Попытка свергнуть Лукашенко силой неминуемо столкнет Россию с Западом (НГ)
Виктор Ядуха, Анатолий Гордиенко
Шоу будет продолжаться
Попытка свергнуть Лукашенко силой неминуемо столкнет Россию с Западом в открытой борьбе за Белоруссию
Против цветной революции в Белоруссии выступают далеко не одни старики.
Фото ReutersДень президентских выборов, до которых осталось меньше недели, может стать для Белоруссии переломным. Противники Александра Лукашенко заявляют, что готовы идти до конца и сделают все, чтобы не допустить его очередной победы. Среди актуальных сценариев – срыв выборов и их перенос на июль. На днях один из претендентов на президентский пост Александр Козулин предложил коллегам-кандидатам отказаться от участия в выборах, тем самым сделав их безальтернативными – и в силу этого нелигитимными. Единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич это предложение пока не принял – у него в запасе другие сценарии. Их суть Милинкевич не раскрывает, но признает, что ставка делается на массовые акции протеста.
Многоходовой спектакль
19 марта оппоненты Лукашенко наверняка проиграют, но вряд ли признают свое поражение. Очевидно, не признают его и на Западе – других вариантов смешения Лукашенко у Брюсселя и Вашингтона просто нет.
У белорусской оппозиции нет такой поддержки, как была у Виктора Ющенко, но Милинкевич уверяет, что в одной столице, где, собственно, и делаются революции, счет его сторонников идет на тысячи. Выйдя на улицы Минска, оппозиция вполне способна устроить битву с милицией, которая при грамотной раскрутке в мировых СМИ может быть объявлена «всенародным восстанием против диктатора». Кроме того, судя по значению, которое придают белорусским выборам на Западе, на них брошены миллиарды долларов. При всей реальной популярности Лукашенко, грамотное использование этих денег может увеличить число его противников в разы.
В любом случае Белоруссии грозит серьезная дестабилизация, и Москве не удастся остаться в стороне. РФ и Белоруссия готовят референдум по Союзному государству, аппарат которого уже создан, существует проект союзной Конституции. Наконец, между странами заключен договор, предусматривающий оказание военной помощи в случае возникновения внешней угрозы. Чем чревата белорусская смута для Москвы?
Руководитель отдела спецпроектов «Первого канала» Павел Шеремет прогнозирует массовые выступления против Лукашенко уже после выборов. Он убежден, что у оппозиции есть возможности резко изменить ситуацию. «При всей внешней силе и непобедимости Лукашенко, если на улицу выйдет 20–30 тысяч человек (а это не исключено), то колосс на глиняных ногах может рухнуть, – заявил он «НГ». – Конечно, Лукашенко на этих выборах победит, но это будет пиррова победа. Победа будет с таким количеством скандалов, невинных жертв, глупости и неадекватности власти, что Лукашенко будет долго жалеть о ней. Если на площади прольется кровь, я думаю, это будет конец режима Лукашенко. Никакой спецназ его не спасет. Мировое сообщество уже приняло решение, белорусский вопрос встал в европейскую и американскую повестку дня. Думаю, сейчас будет актуален лозунг: «Вчера Милошевич, завтра – Лукашенко»».
Шеремет рисует и вероятный сценарий смены режима. «Выборы – это лишь первый акт многоходового спектакля под названием «свободная Белоруссия». После выборов мы уже сможем наблюдать борьбу Запада и Востока за Белоруссию. Будет развернута более масштабная информационная кампания, усилится давление на Россию, будут полномасштабные экономические и политические санкции. Даже если Россия их не поддержит, Россия уже давно не главный экономический партнер Белоруссии. За последние три года 70% внешнеторгового оборота Белоруссии приходится на Западную Европу. Социалистическая белорусская экономика просто не выдержит такого удара».
Союзные перспективы
По словам эксперта, чем бы ни закончились попытки свергнуть Лукашенко, никакого союза России и Белоруссии не будет: «Это миф и блеф, жертвами которого мы, россияне, уже являемся несколько лет, – заявил Шеремет «НГ». – 10 лет мы говорим о Союзе, у нас есть Бородин со своим аппаратом, но мы видим, что на месте этого Союза – пустота. Лукашенко обещает дешево продать «Белтрансгаз», быстро ввести единый рубль и подписать союзный договор, но в очередной раз обманет, и тогда российским политикам придется пересмотреть свое отношение к нему. Их слабые надежды на то, что Лукашенко, убоявшись Гаагского трибунала, пойдет на слияние с Россией, беспочвенны. Любой союз с нелегитимным диктатором в глазах мирового сообщества тоже является нелегитимным».
Если же российско-белорусский союз состоится, Владимиру Путину, по мнению Павла Шеремета, грозит обструкция на Западе: «Думаю, для президента России его вес на мировой арене намного важнее, чем судьба Лукашенко».
Член Общественной палаты РФ, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов тоже не исключает дестабилизации, но уверен, что Лукашенко удержится. «Причем удержится самостоятельно, без всякой помощи со стороны Москвы, – заявил «НГ» известный политолог. – Он гораздо сильнее Кучмы, а на горизонте не просматривается никого, даже отдаленно похожего на Ющенко. Кроме того, с точки зрения лояльности к власти белорусские правоохранительные органы достаточно надежны.
Интервью Клиша, главы делегации европарламента, которую не пустили в Минск (НГ)
НГ
14.03.2006
Евгений Клочихин
Белоруссия объединяет Евросоюз и Москву
Брюссель нуждается в стабильных соседях
МИД Белоруссии официально запретил на прошлой неделе въезд в страну делегации Европарламента по наблюдению за выборами. В эксклюзивном интервью «НГ» глава этой делегации, а также председатель делегации Европарламента по отношениям с Белоруссией Богдан Клиш (Польша) прокомментировал ситуацию.
– Европа проявляет особый интерес к предстоящим президентским выборам в Белоруссии. Каковы конкретные интересы Евросоюза в этой стране?
– Европарламент создал специальную комиссию по наблюдению за выборами в Белоруссии. И нашей единственной целью является наблюдение за проведением предвыборной кампании и самих выборов. Мы намерены оценить, в какой степени стандарты организации выборов в Республике Белоруссия соответствуют в этой сфере международным.
– На ваш взгляд, кто победит на этих выборах?
– Наша комиссия не уполномочена оценивать шансы кандидатов на победу. Мы никоим образом не должны вмешиваться в распределение голосов или влиять на окончательный исход выборов. Наша главная задача – определить, насколько ситуация соответствует стандартам международной практики.
– И все-таки какой результат является наиболее желательным для Европы?
– ЕС стремится видеть в Белоруссии стабильного соседа. У этой страны наиболее протяженная граница с ЕС в Восточной Европе. Поэтому в интересах Европейского союза, чтобы Белоруссию возглавил предсказуемый президент, приверженный демократическим ценностям.
– Имеете ли вы в виду, что Лукашенко – это непредсказуемый, недемократичный лидер? И означает ли это, что ЕС стремится к смене режима в Белоруссии?
– Отношения Европейского союза и президента Лукашенко очень сложны. Мы неоднократно заявляли, что при нынешнем режиме Белоруссия не может в полной мере называться демократическим государством. Однако это отнюдь не означает, что ЕС не желает давать Лукашенко шанс измениться после выборов и соблюдать демократические принципы в ходе голосования.
– Как тогда объяснить, что лидеров белорусской оппозиции так активно принимают в европейских странах? Не означает ли это, что Европа открыто поддерживает представителей оппозиции?
– ЕС не оказывает особой поддержки никому из кандидатов. У нас налажены хорошие связи с Милинкевичем. Это объясняется тем, что во время своего визита в Брюссель и выступления перед Европарламентом он заявил о своей приверженности демократическим стандартам. Поэтому с этой точки зрения нам представился шанс поговорить с политиком, который открыто выразил свои демократические взгляды.
– Европейский союз пытается оказывать влияние на ситуацию в Белоруссии. Идут ли средства на формирование оппозиции в стране или на поддержку демократии? С какой целью ЕС создал специальные каналы, ведущие вещание на территорию Белоруссии из европейских государств?
– Действия ЕС никоим образом не имеют целью повлиять на ход предвыборной гонки. Никакие европейские средства не используются для поддержки того или иного кандидата. Наши программы касаются экономического сотрудничества ЕС и Белоруссии, а также проблемы прав человека. Это программа ТАСИС, Европейская инициатива по поддержке прав человека и демократии, а также разработанная в прошлом году программа «децентрализованного сотрудничества», то есть сотрудничества с белорусским народом, минуя официальный Минск. В рамках этих программ был объявлен тендер на вещание на территорию белорусов, в котором победил консорциум немецких, польских и российских медиакомпаний. ЕС решил поддержать эту инициативу, потому что тем самым он хотел доказать, что как Европа, так и Россия заинтересована в демократическом развитии Белоруссии, а также предоставить белорусам возможность получения объективной информации и независимых мнений.
– Ожидаете ли вы, что после выборов в Белоруссии может произойти революция?
– Это зависит только от белорусского народа. Я предполагаю, что, если результаты выборов будут фальсифицированы, белорусское общество будет протестовать против такой несправедливости и будет бороться за реальные результаты выборов. Это, конечно, может стать началом новой цветной революции. Однако я полагаю, что обе стороны – как оппозиция, так и официальные власти – постараются избежать такого развития событий.
– Проведение протестов может потребовать значительных финансовых средств. Возникает вопрос, кто может предоставить эти средства?
– Учитывая опыт Польши в 1970–1980 годах, я считаю, что наиболее важным фактором является не финансовая поддержка протестов, а настроение граждан. Поэтому я не верю, что какое-либо количество денег может ускорить процесс перехода к демократии. Только воля народа может привести к демократизации страны.
– Каким вы видите долгосрочный сценарий развития Белоруссии?
– Необходимо напомнить, что пять резолюций Европарламента нынешнего созыва касаются Белоруссии. В них мы постоянно обращаемся к Комиссии ЕС и Совету ЕС, с одной стороны, и к российским властям – с другой. Мы призываем европейских и российских политиков начать консультации по поводу демократизации Белоруссии. Это означает, что обе стороны должны решить, как содействовать переходу Белоруссии к более демократической форме правления.
– Можете ли вы назвать сходства и различия позиций ЕС и России по отношению к Белоруссии и этим конкретным выборам?
– Я сожалею, что позиция российских политиков расходится с мнением Европы по отношению к президентским выборам. По нашему мнению, во время подготовки к выборам и проведения предвыборной кампании в Белоруссии не были соблюдены демократические принципы. Сожалею, что наши российские коллеги не совсем согласны с этой точкой зрения. Я лично был удивлен, когда услышал мнение такого влиятельного политика, как Глеб Павловский, который заявил, что Белоруссия является моделью развития, которую Россия должна учесть при построении собственной политики. Для нас политическая и социальная модель белорусского государства не является моделью, к которой бы стремилось хотя бы одно европейское государство.
– Как вы оцениваете идею союза России и Белоруссии? Как повлияет на ваше отношение к этому вопросу победа «нежелательного» кандидата на выборах?
– Это полностью зависит от мнения суверенных государств. Поэтому россияне и белорусы могут самостоятельно выбирать любые формы сотрудничества.
– Не приведет ли объединение России и Белоруссии к изменению отношения Европы к России?
– Вы знаете, в рамках переговоров России и ЕС вопрос Белоруссии и объединения двух государств не занимает главенствующего положения. Список обсуждаемых вопросов длинный, поэтому во время консультаций мы не обсуждаем проблему отношений между Москвой и Минском.
– Делегация по отношениям с Белоруссией включает в себя большое число представителей Польши. Означает ли это, что европейские институты призваны удовлетворять польские национальные интересы по отношению к Белоруссии?
– В Европарламенте есть две делегации по отношениям с Белоруссией. Одна из них – постоянная – на четверть состоит из поляков. Во второй, созданной для наблюдения за нынешними выборами, участвуют семь представителей Европарламента, только трое из которых поляки. Дело в том, что Белоруссия имеет протяженную границу с ЕС. Поэтому, когда в Европе, например, обсуждаются проблемы Восточной Европы, наши средиземноморские коллеги становятся на нашу сторону. В то же время поляки, литовцы и латыши поддерживают Испанию и Италию в европейских отношениях со странами Средиземноморья. Кроме того, учитывая протяженность общей границы с Белоруссией, можно заключить, что все, что там происходит, имеет прямые, а не косвенные последствия для ситуации в Европе. Отсюда и появляется особый интерес поляков к положению Белоруссии.
– Режим Лукашенко считается нежелательным для Европы. Это обусловлено только политическими или также экономическими причинами?
– Конечно, наибольшую роль здесь играет политический фактор. Недемократичность режима и несоответствие его международным стандартам, несомненно, отягощает положение Белоруссии. Например, эта страна является единственным европейским государством, в котором не соблюдаются принципы и нормы, установленные Советом Европы. Поэтому у нас нет никаких отношений с так называемым парламентом Белоруссии. Существуют официальные дипломатические отношения между ЕС и Белоруссией, но нет никакой связи между Европарламентом и законодательным собранием Белоруссии. Мы считаем, что в 2004 году парламент был избран недемократичным путем, и поэтому наши отношения все еще остаются невозможными.
– Как вы можете прокомментировать слова министра иностранных дел Белоруссии по поводу того, что он не позволит вашей делегации официально наблюдать за проведением выборов? Как вы будете следить за ситуацией?
– Конечно, отсутствие аккредитации создает большие проблемы. Но тем не менее мы будем тесно сотрудничать с делегацией ОБСЕ. Кроме того, важную роль играет проблема въезда на территорию Белоруссии. По соглашению, заключенному между Братиславой, Варшавой и Минском, лицам, имеющим дипломатические паспорта, разрешено пересекать границу без наличия виз. Если нашу делегацию не пустят на территорию Белоруссии, то это будет означать, что нас признают persona non grata, а существующее соглашение недействительно. Это может привести к дальнейшему ухудшению отношений между Белоруссией и европейскими странами.
– Возвращаясь к вопросу различий во взглядах российского руководства и ЕС на ситуацию в Белоруссии, можете ли вы сказать, что между ЕС и Россией возможна конфронтация по вопросу президентских выборов?
– Мне кажется, что после цветных революций на Украине и в Грузии лично президент Путин и российское правительство должны быть настроены на конструктивный разговор с европейскими коллегами. Я думаю, что развитие Белоруссии предстает в качестве нашей общей цели. Ни ЕС, ни Россия не желают видеть соседа, который может создавать им обоим проблемы, экономические и политические. Возьмем, например, экономический аспект. России приходится продавать газ Белоруссии по заниженным ценам. А это негативно влияет на развитие «Газпрома», одного из основных доноров российского бюджета. Поэтому в интересах России построить рыночные отношения со своими белорусскими партнерами. И этот вопрос может быть вынесен на повестку дня следующего раунда переговоров между ЕС и Россией. Я считаю, что эта проблема скорее способствует развитию диалога между ЕС и Российской Федерацией, чем разъединяет их.