От Мак
К Мак
Дата 23.05.2005 21:14:55
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Манипуляция; Идеология;

Главные кандидаты в лидеры СПС: пара Белых–Гозман (НГ)

СПС – НЕ ОППОЗИЦИЯ. ЭТО ПАРТИЯ, НЕ РАССУЖДАЮЩАЯ О ПУТИНЕ
Леонид Гозман рассказывает об условиях, при которых правые поддержат преемника действующего президента

Лилия Мухамедьярова

Накануне съезда, который состоится 29 мая, СПС меняет свой имидж. Правые заявляют, что хотят освободиться от репутации правового крыла «Единой России», но привлечь электорат прокремлевской партии. Вопрос о том, является ли партия Чубайсаоппозиционной, по-прежнему открыт. Идеолог СПС Леонид Гозман рассказывает о планах партии на 2007 и 2008 годы.

– Вы чувствуете себя независимыми, но не любите слово «оппозиция». Почему?

– Это слово не соответствует сути наших политических установок. Слово «оппозиция» в нашем политическом контексте неизбежно принимает персонифицированный оттенок. Оппозиция кому? Путину, естественно, путинскому режиму, «путинизму» и т.д. Как партия мы существуем уже почти 11 лет.

В момент нашего создания Путин работал, если не ошибаюсь, заместителем мэра Петербурга и миру был не известен. Я всегда считал себя в оппозиции коммунистическому режиму. Против них я готов был объединяться с кем угодно, поскольку считал и считаю, что ничего хуже коммунистов для моей страны быть не могло. Коммунисты, Сталин, как и Гитлер, – это абсолютное зло. Но, несмотря на то, что мне очень многое не нравится, я не могу так же относиться к нынешней власти. Я как тот оптимист, который успокаивает пессимиста, говорящего, что хуже некуда, – может быть много хуже. И поэтому я бы не хотел, чтобы СПС связывал себя заявлением об оппозиции президенту. Разумеется, его безоговорочная поддержка для нас еще более неприемлема. На это есть «идущие вместе наши». Есть и еще одна причина, по которой неправильно называть СПС оппозицией.

-Какая?

– С этим не согласны большинство или очень значительная часть наших избирателей. Разочарование в «Единой России», критическое отношение ко многим словам и делам властей сочетается у них с положительным отношением к президенту, с желанием поддерживать его и с категорическим нежеланием быть ему в оппозиции. А поскольку мы партия не определенного человека, а определенной идеологии, определенного пути России, то втягиваться в споры по поводу Путина для нас контрпродуктивно.

– В каких условиях СПС поддержит наследника президента?

– За три года до выборов вряд ли можно брать какие-либо обязательства. Это будет определяться не тем, кто его выдвинул, а тем, каких действий от него можно ожидать и кто ему реально противостоит. Я, например, поддержу кого угодно, если это будет нужно для того, чтобы остановить кандидата-фашиста. Примерно по такой же логике действовали в 96-м году некоторые из тех, кто отдал свой голос Ельцину. Считаю, что это была правильная логика. В общем, наша позиция в 2008 году будет определяться реальным раскладом сил. Никто не может сегодня сказать, будем мы за кандидата действующего президента или против него.

– Ну а если Путин пойдет на третий срок?

– Уверен, что этого не случится.

– А если случится?

– Тогда мы будем однозначно против.

– Представим такую схему: в противовес кандидату Путина специально выставят фашиста. Значит, вы заранее отказываетесь от борьбы?

– От борьбы с кем и за что?

– От борьбы за место СПС в государственной системе.

– Место партии определяется наличием или отсутствием фракции в Госдуме и в региональных парламентах. Мы сделаем все для того, чтобы партия была в Думе.

– У СПС есть претензии к президенту?

– Длинный список. Основное – свертывание демократических институтов. Это и право на выбор, и независимость СМИ, и независимость судов. Это, пожалуй, главное, все остальное – советская эстетика, дело ЮКОСа, странные действия в социально-экономической сфере и т.д. – последствия свертывания демократии.

– Какие главные вопросы будут обсуждаться на съезде?

– Главное – это избрание председателя политсовета. Согласно нашему уставу, этот вопрос находится в исключительной компетенции съезда партии.

– Не ожидаете ли конфликта на съезде по поводу кандидатуры председателя политсовета – Никиты Белых? Иван Стариков уже заявил в «НГ» о том, что Белых будет лишь прикрытием для «политтехнологов, обслуживающих кремлевский заказ».

– Иван Стариков не прав. Думаю, он недостаточно знаком с Никитой. Белых не предполагает быть прикрытием для кого бы то ни было. А «политтехнологов, обслуживающих кремлевский заказ», в СПС нет. Ни СПС, ни – до того – ДВР никогда не были «кремлевскими партиями». Правда, мы никогда не считали, что политическая борьба, борьба за то, что мы хотим видеть в нашей стране, ограничивается криками «долой». Уподобляться петуху, главная задача которого – прокукарекать, мы, по-моему, не должны. Нас рассвет интересует. Ну а конфликта не будет – будет конкуренция. Надеюсь, что на съезде будут и другие кандидаты кроме Никиты Белых – Стариков, в частности. Мы либеральная партия, и для нас крайне неприятен был бы выбор одного кандидата из одного. В то же время надеюсь, что съезд поддержит Никиту Белых.

– Каким образом удалось убедить Анатолия Чубайса, что пара Белых–Гозман наиболее подходящая для руководства партией?

– Чубайса не надо было убеждать. Эту конструкцию – председатель Белых и заместитель председателя Гозман – он сам и предложил. Это предложение было поддержано всеми членами президиума, за исключением Старикова, – Немцовым, руководителями многих региональных организаций. По-видимому, всем этим людям кажется, что наш тандем способен решить реальные – подчеркиваю, реальные, а не разговорные – задачи, которые стоят сегодня перед СПС. Надеюсь, они не ошибаются. Впрочем, мы, слава богу, не «Единая Россия», у нас никогда не известно заранее, как проголосует съезд. У наших оппонентов есть аргументы против нас и за других кандидатов. Посмотрим.

– В чем эти реальные задачи?

– Есть одна главная – в 2007 году в Государственной Думе должна присутствовать сильная демократическая фракция. Все остальные задачи вытекают из этой. Необходимо расширение электоральной базы, причем, как я думаю, не на пути союза с левыми, который по определению является краткосрочным и внутренне конфликтным, а на пути привлечения тех демократически ориентированных граждан, которые в силу различных причин голосовали в 2003 году за «Единую Россию». Необходимо усиление региональных организаций и их влияния внутри партии. Попытки командовать всем из центра ни к чему хорошему не приводят. Белых, кстати, лидер нашей пермской организации, показавшей, несмотря на все ошибки нашей кампании 2003 года, очень хороший результат. Вообще задача тех, кто будет избран, – подготовка к 2007 году. При этом мы все считаем, что никакая позиция в партийной иерархии не является гарантией места в списке. Федеральный и региональные списки должны возглавлять те, кто могут привлечь больше голосов.

– Объясните разницу между правым крылом «Единой России» и СПС.

– Разница состоит в том, что мы – есть и будем, их нет и, наверное, не будет. СПС является независимым политическим субъектом, а правое, как и левое, крыло «Единой России» – это нечто виртуальное, игроком на политическом поле не являющееся. Вот если бы достойные умные люди, объявившие себя правым крылом, вышли из «Единой России» и вступили в СПС или стали создавать свою структуру, они бы серьезное повлияли на расклад сил в стране.

– Почему СПС пытается отстраниться от всего, что связано с протестным движением и с уличными акциями?

– Это не так. Члены СПС со своими флагами были у здания Мещанского суда, участвовали в акциях в поддержку Ющенко, проводили пикеты и митинги против поддержки нашей страной Туркменбаши и Лукашенко, наши активисты недавно были арестованы в Минске вместе с членами других российских демократических организаций. Мы не отстраняемся от уличных протестов, мы ими не ограничиваемся. Например, многие протестовали против отмены прямых выборов губернаторов. Мы тоже – у стен Думы в день принятия этого закона собрали 500 человек. Но мы – единственная партия, которая пошла дальше. Мы инициировали референдумы по этому вопросу в нескольких десятках субъектов Федерации – обратились с соответствующим запросом в избирательные комиссии, получили отказы, обратились в областные суды и в результате набираем очень серьезный материал для Конституционного суда, где властям придется публично защищать свою позицию, а не прятаться за единодушной поддержкой депутатов проправительственных фракций и комментаторов государственных каналов. Нельзя ограничиваться констатацией того, что все, мол, плохо. Надо добиваться изменений. См. выше, про петуха и рассвет. Сколь бы несовершенной или просто плохой ни являлась политическая система, долг политической партии – использовать все, абсолютно все возможности, которые эта несовершенная или плохая система предоставляет.

– Проблема объединения с «Яблоком» все еще актуальна?

– Есть актуальная проблема выдвижения единого демократического списка на выборах в Госдуму, а также на региональных выборах. Объединение двух организаций под названием «СПС» и «Яблоко» могло бы стать инструментом для решения этой проблемы. Но эта задача в обозримом будущем нереализуема.

– Как вы расцениваете шансы СПС в 2007 году?

– Надеюсь, в декабре в 2007 года в ночь после выборов вы будете среди тех, кто придет поздравить нас с победой.

материалы: Независимая Газета © 1999-2005
Опубликовано в Независимой газете от 20.05.2005
Оригинал:
http://www.ng.ru/ideas/2005-05-20/1_sps.html