От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
23.02.2006 09:40:05
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Андрей Черкасов. "Человек может попасть в очередное рабство. В рабство ложной истории" (*+)
http://www.zvezda.ru/antrop/2005/11/14/history.htm
Полярная звезда
История как объект
(Андрей Черкасов)
14.11.2005
В 2005 году россияне наряду с Новым годом, Пасхой, Днем Победы и Днем
Независимости начали отмечать 4 ноября новый праздник - годовщину одного
из эпизодов Смутного времени, а именно изгнания польского гарнизона из
московского Кремля. Юбилей более чем своеобразный, тем более что
случилось это совсем не 4 ноября, а немного позже. Между тем, эта
условная дата изгнания польских интервентов - событие, конечно, не
рядовое, но и не из ряда вон выходящее, в истории России были события и
посерьезнее - Куликовская битва, свержение татаро-монгольского ига,
взятие Казани, победа в Северной войне, битва при Бородино, отмена
крепостного права, полет первого человека в космос. Список можно
продолжить, но ни одно из них не получило статуса государственного
праздника, а тем более выходного дня. Чем же это 4 ноября оказалось
особенным? Чем так провинились поляки, что победу над их отрядом стали
отмечать всем государством?
На самом деле наши западные братья-славяне здесь совершенно не при чем и
это всем россиянам хорошо известно и никто не имеет никаких иллюзий по
поводу этого юбилея.
Просто 4 ноября близко к 7 ноября - годовщины Октябрьской революции,
великой сакральной даты советской эпохи, праздника, который оказался
неугодным. Просто отменить <день 7 ноября - красный день календаря>
почему-то побоялись, и решили выдавить из календаря тактикой мелких
шажков. Сначала обозвали Днем примирения, а затем заменили другим
юбилеем, подсунув дату 4 ноября, в принципе, - тоже неплохой и значимый
для православных россиян праздник, так как является днем празднования
Казанской иконы Божией Матери.
Это возня вокруг юбилеев очень показательна как пример выстраивания
взаимоотношений человека с историей.
***
Долгое время человечество не знало истории и большую часть своего
существования было безисторическим. Отсутствие истории не значит, что
ничего не происходило. Просто события не фиксировались, не откладывались
во всеобщей памяти. Не смотря на то, что такой инструмент сохранения
информации как письменность появился уже в III тысячелетии до нашей эры,
она долгое время использовался для фиксации не истории, но Мифа. Знаками
фиксировали гимны-молитвы, мифы, описания ритуалов, для расчета
количества зерна в дворцовых или храмовых хранилищах. О происходящих же
исторических событиях мы узнаем из косвенных источников - из победных
реляций царей, из списков подношений покоренных народов, из нравоучений.
Первые источники, представляющие собой списком событий с хронологией,
чем является собственно история, скупы и малоинформативны - это списки
правящих династий. Все, что в них есть - это имена царей, в лучшем
случае добавлены даты их правления.
Такая скупость исторических, в полном понимании этого слова,
произведений не удивительна. Истории не было, был Миф, повторяющийся и
неизменный. Все события были отражением этого Мифа, растворялись в нем и
сами по себе не представляли интереса.
Все изменилось с началом античности, которая является прародительницей
современной европейской цивилизации. Именно с этого времени человечество
можно называть историческим. История стала интересна и важна, как
хронология событий, каждое из которых уникально, неповторимо, имеет
определенные причины, и которое можно объяснить. Именно такой подход
отражен в трудах Геродота, которого называют <отцом истории>. Геродота
часто обвиняют в фальсификациях, недобросовестном обращении с фактами,
нередко в заведомом обмане, но безусловно одно - он был одним из первых,
кто начал писать об истории, как о связанной цепочке событий и
происшествий, объединенных определенной логикой. Именно с этого времени
историей начинают интересоваться, исторические события тщательно
фиксируют, изучают и анализируют.
Как только началась история, сразу же возникла проблема взаимоотношений
человека с историческим опытом. Казалось бы, существование исторического
знания, исторического опыта должно помогать избегать ошибок в будущем.
Между тем, известно, что основной урок истории заключается в том, что
она ничему не учит и человечество постоянно натыкается на одни и те же
грабли. Остается только посетовать на человеческую отсталость и
косность, из-за которых достижения человеческого опыта оказываются
невостребованными. На самом деле, объяснение этому лежит на поверхности.
Историческое сознание и исторический опыт не принадлежат к тем факторам
и силам, которые определяют историческое развитие. Иначе говоря,
ИСТОРИЧЕСКИЙ человек не может влиять на процесс истории, он отчужден от
него. Исторические события находятся вне сферы его компетенции, но
влияют на него. Он же может только знать о них.
Поэтому изучение истории ничего не дает для собственно исторического
процесса, оно не помогает и не мешает, просто история - это безусловная
принадлежность современного человека, которая существует, хочет ли он
этого или нет. Человек вынужден знать о собственной истории, насколько
же хорошо будет это знание, это уже лично дело каждого.
Парадокс заключается в том, что историческое знание, не являясь
субъектом, действующим лицом исторического процесса, оказывается
объектом воздействия, инструментом. Историческое знание, не смотря на
то, что не дает ничего ИСТОРИЧЕСКОМУ человеку в управлении историческим
процессом, тем не менее, на протяжении всего его существования
используется им в тех или иных целях.
Что делали с историей первооткрыватели исторического метода - греки и их
благодарные ученики римляне? В античную эпоху историческое знание
использовалось сугубо в назидательных целях. Для них история являлась
скоплением фактов, которые использовались в подтверждение того, как надо
и не надо поступать. Поэтому античная история по большей части
сфокусирована на исторических деятелях, являвшимися примерами для
подражания. Даже знаменитое историческое предание о погибшей Атлантиде
было пущено в оборот Платоном лишь для демонстрации своих представлений
об идеальном государстве.
Труды Геродота о греко-персидских войнах, Фукидида о Пелопонесской
войне, <Киропедия> Ксенофонта - все повествовали о героических событиях
и людях. По сути своей они являются своеобразными хрестоматиями с
рассказами о тех, с кого надо брать пример. Именно эту цель преследуют
<Жизнеописания> Плутарха, в которых автор дает истории двух героев из
греческой и римской истории, судьбы которых, по его мнению, схожи.
С точки зрения античного историка история должна вдохновлять. Давать
примеры высокой гражданской доблести, учить, как надо защищать свою
отчизну от агрессора, или же как в <Киропедия>, повествующей о жизни
персидского царя Кира, показывать, каким образом воспитываются великие
герои. История должна способствовать реализации потенциала человека,
гражданина, патриота.
Совсем другое отношение к истории демонстрирует христианское
мировоззрение, хотя его здание и построено на фундаменте античности.
Христианское мировоззрение - креационистское, для него мир имеет начало,
и, следовательно, для него неизбежен конец. Наличие двух точек начала и
конца порождает необходимость отрезка их соединяющего, а точнее
направленного вектора, то есть истории. Эта векторность, которой
характеризуется бытие, присуща креационистскому мировоззрению, хорошо
легла на историческую традицию античности.
Впрочем, исторический метод христианства, несмотря на то, что он активно
использовал достижения античности, имел свои собственные достаточно
серьезные корни - а именно, в иудаизме. Иудаизм, как прародитель
креационистской концепции, весьма ИСТОРИЧЕН. Основа иудаизма - это
история взаимоотношений еврейского народа со своим Богом. На самом деле,
это Миф, но Миф, который оказался незавершенным, был раскрыт, разложен
из круга в линию и который требует финала, завершения. Эту обращенность
к цели, и, следовательно, к конечному смыслу, христианство получило в
наследство от иудаизма.
Как смысл жизни отдельной личности христианина заключается в искуплении
и в дальнейшем воскрешении, так и история всего человечества оказывается
некоторым провиденциальным проектом. История оказывается ценна не сама
по себе, но обосновывается и оправдывается неким лежащим над ней
замыслом, который, впрочем, надо суметь разгадать. Одну из таких
разгадок преложил Блаженный Августин, который использовал античный
исторический метод для обоснования догматических положений христианства.
Его концепция двух градов, один из которых - земной, является
подготовкой ко второму - небесному, при этом первый требует и находит
свое оправдание в последнем, наложила свой отпечаток на всю последующую
историческую эпоху. Теперь только так и никак иначе будут относиться к
истории все последующие поколения. История стала планом, картой, в
которой реализуется некий грандиозный замысел, который позволяет <снять>
ее относительный, временной характер в бесконечности Абсолюта. История
оказывается элементом единой космической картины.
В Новое время христианская идеология начала сдавать позиции под натиском
рационализма и Просвещения. Тем не менее, многие ее постулаты в
значительно измененном виде продолжали оказывать свое влияние.
Заложенная христианством в исторический метод мина замедленного действия
требовала продолжать искать смысл и цель в историческом процессе.
Концепцию, примиряющую и объясняющую все, предложил Гегель, который
представил бытие как исторический процесс реализации мирового Логоса.
Частным случаем этой концепции является исторический материализм Маркса,
который утверждает, что конечная цель человеческой истории - построение
справедливого гармоничного общества людей.
В научном мышлении желание найти конечный смысл истории приняло форму
эволюционизма, который предполагает накопление положительных качеств и
благополучный финал, будь то развитие человеческого общества, или же
существование биологического вида. Такая точка зрения оказалась
доминирующей в современной цивилизации, но существовала она до поры до
времени.
Последнее гуманистическое учение, которое верило в позитивный потенциал
человека и следовательно в благую цель исторического развития, -
марскизм-ленинизм, было дискредитировано крушением социалистического
строя. Собственно распад Советского Союза ознаменовал новую эпоху.
Заложенная христианским мировоззрением бомба взорвалась. Цели и смысл
исторического процесса оказались ложными, верить в счастливое будущее
стало глупо и, по мнению многих, даже преступно. Крушение веры в проект
исторического процесса привело к отказу от идеологии, которая
представляет собой свод ценностей, идеалов, определяющих поступки
человека и превосходящих его по своей значимости. Идеологию заменила
совокупность идей и понятий, объединяемых вокруг человеческого
индивидуума. Они предельно конкретны, апеллируют к непосредственным
чувствам и ощущениям, и объединены друг с другом довольно условно, что
позволяет ими легко управлять.
Человечество вступило в эпоху постмодерна, в которой истинных ценностей
не существует, все идеалы относительны и взаимозаменяемы и,
следовательно, подвержены манипуляциям. Историческое знание также стало
таким объектом манипуляций.
***
Деформация исторического знания всегда имела место. В силу субъективизма
хронистов и историков, в силу естественного несовершенства человеческого
разума, склонного к забвению и искажению, в конце концов, историю могли
менять в угоду исторической концепции или доктрины.
Но еще никогда фальсификация истории не использовалась так активно. С
чего начался распад Советского Союза? С переписывания истории. Мощный
выброс информации о якобы истинной истории СССР настроил общественное
мнение в нужную для управляющих процессом распада страны сил сторону.
История Советского Союза превратилась в энциклопедию мифов и
заблуждений, перечень которых начинается событиями 1917 года,
продолжается сталинскими репрессиями и кончается афганской войной. Не
обошла эта напасть и Великую Отечественную Войну, о которой, казалось
бы, знают все и все в силу ее значения для населения постсоветского
пространства, тем не менее она остается неизвестной войной. Большинство
продолжают верить в невероятные потери Красной Армии, в пехотинцев,
разминировавших минные поля своими телами, в штрафбаты и заградотряды.
Конечно, обыватель не может и не должен хорошо знать историю, и
требовать этого от него излишне, но его <невежество> позволяют
навязывать ему, используя сфальсифицированную историю, необходимую точку
зрения и манипулировать им.
Другой пример - книги Резуна-Суворова о второй мировой войне. Основная
идея его книг заключается в том, что настоящим агрессором в войне был
СССР, Германия же развязала войну 22 июня только для того, чтобы
опередить нападение и спасти себя. Эта концепция, озвученная еще
германской пропагандой и довольно распространенная на Западе, где Россию
всегда воспринимали в силу нелюбопытства и отсутствия информации
довольно негативно, была внове для российского обывателя и стала весьма
популярной. Между тем, эти книги не только предательство по отношению к
солдатам, павшим в боях той войны, они могут вызвать и далеко идущие
последствия. Ведь ревизия причин II мировой войны, не ограничится только
спорами в кабинетах историков, но может завершиться судебными исками о
возмещения ущерба и территориальными претензиями.
Публикация такого сомнительного документа как секретного протокола к
пакту Молотова-Риббентропа имело своим последствием выход прибалтийских
республик из состава СССР и в последствии распад страны. Пока шумиха
вокруг него поутихла, но надолго ли? А началось все с того, что историки
промолчали и не обратили внимание на некоторые моменты в пресловутом
протоколе, которые вызывают сомнения в подлинности этого документа.
Чтобы понять каких денег может стоить историческое знание, достаточно
вспомнить, что Германия до сих пор выплачивает значительные суммы
жертвам Холокоста. При этом в Европе и странах Америки сомнение в
существовании этого события, в принципе, стандартный для исторической
дисциплины метод критики источников, может стать и становится основанием
для уголовного преследования.
Имя Усамы бин Ладена у всех на слуху, им уже пугают детей в колыбелях,
на войну с ним мобилизуют армии и значительные средства. Борьба с
терроризмом, развернувшаяся благодаря наличию этого человека, стала
важным фактором мировой политики. Между тем, никто, кроме специалистов,
не вспоминает, что этот человек была выращен ЦРУ для борьбы против
Советского Союза в афганской войне. Но, те кому следует, немного
подретушировали историю, и человек, когда-то считавшийся борцом против
империи Зла, стал его олицетворением.
Историческое знание активно используется в современной политике,
фальсифицируя и меняя его, навязывают необходимые точки зрения,
формируют общественное мнение, управляют сознанием людей. Борьба
российских властей с годовщиной 7 ноября - лишь незначительный и нелепый
эпизод в широкой панораме череды политических и социальных PR-битв эпохи
постмодерна.
Историческое знание стало важным инструментом в умелых руках тех сил,
которые контролируют и определяют исторический процесс. Это
свидетельствует о том, что значение истории возросло. Может быть, у
этого процесса есть и обратная сторона, которая демонстрирует, что
историческое знание стремится стать субъектом истории? Что оно хочет
перестать быть игрушкой слепых сил мировых событий, и стремится заявить
о себе, как о действующем факторе? Настало время человеку вооружиться
историческим знанием и выучить уроки, которые ему дает история, иначе он
попадет в очередное рабство. В рабство ложной истории.