментировал ситуацию.
– Европа проявляет особый интерес к предстоящим президентским выборам в Белоруссии. Каковы конкретные интересы Евросоюза в этой стране?
– Европарламент создал специальную комиссию по наблюдению за выборами в Белоруссии. И нашей единственной целью является наблюдение за проведением предвыборной кампании и самих выборов. Мы намерены оценить, в какой степени стандарты организации выборов в Республике Белоруссия соответствуют в этой сфере международным.
– На ваш взгляд, кто победит на этих выборах?
– Наша комиссия не уполномочена оценивать шансы кандидатов на победу. Мы никоим образом не должны вмешиваться в распределение голосов или влиять на окончательный исход выборов. Наша главная задача – определить, насколько ситуация соответствует стандартам международной практики.
– И все-таки какой результат является наиболее желательным для Европы?
– ЕС стремится видеть в Белоруссии стабильного соседа. У этой страны наиболее протяженная граница с ЕС в Восточной Европе. Поэтому в интересах Европейского союза, чтобы Белоруссию возглавил предсказуемый президент, приверженный демократическим ценностям.
– Имеете ли вы в виду, что Лукашенко – это непредсказуемый, недемократичный лидер? И означает ли это, что ЕС стремится к смене режима в Белоруссии?
– Отношения Европейского союза и президента Лукашенко очень сложны. Мы неоднократно заявляли, что при нынешнем режиме Белоруссия не может в полной мере называться демократическим государством. Однако это отнюдь не означает, что ЕС не желает давать Лукашенко шанс измениться после выборов и соблюдать демократические принципы в ходе голосования.
– Как тогда объяснить, что лидеров белорусской оппозиции так активно принимают в европейских странах? Не означает ли это, что Европа открыто поддерживает представителей оппозиции?
– ЕС не оказывает особой поддержки никому из кандидатов. У нас налажены хорошие связи с Милинкевичем. Это объясняется тем, что во время своего визита в Брюссель и выступления перед Европарламентом он заявил о своей приверженности демократическим стандартам. Поэтому с этой точки зрения нам представился шанс поговорить с политиком, который открыто выразил свои демократические взгляды.
– Европейский союз пытается оказывать влияние на ситуацию в Белоруссии. Идут ли средства на формирование оппозиции в стране или на поддержку демократии? С какой целью ЕС создал специальные каналы, ведущие вещание на территорию Белоруссии из европейских государств?
– Действия ЕС никоим образом не имеют целью повлиять на ход предвыборной гонки. Никакие европейские средства не используются для поддержки того или иного кандидата. Наши программы касаются экономического сотрудничества ЕС и Белоруссии, а также проблемы прав человека. Это программа ТАСИС, Европейская инициатива по поддержке прав человека и демократии, а также разработанная в прошлом году программа «децентрализованного сотрудничества», то есть сотрудничества с белорусским народом, минуя официальный Минск. В рамках этих программ был объявлен тендер на вещание на территорию белорусов, в котором победил консорциум немецких, польских и российских медиакомпаний. ЕС решил поддержать эту инициативу, потому что тем самым он хотел доказать, что как Европа, так и Россия заинтересована в демократическом развитии Белоруссии, а также предоставить белорусам возможность получения объективной информации и независимых мнений.
– Ожидаете ли вы, что после выборов в Белоруссии может произойти революция?
– Это зависит только от белорусского народа. Я предполагаю, что, если результаты выборов будут фальсифицированы, белорусское общество будет протестовать против такой несправедливости и будет бороться за реальные результаты выборов. Это, конечно, может стать началом новой цветной революции. Однако я полагаю, что обе стороны – как оппозиция, так и официальные власти – постараются избежать такого развития событий.
– Проведение протестов может потребовать значительных финансовых средств. Возникает вопрос, кто может предоставить эти средства?
– Учитывая опыт Польши в 1970–1980 годах, я считаю, что наиболее важным фактором является не финансовая поддержка протестов, а настроение граждан. Поэтому я не верю, что какое-либо количество денег может ускорить процесс перехода к демократии. Только воля народа может привести к демократизации страны.
– Каким вы видите долгосрочный сценарий развития Белоруссии?
– Необходимо напомнить, что пять резолюций Европарламента нынешнего созыва касаются Белоруссии. В них мы постоянно обращаемся к Комиссии ЕС и Совету ЕС, с одной стороны, и к российским властям – с другой. Мы призываем европейских и российских политиков начать консультации по поводу демократизации Белоруссии. Это означает, что обе стороны должны решить, как содействовать переходу Белоруссии к более демократической форме правления.
– Можете ли вы назвать сходства и различия позиций ЕС и России по отношению к Белоруссии и этим конкретным выборам?
– Я сожалею, что позиция российских политиков расходится с мнением Европы по отношению к президентским выборам. По нашему мнению, во время подготовки к выборам и проведения предвыборной кампании в Белоруссии не были соблюдены демократические принципы. Сожалею, что наши российские коллеги не совсем согласны с этой точкой зрения. Я лично был удивлен, когда услышал мнение такого влиятельного политика, как Глеб Павловский, который заявил, что Белоруссия является моделью развития, которую Россия должна учесть при построении собственной политики. Для нас политическая и социальная модель белорусского государства не является моделью, к которой бы стремилось хотя бы одно европейское государство.
– Как вы оцениваете идею союза России и Белоруссии? Как повлияет на ваше отношение к этому вопросу победа «нежелательного» кандидата на выборах?
– Это полностью зависит от мнения суверенных государств. Поэтому россияне и белорусы могут самостоятельно выбирать любые формы сотрудничества.
– Не приведет ли объединение России и Белоруссии к изменению отношения Европы к России?
– Вы знаете, в рамках переговоров России и ЕС вопрос Белоруссии и объединения двух государств не занимает главенствующего положения. Список обсуждаемых вопросов длинный, поэтому во время консультаций мы не обсуждаем проблему отношений между Москвой и Минском.
– Делегация по отношениям с Белоруссией включает в себя большое число представителей Польши. Означает ли это, что европейские институты призваны удовлетворять польские национальные интересы по отношению к Белоруссии?
– В Европарламенте есть две делегации по отношениям с Белоруссией. Одна из них – постоянная – на четверть состоит из поляков. Во второй, созданной для наблюдения за нынешними выборами, участвуют семь представителей Европарламента, только трое из которых поляки. Дело в том, что Белоруссия имеет протяженную границу с ЕС. Поэтому, когда в Европе, например, обсуждаются проблемы Восточной Европы, наши средиземноморские коллеги становятся на нашу сторону. В то же время поляки, литовцы и латыши поддерживают Испанию и Италию в европейских отношениях со странами Средиземноморья. Кроме того, учитывая протяженность общей границы с Белоруссией, можно заключить, что все, что там происходит, имеет прямые, а не косвенные последствия для ситуации в Европе. Отсюда и появляется особый интерес поляков к положению Белоруссии.
– Режим Лукашенко считается нежелательным для Европы. Это обусловлено только политическими или также экономическими причинами?
– Конечно, наибольшую роль здесь играет политический фактор. Недемократичность режима и несоответствие его международным стандартам, несомненно, отягощает положение Белоруссии. Например, эта страна является единственным европейским государством, в котором не соблюдаются принципы и нормы, установленные Советом Европы. Поэтому у нас нет никаких отношений с так называемым парламентом Белоруссии. Существуют официальные дипломатические отношения между ЕС и Белоруссией, но нет никакой связи между Европарламентом и законодательным собранием Белоруссии. Мы считаем, что в 2004 году парламент был избран недемократичным путем, и поэтому наши отношения все еще остаются невозможными.
– Как вы можете прокомментировать слова министра иностранных дел Белоруссии по поводу того, что он не позволит вашей делегации официально наблюдать за проведением выборов? Как вы будете следить за ситуацией?
– Конечно, отсутствие аккредитации создает большие проблемы. Но тем не менее мы будем тесно сотрудничать с делегацией ОБСЕ. Кроме того, важную роль играет проблема въезда на территорию Белоруссии. По соглашению, заключенному между Братиславой, Варшавой и Минском, лицам, имеющим дипломатические паспорта, разрешено пересекать границу без наличия виз. Если нашу делегацию не пустят на территорию Белоруссии, то это будет означать, что нас признают persona non grata, а существующее соглашение недействительно. Это может привести к дальнейшему ухудшению отношений между Белоруссией и европейскими странами.
– Возвращаясь к вопросу различий во взглядах российского руководства и ЕС на ситуацию в Белоруссии, можете ли вы сказать, что между ЕС и Россией возможна конфронтация по вопросу президентских выборов?
– Мне кажется, что после цветных революций на Украине и в Грузии лично президент Путин и российское правительство должны быть настроены на конструктивный разговор с европейскими коллегами. Я думаю, что развитие Белоруссии предстает в качестве нашей общей цели. Ни ЕС, ни Россия не желают видеть соседа, который может создавать им обоим проблемы, экономические и политические. Возьмем, например, экономический аспект. России приходится продавать газ Белоруссии по заниженным ценам. А это негативно влияет на развитие «Газпрома», одного из основных доноров российского бюджета. Поэтому в интересах России построить рыночные отношения со своими белорусскими партнерами. И этот вопрос может быть вынесен на повестку дня следующего раунда переговоров между ЕС и Россией. Я считаю, что эта проблема скорее способствует развитию диалога между ЕС и Российской Федерацией, чем разъединяет их.