>>Я тут разобраться не могу.
>
>А мне кажется, что все достаточно просто, если сразу понять, что ценность - это субъективная оценка полезности блага, которая (в общем случае) никак не связана с ценой.
Тут я перечитал статью Ю.Семенова "Первобытная коммуна и соседская крестьянская община". К нашей теме там имеет отношение выявление экономической основы существования крестьянской общины. (Кстати, вопрос, на котором обломали зубы все адепты-этнологи, вооруженные совр. эк. теорией). Короче, эк. базис общины - услугообменные операции (это и соседская помощь, и участие в "помочи" русских крестьян и т.д.) Что интересно, все ведущие специалисты отмечают, что обмен услугами в длящейся перспективе должен был быть эквивалентным. Стороны (крестьянские дворы) даже тайно вели записи, в которых отмечали, кто, сколько и какой помощи оказал соседям.
Таким образом, указанный эквивалентный обмен услугами в соседской крестьянской общине противопоставляется неэквивалентному обмену в обществах, стоящих на более ранних этапах развития (первобытной коммуне). Там не велось ни учета, ни контроля за эквивалентностью обмена.
В случае систематического нарушения эквивалентности, одна из сторон (крестьянский двор) превращалась из стороны, дающей и воспринимающей помощь - в сторону всегда ее дающую, а другая сторона - во всегда получающую, что приводило к закабалению последней.
Таким образом, я предложу доводы в пользу того, что на рынке обмен также эквивалентен:
1.Эквивалентен обмен в длящейся перспективе, конкретные случаи обмена могут быть и неэквивалентны
2.Подсчет результатов обмена (сравнение цен, выведение "баланса") - свидетельство желания сторон сделать обмен эквивалентным. Для неэквивалентного обмена никакого подсчета цен не нужно.
3.Исторический подход показывает, что предшественники товарообмена - дарообмен, услугообмен характеризовались эквивалентностью. Это вывод этнологии. Логично предположить, что и преемник обмена - товарообмен предусматривал эквивалентность. По крайней мере, вы не можете исторически вывести эту неэквивалентность, оперируя лишь умозрительными конструкциями.
>Вот, например, если бы мы некоторую вещь не купили, а просто нашли или получили в подарок, разве от этого ее ценность изменилась бы?
Конечно. Что легко достается, легко итеряется. Вспомните шальные деньги и как легко с ними расстаются победители лотерей. Странно, что для вас это новость.
Относительно согласования ТТС и ТПП. ТПП обладает следующими недостатками:
1.Не демонстрирует исторического подхода, не в состоянии показать, как неэквивалентный обмен появляется из эквивалентных предшественников (дарообмена, услугообмена)
2.Не объясняет механизма эксплуатации (тогда как наличия эксплуатации в рамках рабовладельческого и феодального способа производства ТПП не отрицает, но сказать что-нибудь о его сути она не может)
3.Не может быть применена для обществ, отличных от капиталистического, в рамках отсуствия денег (дискуссия в эк.антропологии в 60х это наглядно показала).
Главный принцип эк. теории не дает ничего для практического исследования вне рамок денежной системы.
Таким образом, я констатирую, что ТПП имеет закрытые области для исследования, в частности, не имеет опр. мнения по поводу механизма эксплуатации - просто не смотрит в эту сторону.
ТТС, напротив, более глубоко прорабатывает исторический подход, вскрывает механизм эксплуатации, применима и для иных, чем капиталистические общества.
Но, ввиду недостаточной разработанности, в ряде практических результатов для конкретно монополистического капитализма не дает столь подробных результатов, как ТПП.
А рациональное поведение как раз и описывается экономической теорией (в частности, теорией предельной полезности - ТПП).
>Тут я перечитал статью Ю.Семенова ... вопрос, на котором обломали зубы все адепты-этнологи, вооруженные совр. эк. теорией...обмен услугами в длящейся перспективе должен был быть эквивалентным.
И как Вы это объясняете? Может быть тем, что крестьяне стремятся к эквивалентному обмену, т.к. считают его справедливым?
Не могу принять такого объяснения. Для меня совершенно очевидно, что каждый из крестьян хотел бы получать помощи больше, а давать - меньше. Это - просто природа человека.
Поэтому обмен услугами можно рассматривать как рынок, где покупается некоторое благо (помощь в данном случае), а расплачиваются за него затратами труда. Каждый покупатель старается купить дешевле, продавец - продать дороже. Если на рынке установилось равновесие, то за некоторую единицу блага дают определеннную цену (сколько-то единиц труда за единицу помощи). Если принять, что все крестьяне одинаковые (одинаково ценят свой труд и выгоды от помощи), то в силу симметрии (сегодня он - покупатель, а завтра - продавец), каждый дает столько же, сколько получает. Вот и разгадка Вашей нехитрой загадки.
>Таким образом, я предложу доводы в пользу того, что на рынке обмен также эквивалентен:
>1.Эквивалентен обмен в длящейся перспективе, конкретные случаи обмена могут быть и неэквивалентны
Теория должна объяснять действительность, а не просто констатировать факты.
>2.Подсчет результатов обмена (сравнение цен, выведение "баланса") - свидетельство желания сторон сделать обмен эквивалентным. Для неэквивалентного обмена никакого подсчета цен не нужно.
По-моему, "желания сторон сделать обмен эквивалентным" нет и быть не может.
>3.Исторический подход показывает, что предшественники товарообмена - дарообмен, услугообмен характеризовались эквивалентностью. Это вывод этнологии. Логично предположить, что и преемник обмена - товарообмен предусматривал эквивалентность. По крайней мере, вы не можете исторически вывести эту неэквивалентность, оперируя лишь умозрительными конструкциями.
Как я пояснил выше, эквивалентность обмена услугами - частный случай рыночного равновесия.
>>Вот, например, если бы мы некоторую вещь не купили, а просто нашли или получили в подарок, разве от этого ее ценность изменилась бы?
>Конечно. Что легко достается, легко итеряется. Вспомните шальные деньги и как легко с ними расстаются победители лотерей. Странно, что для вас это новость.
Лотерея - это такая же экзотика, как и продажа цыганами лошади. Давайте не будем отвлекаться.
>Относительно согласования ТТС и ТПП. ТПП обладает следующими недостатками:
>1.Не демонстрирует исторического подхода, не в состоянии показать, как неэквивалентный обмен появляется из эквивалентных предшественников (дарообмена, услугообмена)
ТПП - это формальная теория, которая выводится логически из небольшого количества постулатов. Сами эти постулаты достаточно очевидны. Область применения теории - очень широкая. Она применима везде, где есть интересы человека и свобода выбирать лучший вариант из нескольких допустимых.
>2.Не объясняет механизма эксплуатации (тогда как наличия эксплуатации в рамках рабовладельческого и феодального способа производства ТПП не отрицает, но сказать что-нибудь о его сути она не может)
Я уже писал, что не знаю, что такое эксплуатация. Это не отписка, а ответ по существу. В любом обществе практически все социальные группы (в том числе и "эксплуататоры") выполняют некоторую полезную функцию. Поэтому разделить производимый продукт по методу Маркса не удается. Такое деление у него - результат механистического подхода, как верно заметил СГКМ.
>3.Не может быть применена для обществ, отличных от капиталистического, в рамках отсуствия денег (дискуссия в эк.антропологии в 60х это наглядно показала).
По-моему, даже поведение первобытного человека описывается в терминах затраты-эффекты. Ведь изготовление каменного топора - это инвестиции.
>Главный принцип эк. теории не дает ничего для практического исследования вне рамок денежной системы.
Он работает везде, где есть свобода выбора.
>Таким образом, я констатирую, что ТПП имеет закрытые области для исследования, в частности, не имеет опр. мнения по поводу механизма эксплуатации - просто не смотрит в эту сторону.
Эта "проблема" не имеет не только научного решения, но даже и постановки. Поэтому тут и говорить не о чем.
>ТТС, напротив, более глубоко прорабатывает исторический подход, вскрывает механизм эксплуатации, применима и для иных, чем капиталистические общества.
>Но, ввиду недостаточной разработанности, в ряде практических результатов для конкретно монополистического капитализма не дает столь подробных результатов, как ТПП.
Я никак не могу понять, почему Вы считаете ТТС теорией. Я теории не вижу. Набор постулатов, а точнее - догм, не более того.