От Георгий
К Георгий
Дата 15.01.2005 20:18:33
Рубрики Тексты;

Часть 9. Немецкие самолеты (*+)

http://www.airforce.ru/history/ww2/kozhemjako/page_9.htm

Часть 9. Немецкие самолеты


А.С. Как Вы оцениваете немецкие самолёт-истребитель <мессершмидт> Bf-109G?

И.К. Высоко оцениваю.
<Мессершмидт Bf-109G> очень хорош. Классный был истребитель. По скорости и на вертикали он наши <Яки> превосходил. Не подавляюще,
немного, но превосходил. Очень динамичный. Честно скажу, я всю войну мечтал воевать именно на таком истребителе - быстром и
превосходящем всех на вертикали. Но, не получилось.

А.С. <Пятиточечный> (с пушками в плоскостях) Bf-109G встречался часто? Вёл ли он маневренные бои?

И.К. Встречался редко. Точнее одно время их появилось довольно много, чуть ли не каждый второй <мессер> был трёхпушечным. Но, эти
самолеты продержались на фронте совсем не много, месяца три, а потом так же быстро <исчезли>, мало их стало. Основной вариант
<мессера> - <трёхточечный>. На мой взгляд, <пятиточечный> <мессер> был чистым <охотником>, для маневренного боя он совершенно не
годился. Точнее, вначале эти <мессера> пробовали вести маневренные бои, но потом перестали. Он немного уступал <Якам> на вертикали и
сильно уступал на вираже. Спикировал-отстрелялся-убежал - вот весь его бой. Если же <пятиточечный> затягивали в маневренный бой, то
шансов уцелеть у немецкого летчика было немного. <Пятиточечный> явно перетяжелён, три пушки для <мессера>, это многовато.

А.С. Какую-нибудь ещё особенность Bf-109G, Вы могли бы отметить?

И.К. Надо сказать, что было у <мессера> еще одно крайне положительное качество - он был способен одинаково хорошо вести бой как с
<Яками> на 2000 метрах, так и с <Аэрокобрами> на 6000 метров. Так вот эта способность дорогого стоит. Тут, конечно, <Як> и
<Аэрокобра> уступали. <Мессер> по высотности был <универсал>. У нас вот таким <универсалом> был Ла-5.

А.С. Ну, с одной стороны, на 90 %, высотная <универсальность> Bf-109G, это <заслуга> двигателя <даймлер-бенц>:

И.К. Да, кто же спорит:

А.С. :С другой стороны, может эта высотная <универсальность> <мессера>, и подводила его при встречах, с машинами
высотно-специализированными, <заточенными> на бой на каком-нибудь одном, строго определённом диапазоне высот. Вот вы знаете, что
Г.Баркхорн (ас люфтваффе ? 2 по результативности - 301 сбитый), на вопрос: <Какой истребитель 2-й Мировой войны он считает
лучшим?> - ответил так: <На больших высотах Р-51 <Мустанг>, на малых - Як-9>. Удивлены?

И.К. Удивлён. Сильно. Я бы Як-9 так высоко не оценил. Хотя: Может, воюй я в кабине <мессера>, то и на <Як> я бы взглянул по иному.

А.С. Как вы оцениваете вооружение Bf-109G по сравнению с Як-1?

И.К. У <Яка> вооружение посильнее, может быть и из-за этого, немецкие летчики лобовых и не любили.

А.С. Вот тут, вы ошибаетесь. У <Яка> не может быть вооружение сильнее, хотя бы потому, что у Як-1 только один 12,7 мм пулемёт УБС, а
у Bf-109G - два 13 мм MG-13.

И.К. А-а: У немцев были слабенькие пулемёты. Только одно название, что <крупнокалиберный>. Они нашу бронеспинку могли пробить только
бронебойной пулей, простая не брала. Да, что там бронеспинку, если <мессер> открывал огонь с метров 200-300, да под острым углом, то
немецкая пулемётная пуля не могла пробить даже рубашки <М-105-го>, пробивала только капот. Бронестекло наше их пули тоже пробить не
могли. Моё мнение о немецких пулемётах такое: они были более-менее эффективны только при стрельбе <в упор>. На мой взгляд, даже один
УБС в бою стоил больше этих двух немецких пулеметов.
20 мм немецкая пушка, в отличии от пулемётов, была хороша, мощная, не хуже нашей ШВАК.

А.С. Меня удивило, то, что вы считаете, <мессершмидт-109> истребителем для маневренного боя. В настоящее время принято считать, что
<мессер> как истребитель маневренного боя, был посредственностью. Сейчас, популярно считать, что Bf-109G, по своим ТТХ эффективное
ведение маневренного боя не позволял, п.к. он был <охотником>.

И.К. Чушь! <Мессер>, как <истребитель маневренного боя>, был превосходен. Уж если и был тогда истребитель созданный именно для
маневренного боя, так это <мессер>! Скоростной, высокоманевренный (особенно на вертикали), высокодинамичный. Не знаю, как по всему
остальному, но если брать в расчет, только скорость и маневренность, <мессер> для <собачьей свалки> был почти идеален. Другое дело,
что большинство немецких летчиков, этот вид боя откровенно не любили, и я до сих пор не могу понять, почему?
Не, знаю, что там немцам <не позволяло>, но только не ТТХ <мессера>. Уж поверь, я то это знаю точно. На Курской дуге (помню) пару
раз они нас в такие <карусели> затягивали - голова от верчения едва отлетала, так <мессера> вокруг нас крутились.
Нет, правда?.. Действительно говорят, что <мессер> для маневренного боя был не годен?

А.С. Да.

И.К. Хы: Придумают же такое: Ещё как <годен>! Дай Бог всякому!

А.С. Потери от немецких <охотников> были большие?

И.К. У нас в полку - нет. Практически не было. У нас был чересчур опытный летный состав, что бы так легко <попадаться>.

А.С. С <фокке-вульфами> FW-190 вы воздушные бои вели? Если <да>, то, как вы оцениваете боевые качества этого самолёта?

И.К. Я с <фокерами> имел только одну <встречу>, уже самом конце войны. Мы вели к Берлину шестерку штурмовиков. <Мы> это четверка
<Яков>. Шестерка <фоккеров> нас встретила на подходе к цели. Можно сказать, что они к нам агрессивности не проявили. Вроде
попробовали к нам подойти, мы всей четверкой им навстречу. Они изобразили атаку, издалека по нам стрельнули, потом развернулись и на
форсаже на кабрировании ушли. Мы, вроде попробовали за ними погнаться, да куда там?!.. Не догнали. В общем, не стали они нас
атаковать.
Ну, что могу сказать, на основании единственной <встречи>? Немного. На мой взгляд, <фоккер> по скорости - аналогичен <мессеру> (по
крайней мере, мы их не догнали), но сильнее вооружён. У <фоккера> очень сильное вооружение - четыре пушки - <Впереди не появляйся!>
Стреляет - спереди огнем покрывался, чуть ли не до консолей. А по маневру? На вираже, думаю, <Як> с <фоккером> бы потягался. На
вертикали - не знаю.

А.С. Вы в воздухе с <рамой> FW-189 встречались?

И.К. Пару раз.
Эта <рама> проститутка та ещё. Ненавидели её. Где <рама> появляется, то жди бомбардировщиков. <Рама> в воздухе долго не висела.
Раз-два <крутанётся>, а потом смывалась. Только <рама> уйдет, тут же появляются бомбардировщики, <юнкерсы>, <восемьдесят седьмые>
или <восемьдесят восьмые>.

А.С. FW-189 считался <трудным> самолётом для сбития?

И.К. Средним. Она вертлявая и с хорошей скоростью, где-то в <четыреста с лишним>.
Одну <раму> сбили у меня на глазах. Её прикрывали парой <мессеров>, а мы атаковали звеном. Одна наша пара атакой сверху связала боем
<мессера>, а мы, второй парой (я был ведомым), зашли на неё снизу. Мой ведущий атаковал её РСами. Дал залп с метров 200-т, и один РС
попал <раме> точно в балку. Буквально разрубил её пополам. <Рама> рухнула там же, на переднем крае. Никто из неё не выпрыгнул.

А.С. А какой из немецких бомбардировщиков считался самым трудносбиваемым?

И.К. Не-111. Очень прочный, и у него нет <мертвых зон>. Всё вокруг себя простреливал стрелками. Девятка <хейнкелей> идёт - не
подступиться!
Сразу после <хейнкеля>, вторым поставлю Ju-88. Тоже очень прочный, довольно быстрый и с сильным оборонительным вооружением. Но, у
<Юнкерса> уже есть <мертвая зона> (с хвоста). Правда она небольшая, но есть.