От self
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 06.10.2005 02:50:59
Рубрики Прочее;

Бабченко А.А. "Девятая рота". Рецензия к фильму

Бабченко Аркадий Аркадьевич
"Девятая рота". Рецензия к фильму.
21/09/2005

После Чечни смотреть фильмы про войну я не мог очень долго. И дело было не в раздражающих меня неточностях. В конце концов любые ляпы можно простить, если за ними чувствуется сопереживание, вера в то, что ты делаешь. Нельзя же требовать от человека не бывшего там, детальной точности. И для меня главный вопрос - не "как", а "зачем". Зачем снималась эта картина? Чего хотел автор, когда брался за неё? Рассказать, как это было? Сколько души и нервной энергии он вложил в работу? Не спал ночами? Просил прощения? Уйдет ли хоть маленькая часть гонорара на оплату протезов тем, кто еще жив? Тем, про кого делалось это кино?
Но чтобы ответить на вопрос "зачем", нужно ответить на вопрос "как".
Сначала - как прошел первый показ.
Народу собралось много. Перед показом была церемония награждения какой-то национальной премией в мире кинобизнеса. Награждали почему-то "Мистер и миссис Смит" за то, что он взял в прокате 20 млн. долларов. Представители дистрибьютеров говорили о необходимости развития кино и обещали срубить в следующем году тридцать миллионов баксов. Зрители аплодировали. Мне, как человеку от кинобизнеса далекому, мысль награждать за торговлю чужими фильмами показалась оригинальной.
Потом награждали Михалкова, как самого супер-пупер в российском кинобизнесе. Много кланялись. Михалков сказал, что эта награда была предсказуема.
Показали четырех девочек - победительниц конкурса "Мисс кино", кажется. Или "Мисс синема".
Потом вышел Бондарчук. Говорил о кинобизнесе, о съемках, много шутил. Я ждал, что он скажет и про Афганистан, про то, чем была эта война для нашей страны, про то, в каком положении находятся сейчас ветераны-"афганцы" с которыми он встречался по ходу съемок. Но Федор Сергеевич пошутил и ушел. Про войну - ни слова. Не та публика. С дистрибьютерами нужно говорить про бизнес. Продукт "Девятая рота" преподносился именно как продукт.
Сам фильм начался с показа двух рекламных роликов "Ночного дозора". Смешных.
Вообще, в зале в тот день смеялись много. Фильм часто прерывался хохотом. То придурковатый старшина выдал бойцу пулемет с кривым стволом, то групповое соитие обдолбанного взвода с нимфоманкой Белоснежкой повеселило, то фамилия у контуженного безногого старшего прапорщика - Дыгало (вот в пресс-службе ВМФ похохочут).
Я тоже повеселился. Может, время, которого прошло уже достаточно, и вправду лечит. А может потому, что к жизни "Девятая рота" не имеет никакого отношения. Очередной попсовый клип про войну на тему "Афганистан".
Почти все персонажи - картонные шаблоны. Киношная кровь, киношная жизнь и киношная смерть. Гибель героев не вызывает никаких чувств, кроме восхищения графикой и "долби-сорраундом". Недоумки офицеры, больше похожие на вертухаев, белозубый Бондарчук с клубным московским говорком в роли бывалого прапора Хохлова, выбритые и чистые, как после парикмахерской, солдаты на забытой богом точке в горах, бессмертные "дунканы маклауды" в роли душманов, идущих в полный рост на зенитную установку ... Смешки через несколько минут после гибели людей - на экране солдаты лепят из пластида пипиську.
Самый убедительный персонаж - прапорщик Дыгало. ("агент национальной безопасности" Михаил Пореченков). Мне он напомнил командира разведроты моего полка лейтенанта Еланского. После контузии тот тоже перестал разговаривать, только бил. Выползет, шатаясь, из каптерки - и сразу в рожу. Самое удивительное, что солдаты понимали его и без слов - получил в лоб, и сразу ясно, что командир от тебя хочет.
И еще двое "живых" героев - комбат (Алексей Кравченко) и безбашенный сверхсрочник Гога.
Но все же и они не дотянуты. Да, истерики. Да, ненависть и безумие. Но только было все это намного глубже. Нам, например, дембеля выжигали раскаленными кокардами звезды на руках, чтоб служба медом не казалась. Заряжали автомат холостым, вставляли в ствол шомпол и говорили: "вытяни руку. Не дергайся, стой спокойно". Я дернулся и остался с рукой. Шомпол вошел в стену наполовину. Мной выбили окно и заставили его вытаскивать. Молодые бежали толпами - уходили в степь ночами, прямо с коек, в одних кальсонах и тапочках.
Впрочем, это было в Чечне. Может, в Афгане по другому? Да нет. Почитайте Глеба Боброва "Чужие Фермопилы" (www.artofwar.ru) - как раз про учебку и дедовщину. Все то же самое.
Нет, не пил Пореченков водку с безногими ветеранами в переходах и не лез к ним в душу, стараясь понять - что чувствует контуженный искалеченный командир, только что вернувшийся из-за речки, где он выжил один из всего взвода, а теперь вынужден отправлять туда мальчишек в камуфляже.
И глядя на силиконовый шлепок на его лице, изображающий ожог, становится ясно, что гример не ездил в госпиталь к раненным. Не затратил и джоуля своей нервной энергии, чтобы узнать - какие они, лица сгоревших в бензиновых лужах людей. И слыша с экрана фразу "перережут глотку как свинье от уха до уха", я понимаю, что сценарист фактуру из интернета скачивал не очень внимательно. В таком контексте ляпы воспринимаются уже не как недоработка, а как безразличие к судьбам тех людей, о которых сделано кино.
Из всего двухчасового фильма час - набор красивых планов без смысловой нагрузки. Рекламная техника съемки с перебором "крупняков" (это из "блендамеда" - рекламируемый товар должен быть на весь экран) и клиповый монтаж. Полное отсутствие ощущения места действия. Ни разу не поет муэдзин, ни слова на дари, ни ноты арабской музыки. Смотришь на экран, и чувствуешь не запах расплавленного в жару Регистана, а аромат голливудщины и московских ночных клубов. В кадре - трупы и сбитый "стингерами" транспортник, а на ум приходят слова "стильно", "винтажно" и "гламурно".
Нет, я понимаю, что это - реалии нашего времени. И что грязная сцена группового соития с Белоснежкой вставлена по законам мейнстрима, потому что мат и непотребщина на экране считаются сейчас залогом коммерческого успеха. Когда смотришь на женщину за день до отправки ТУДА, думаешь не о том, как бы присунуть (в контексте фильма - именно это слово). Глядя на эту женщину - может быть последнюю, встреченную тобой в жизни, которая так никогда и не станет первой - думаешь совсем о другом. О той единственной и настоящей любви, которой уже никогда не будет. О твоих детях, которые никогда не родятся. О счастье и долгой жизни. И даже если ты знаешь, что такая сказочная жизнь тебе не светит, а светит некрасивая истеричка жена, больная дочь и вечное безденежье и пьянство - кто-сказал, что мы не мечтали в последний день хотя бы об этой жизни? В такие минуты хочется только одного - подойти и расплакаться, чтобы она, хотя бы она, последняя из женщин, пожалела тебя, понимая как это плохо - умирать в восемнадцать лет.
Я понимаю, что сейчас это не модно. Просто жаль, что смерти пацанов, всего двадцать лет назад погибавших в Хосте на непонятной и не нужной войне, сейчас превратились в проект. В товар для дистрибьютеров. Чечню уже осериалили. Великую отечественную тоже. Пришла очередь Афгана.
И все ж таки грань цинизма Бондарчук не переступил. Все вышеописанное можно простить за концовку. Да, она тоже киношная и нелепая, но главную мысль автору удалось донести. В концовке уже всплывают слова "долг", "мужество", "несправедливость", "предательство", "тоска". Пусть шаблонно, пусть с коньюктурой - но все ж таки зацепило. А значит фильму - скорее "да", чем "нет".
После показа был банкет. Околокиношные мальчики и девочки пили-ели, жужжали про драматургию и гениев. В фойе встретил своего знакомого - Тему. Был в Афгане, в том самом полку, о котором идет речь. Спросил его мнение.
- Я понимаю, что этот фильм не про Афганистан. Это блокбастер про войну, на тему "Афганистан". Я был в Ферганской учебке, нас там три месяца кормили капустой с водой, еле ноги таскаешь, какие тут Белоснежки? Я понимаю, что людям по большому счету совершенно наплевать, что провинции Хост не существует, есть округ Хост, что если показан бой в январе 89-го, и главного героя увозят в госпиталь, то он никак не мог оказаться в феврале в колонне на вывод уже с усами и с "Красной Звездой". Зрителю такие вещи, в общем-то, по барабану, но зачем тогда писать, что фильм основан на реальных событиях? Меня, как "афганца", это задело. Хотя, опять же я понимаю, что пускай люди лучше смотрят такие фильмы, чем остальную бредятину.
Спустился автор. Сорвал аплодисменты. Кричали "браво", автор кланялся и улыбался. Потом ушел. Винтажные мальчики и девочки снова принялись за еду-питье, говорили по мобильникам. Рекламировали себя и своих модельеров. Про Афган они так ничего и не поняли.


От Сепулька
К self (06.10.2005 02:50:59)
Дата 06.10.2005 21:32:33

Статья Гоблина о "Девятой роте"

С некоторыми корректировками (особо живых выражений) лежит на "Кризисе":
http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=901

От Красный Перец
К Сепулька (06.10.2005 21:32:33)
Дата 06.10.2005 21:52:38

в_исходном_виде_это_здесь_

http://oper.ru/torture/read.php?t=1045689085

цитата

Вопрос

Интересуюсь: для чего гражданин Бондарчук, снимавший фильм на
государственные деньги, умышленно исказил реальные события таким образом?

Каково на это смотреть командиру полка, который сам начинал служить в
девятой роте, а в тот день обеспечивал её поддержку?

Каково на это смотреть ветеранам той войны?

Кстати, очень интересно узнать их мнение о фильме.

-------------------------------------------------------------
а вот нашисты затащилсь от такого кино -
http://www.nashi.su/news/99039147
впрочем, люди они подневольные, прикажут - так затащатся от стихов
МихАлкова-старшего. Интересно, почему не названы имена " бывших солдат
9-й роты, которые послужили прообразом героев "... Хотя, догадаься, как
обычно, не сложно :)

В кинотеатре Ударник участники Молодежного демократического
антифашистского движения "НАШИ" организовали встречу сторонников и
комиссаров движения с ветеранами афганской войны - бывшими солдатами 9-й
роты, которые послужили прообразом героев фильма Федора Бондарчука.

В основу сценария фильма легли реальные события. 9 рота 345-го
отдельного гвардейского парашютно-десантного полка была легендарным
подразделением советской армии в Афганистане.
<...>
Фильм смотрится на одном дыхании! 'Мы победили' - произносит в финале
фильма единственный из оставшихся в живых солдат девятой роты.

Победа далась нелегко и мы должны помнить о каждом участнике афганской
войны, чтить память погибших и не забывать о тех, кто жив. Наша
история одна на всех. Как и наша память.


От self
К self (06.10.2005 02:50:59)
Дата 06.10.2005 03:01:34

непонятная армия неизвестной страны на вымышленной войне

http://nvo.ng.ru/notes/2005-09-30/8_9rota.html
НЕПОНЯТНАЯ АРМИЯ НЕИЗВЕСТНОЙ СТРАНЫ НА ВЫМЫШЛЕННОЙ ВОЙНЕ
Такое впечатление остается после просмотра кинофильма "9 рота"
Игорь Плугатарев

"9 рота" рекламировалась столь рьяно, что порой даже оторопь брала: мол, это "первый в России военный фильм о солдатах". Словно не было "Баллады о солдате" или "Летят журавли" и не снял когда-то отец создателя нового произведения отечественного кинематографа Что же, однако, довелось увидеть 22 сентября на экране киноцентра "Пушкинский", где прошла одна из так называемых "предварительных премьер" ("всеобщая" стартовала 29-го) картины Федора Бондарчука?

КРЫМ ВМЕСТО АФГАНА

"Браво!" и "Молодец!" кричали в зале автору "Девятой" еще до начала демонстрации ленты. Но скажу сразу: смотреть ее во второй раз у меня никакого желания нет. Впрочем, все, с кем обменялся мнениями обозреватель "НВО" после просмотра, говорили почти одно и то же: это не российская "героическая драма" (как анонсируется фильм), а очередной американский блокбастер. К тому же - не самого высокого уровня.

Гибель героев не вызывает никакого отзвука в сердце. По сути - это повторение финала прошумевшего несколько лет назад отечественного боевика "Звезда", только уже на афганскую тематику. И там, и тут всех убивают, рвутся спецпиропатроны в тельняшках, имитируя попадания вражеских пуль, льются реки киношной крови… А чувств - ноль!

Бондарчук, родившийся в 1969-м, уже не раз рассказывал о том, что снял фильм о стране, которой уже нет, и о парнях ("моих ровесниках"), заканчивавших 10-летнюю локальную войну, которую вела эта страна, причем сюжет основан на реальных событиях. На сцену "Пушкинского" и впрямь вышли представители "той самой" 9-й роты - солдаты, офицеры. А также - тогдашний командир 345-го отдельного парашютно-десантного полка Герой Советского Союза, в ту пору майор, а сегодня генерал-полковник Валерий Востротин и думский депутат, экс-директор ФСБ генерал армии Николай Ковалев, который в 1988-м, будучи подполковником, неким образом обеспечивал девятой прикрытие.

Однако данная "рекламная интрига" только прибавляла разочарования во время просмотра картины, в которой не было ни "исторической" 9-й роты, ни событий "вокруг" нее. А парни-герои воевали неизвестно "от имени" кого или чего и непонятно, где, с кем и за что... На сцене "Пушкинского" генерал Востротин вспомнил первый, еще советский фильм "про Афган" с обаятельным итальянцем Микеле Плачидо в главной роли и назвал это "позором отечественного кинематографа". Но и "9 рота" снималась не в России и не в Таджикистане: афганские горы заменили крымские вершины, а сотни единиц военной техники (включая десятки самолетов и вертолетов), занятой в съемках, предоставила устремившаяся в НАТО Украина. Как и двухтысячную массовку, в которой участвовало до полутора тысяч украинских военнослужащих.

ТИПИЧНОЕ "НЕ ТО"

Подлинная история 9-й роты - рассказал ее опять же сам Востротин - такова. В конце 1987 года рядом с пакистанской границей проводилась операция "Магистраль". Девятая обеспечивала проход транспортной колонны в провинции Хост и была выставлена на самую дальнюю высоту, которая потом получила название 3234 (так она обозначается и в фильме Бондарчука). Рота находилась в большом удалении от главных сил полка, от резервов, и немедленная помощь ей могла оказываться лишь огнем артиллерии и ударами авиации.

Бой начался 7 января 1988 года. Душманы обкурились и внаглую поперли на позиции "шурави". Не пригибались, даже когда в них стреляли из крупнокалиберного пулемета… Штурм продолжался двое с половиной суток. Резервы своевременно подойти не смогли. Тем не менее, задача была выполнена, высота удержана. Всего десантники отбили 12 атак. Из 39 оборонявшихся погибло шестеро, 12 получили ранения (далеко не самый печальный итог боев на афганских перевалах). Двое - Вячеслав Александров и Андрей Мельников - были представлены к званию Героя Советского Союза (посмертно).

В фильме же гибнет вся рота, остается в живых лишь один солдат. Он, окровавленный, и докладывает прибывшему на вертолете командиру полка, что "колонна может идти". События смещены на год - в январь 1989-го, и зритель должен понять (а понимается это с трудом), что о роте, когда начался вывод войск из Афганистана, "просто забыли"... Причем этот весь израненный и наверняка эвакуированный в госпиталь в Союз солдат уже в феврале того же 89-го каким-то чудом оказывается в подразделениях, покидающих Афганистан.

Нынешнее поколение, воспитанное на голливудских боевиках и отечественных бандитских сериалах, в снятом Бондарчуком материале ничего не узнает о той "стране, которой уже нет". Ни об армии той страны. Ни о "том потерянном поколении". Семеро красноярских ребят-призывников, вызвавшихся "повоевать в Афгане", попадают в учебку воздушно-десантных войск. Ротой - именно так понимаешь по фильму - командует почему-то один контуженный и уже обожженный афганской войной прапорщик. Его весьма непохожий на настоящий реквизитный "ожог" на щеке только подчеркивает "ненатуральность" киноповествования (как, например, и белозубая улыбка и московский говорок самого Федора Бондарчука, играющего человека по прозвищу Хохол и с фамилией Дыгало). Офицеры - ротный и взводные - не мелькают даже в массовке.

Совершенно непонятно, как попал в ВДВ майор (он обучал новичков взрывному делу), который "ни черта не видел", - линзы его очков толщиной со спичечный коробок! С парашютом ребят прыгать не учат, хотя по ходу действия у них на груди появляются соответствующие значки-"парашютики" (впрочем, это мелочи). Напрочь отсутствуют замполиты и комсомольские вожаки (а ведь партийно-политическая работа велась тогда столь же агрессивно, как реклама новоснятой ленты). Ни кадра о шествующих тогда по стране семимильными шагами "гласности и перестройке", а голосок их инициатора Горбача (в фильме вообще ни одного нормального имени - одни кликухи) робко прорезается с экрана лишь в эпизоде празднования Нового года. "Служу Советскому Союзу!" если и звучит, то тут же заглушается позиционируемой как "гениальная" безостановочно звучащей музыкой.

Да и Афганистана в "9 роте" нет. Вот в фильме "Афганский излом", который воины-интернационалисты не любят за участие в нем Микеле Плачидо, эта страна "прописана" с первых кадров - подробно показывается, как делается обрезание младенцу. У Бондарчука же хотя бы какая тамошняя "флейта" прозвучала. Или живность возникла. Хотя, конечно, афганские горные бараны, ящерицы, змеи или орлы в Крыму не водятся…

НУ, КАК ЖЕ БЕЗ ЭТОГО...

Вот все семеро "салаг", покинув ночью казарму, курят "травку". Автор этих строк в 1987-1989 годах сам служил в учебной дивизии на юге Казахстана и обнаружил раз сушеную коноплю на чердаке казармы. Но попробовать ее хотели, во-первых, старослужащие солдаты, а во-вторых, это не было типичным тогда для армии явлением.

Какая-либо любовная линия в фильме, должная особым образом подчеркнуть трагедию 9-й роты, отсутствует напрочь! Зато те же "салаги" в какой-то котельной часами совокупляются с казарменной "давалкой".

Секса, которого, как известно, в Советском Союзе не было, у "поколения Бондарчука" - через край. Сцены грязной "групповухи" (правда, без показа икр и причинных мест) и вылепливания огромного фаллоса из пластида (а вот здесь - во весь экран) на занятии по взрывному делу продолжаются едва ли не дольше всех прочих. И - грубость, мат-перемат на протяжении всей ленты.

Из всего фильма лично меня как зрителя впечатлила лишь гибель дембелей-"афганцев" в сбитом "стингером" транспортнике Ан-12. Эпизод удался на славу, благо снимался 17 дней и обошелся в 450 тыс. долларов (весь бюджет картины - 9 млн. долларов). Но опять же: взрывов, огня - море, а дембелей - не жалко. Пробирающего до слез художественного осмысления их смерти, увы, нет. Потому как уничтожение самолета абсолютно "нечувствительно" вписывается в общую канву повествования.

Да и нет ее, этой канвы. Бондарчук, в 1990-е автор множества видеоклипов и рекламных роликов, как бы и "9 роту" слепил из них. Эпизодов, картинок, сцен и сценок много, единая же линия - весьма разреженным пунктиром. А звезды отечественного кинематографа, снявшиеся в коротеньких фрагментах (Александр Баширов, Станислав Говорухин, Михаил Ефремов, Алексей Кравченко Андрей Краско, Алексей Серебряков) разряжают этот пунктир еще больше.

Рассеяны в фильме и все сюжетные линии, связанные с главными героями. Каждый из них прописан столь слабо, что не отличаешь их друг от друга порой даже внешне. Не случайно не называю ни одного их имени, а вернее прозвища, под которыми они действуют в картине. Потому что просто не запомнил ни одного. Ну, разве что Воробья в исполнении 24-летнего Алексея Чадова. Это что-то типа Кузнечика в популярном фильме "В бой идут одни старики".

Вряд ли "9 роте" грозит такое же "бессмертие", что и фильму Леонида Быкова (тоже о 18-20-летних мальчишках). Ибо, похоже, что Федор Бондарчук снял картину не столько для российского зрителя (и не в память о своем поколении в лице "афганцев"), а для забугорного потребителя. Хотя в современных условиях фильм, наверное, и надо делать так, чтобы его купили на Западе. И пусть это будет "афганская" тема. Но не цинично ли на гибели ребят, погибших на той войне, до конца, как тогда считалось, выполнивших свой интернациональный долг, делать крутую киношную коммерцию? Странно и то, что оставшиеся в живых их товарищи с больших сцен вещают о "замечательности", "исключительности" и "неповторимости" сотворенного…

В "Пушкинском" обозреватель "НВО" не увидел ни одного афганца на инвалидной коляске. Наверное, таковых на "деловую" презентацию (или премьеру) фильма пригласить забыли. Как забыли пригласить на нее и последнего командующего 40-й армией генерала Бориса Громова. Или генерала армии Валентина Варенникова, который на протяжении ряда лет фактически был "самым главным" в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане. А может быть, командарм и главком "афганцев" сами не пришли на представление этой киношной поделки…