>Да, если пользоваться языком метафоры. Если попытаться раскрыть мысль, то хотелось бы отметить следующее. И.Л.П. отметил важную взаимосвязь этих терминов: "Марксизм - прежде всего материализм... Именно поэтому отрицание марксизма, как правило, сопровождается переходом... на идеалистические позиции...". Более гладко эту мысль выразил и Karev1: "Марксизм - это прежде всего материализм", да - это так. Поэтому его критика воспринимается массовым сознанием, как критика материализма...Таким образом критики марксизма объективно, вне зависимости от их намерений, способствуют пропаганде идеализма, и даже, всевозможных суеверий".
>Обратите внимание, как сознанием жестко фиксируется логическая связка: раз пытаешься задать "неудобные вопрсы", - а первые вопросы при добросовестной попытке разобраться как правило задаются "неудобные", даже вне зависимости от намерений использовать в дальнейшем свои знания, - то автоматически оквазываешься в рядах мракобесов. Разве это нормально?! Мне думается, что это не нормально.
Я не записываю всех критиков марксизма в мракобесы. Я только хотел сказать, что публичная критика марксизма способствует в настоящее время продвижению мракобесия в массы. А в узком кругу на форуме или в философских изданиях такая критика должна иметь место. К сожалению, здесь на форуме я не увидел конструктивной дискуссии о марксизме. Все сводится к брани. Причем обе стороны обвиняют друг друга в одних и тех же грехах.
>>"Марксизм - это прежде всего материализм", да - это так. Поэтому его критика воспринимается массовым сознанием, как критика материализма...Таким образом критики марксизма объективно, вне зависимости от их намерений, способствуют пропаганде идеализма, и даже, всевозможных суеверий".Обратите внимание, как сознанием жестко фиксируется логическая связка: раз пытаешься задать "неудобные вопрсы", ...то автоматически оказываешься в рядах мракобесов.
>Я не записываю всех критиков марксизма в мракобесы. Я только хотел сказать, что публичная критика марксизма способствует в настоящее время продвижению мракобесия в массы.
Именно так я и понял Ваши слова: человек, не то что ставящий под сомнение актуальность связки "материализм - идеализм", но даже и просто пытающийся представить самостоятельно ее актуальность, методически попадает под подозрение в мракобесии. Вы не находите, что сие подобно нахождению между молотом и наковальней?
>А в узком кругу на форуме или в философских изданиях такая критика должна иметь место. К сожалению, здесь на форуме я не увидел конструктивной дискуссии о марксизме. Все сводится к брани. Причем обе стороны обвиняют друг друга в одних и тех же грехах.
Именно к брани. Вы не находите, что марксизм не нужно критиковать - он не о нас. Он загадочен и противоречив одновременно. Опыт показывает, что голой критикой нельзя ни устранить эти противоречия, ни их усовершенствовать. Поэтому я предлагаю следующую точку зрения: в отношении марксизма возможен лишь только один путь - брать из него то, что может быть однозначно осмыслено, понято и применено. А для этого начинать надо с терминов...
К слову сказать, я также считаю, что СГКМ критиковал не марксизм, а наши представления о марксизме как о всесильном и единственно верном учении. Не может быть противоречивое, пусть и гениальное, быть единственно верным...
>Именно так я и понял Ваши слова: человек, не то что ставящий под сомнение актуальность связки "материализм - идеализм", но даже и просто пытающийся представить самостоятельно ее актуальность, методически попадает под подозрение в мракобесии. Вы не находите, что сие подобно нахождению между молотом и наковальней?
Не понял. Я говорил о связке "Материализм - марксизм". У вас опечатка?
>
>Именно к брани. Вы не находите, что марксизм не нужно критиковать - он не о нас. Он загадочен и противоречив одновременно. Опыт показывает, что голой критикой нельзя ни устранить эти противоречия, ни их усовершенствовать. Поэтому я предлагаю следующую точку зрения: в отношении марксизма возможен лишь только один путь - брать из него то, что может быть однозначно осмыслено, понято и применено. А для этого начинать надо с терминов...
Согласен. Только вот с терминами у марксизма, по моему, все в порядке. Если мы начнем сами изобретать термины, мы окончательно перестанем друг друга понимать.
>К слову сказать, я также считаю, что СГКМ критиковал не марксизм, а наши представления о марксизме как о всесильном и единственно верном учении.
Тоже согласен. Именно "наши представления о марксизме". А сейчас СГКМ стал говорить, что критикует марксизм как таковой, и это, по моему, зря.