От Дмитрий Кропотов
К Никола
Дата 01.12.2004 15:02:15
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Модернизация;

Честно говоря

Привет!

Статья скучноватая. В Дуэли не опубликуют :)
Замечания.
1.
"Зато членами Партии жизни Сергея Миронова, не собравшей и 1% голосов, за полтора года политической жизни удалось довести свои ряды аж до 81,9 тыс. человек"
РПЖ+ПВР набрали 1.88% голосов на выборах 2003 года.

2."Конституция РФ (ст.32) гарантирует каждому гражданину право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти."
Тут следует добавить - и местного самоуправления.

"И это право, являющееся важнейшим политическим правом граждан и показателем демократичности государства, в равной степени распространяется как на федеральные, так и на органы государственной власти субъектов РФ"

Вы забываете, что губернатор представляет _исполнительный_ орган государственной власти.
Гражданам гарантировано участие в формировании органов государственной власти вообще. Т.е., даже в рамках реформы госвласти граждане отстраняются от участия в выборах не всех органов государственной власти, а только исполнительных. И формального нарушения ст.32 Конституции нет.
Скажем, есть органы государственной власти, в которые граждане и сейчас не выбирают и не могут быть избранными - ст.11 дает их перечень:

" 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации."

Теперь к Правительству, которое, являясь исполнительным органом госвласти - теме не менее, не избирается гражданами, и граждане не могут быть в него выбраны - добавятся еще и губернаторы.
Так что прямого противоречия с Конституцией не просматривается.

3."Предлагаемые Президентом меры по «совершенствованию» организации власти в субъектах Федерации и на федеральном уровне вступают в противоречие с закрепленным в Конституции принципом представительного характера высших органов государственной власти. Назначение региональных руководителей лишает эти должности свойств народного представительства, которые они имели в результате прямых народных выборов. "
Здесь то же возражение. Автор объединяет в органы государственной власти как представительные, так и непредставительные.
Реформа госвласти просто переводит институт губернаторства из статуса представительных органов госвласти в непредставительные (т.е. как Правительство РФ). В Конституции не закреплено прямо, какие из органов госвласти должны быть представительными.

4.Вообще представляется вполне логичной - поскольку в Конституции четко прослеживается разделение органов госвласти на представительные и исполнительные - напр, ст.95
" 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти."
- отмена _выборности_ исполнительных органов госвласти, и оставление выборности для _представительных_ органов госвласти субъектов федерации.

И не подкопаешься.
Разумеется, по сути идет ограничение даже той собачьей демократии, что есть сейчас у нас, но нельзя не признать что это происходит в определенном смысле в интересах России - от незалежности регионов реально страдают люди.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Никола
К Дмитрий Кропотов (01.12.2004 15:02:15)
Дата 01.12.2004 17:13:44

Спасибо, но Вы слишком быстро читали

>Привет!

>Замечания.
>1.
>"Зато членами Партии жизни Сергея Миронова, не собравшей и 1% голосов, за полтора года политической жизни удалось довести свои ряды аж до 81,9 тыс. человек"
>РПЖ+ПВР набрали 1.88% голосов на выборах 2003 года.

Спасибо. Содрал с Известий не проверяя. А ведь все данные для проверки имею. Спасибо еще раз.

>2."Конституция РФ (ст.32) гарантирует каждому гражданину право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти."
>Тут следует добавить - и местного самоуправления.

Это я специально убрал, чтобы статью не перегружать. В данном случае ведь речь веду только об органах госвласти, поэтому счел возможным статью Конституции сократить.

>"И это право, являющееся важнейшим политическим правом граждан и показателем демократичности государства, в равной степени распространяется как на федеральные, так и на органы государственной власти субъектов РФ"

>Вы забываете, что губернатор представляет _исполнительный_ орган государственной власти.

Нет. Губернатор не представляет, а сам является исполнительным органом, высшим должностным лицом и главой субъекта РФ.
И как глава он представляет все население соответствующей территории в отношениях с другими субъектами федерации. Поэтому как глава субъекта (общий представитель) в демократической федерации он и должен избираться.

>Гражданам гарантировано участие в формировании органов государственной власти вообще. Т.е., даже в рамках реформы госвласти граждане отстраняются от участия в выборах не всех органов государственной власти, а только исполнительных. И формального нарушения ст.32 Конституции нет.

Губернатор - не только исполнительный орган, но и глава субъекта РФ (типа президент), наделенная большими властными полномочиями. Не избирать президента (главу если и не государства в полном смысле этого слова, но главу государственного образования) - это уже не демократия. Кроме того, в ряде субъектов РФ (особенно в нац. республиках) исполнительный орган существует отдельно - республиканское правительство, а Президент республики - он над правительством (по модели РФ). Если же не избирать такого общенационального представителя, то никто им быть не может.

>Скажем, есть органы государственной власти, в которые граждане и сейчас не выбирают и не могут быть избранными - ст.11 дает их перечень:
>" 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент
>Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная
>Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации."

Здесь мне ваша мысль не понятна.

>Теперь к Правительству, которое, являясь исполнительным органом госвласти - теме не менее, не избирается гражданами, и граждане не могут быть в него выбраны - добавятся еще и губернаторы.
>Так что прямого противоречия с Конституцией не просматривается.

Просматривается хотя бы по приведенному мною в том разделе Постановлению Конституционного Суда.

>3."Предлагаемые Президентом меры по «совершенствованию» организации власти в субъектах Федерации и на федеральном уровне вступают в противоречие с закрепленным в Конституции принципом представительного характера высших органов государственной власти. Назначение региональных руководителей лишает эти должности свойств народного представительства, которые они имели в результате прямых народных выборов. "
>Здесь то же возражение. Автор объединяет в органы государственной власти как представительные, так и непредставительные.

Минуточку. Если внимательно читать, то Вы увидите, что лишает не представительства, а "свойств народного представительства".
Далее в статье сказано:
"Основными свойствами представительных органов власти являются следующие: выборность; коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений; особый характер связи народных представителей с избирателями. Только в совокупности все названные свойства дают качество представительности, позволяющее характеризовать соответствующие учреждения как органы народного представительства. Отдельные из перечисленных свойств привносят лишь определенные элементы отношений представительства в природу того или иного органа власти."
Избранные главы субъектов обладают лишь некоторыми свойствами из перечисленных - выборностью и "особым характером связи" (уполномоченность, подконтрольность, зависимость и т.д.). Коллегиальностью они не обладают, поэтому представительными органами не являются. Но тем не менее элемент выборности и характер связи позволяет говорить об обладании губернаторами свойствами представительности. Будучи избранны всеми местными избирателями они получают полномочия от всех и представляют всех (республику или область в целом) в отношениях с другими субъектами. Как президент - общенациональный представитель, действующий от лица всех граждан, народа, хотя и не представительный орган.


>Реформа госвласти просто переводит институт губернаторства из статуса представительных органов госвласти в непредставительные (т.е. как Правительство РФ). В Конституции не закреплено прямо, какие из органов госвласти должны быть представительными.

См. выше. должность губернатора и не считалась представительным органом, но свойствами представительности обладала.

>4.Вообще представляется вполне логичной - поскольку в Конституции четко прослеживается разделение органов госвласти на представительные и исполнительные - напр, ст.95
>" 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта
>Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти."
>- отмена _выборности_ исполнительных органов госвласти, и оставление выборности для _представительных_ органов госвласти субъектов федерации.

Исполнительные органы никто не предлагает избирать. Избирать надо глав (президентов) регионов, чтобы они были подконтрольны народу. А если главой региона (государства) по местной конституции является руководитель органа исполнительной власти, то и избирать надо руководителя органа исполнительной власти (хотя бы в таком порядке, как выборы премьер-мимнистра в Англии).

>И не подкопаешься.
>Разумеется, по сути идет ограничение даже той собачьей демократии, что есть сейчас у нас, но нельзя не признать что это происходит в определенном смысле в интересах России - от незалежности регионов реально страдают люди.

А в чем причина "парада суверенитетов" и центробежных тенденций ?

От Дмитрий Кропотов
К Никола (01.12.2004 17:13:44)
Дата 02.12.2004 09:39:47

Re: Спасибо, но...

Привет!

>>Вы забываете, что губернатор представляет _исполнительный_ орган государственной власти.
>
>Нет. Губернатор не представляет, а сам является исполнительным органом, высшим должностным лицом и главой субъекта РФ.
Ок, т.е. вы согласились, что, если использовать имеющееся в Конституции деление органов государственной власти на представительные и исполнительные - губернатор, как институт, является органом исполнительной государственной власти.

>И как глава он представляет все население соответствующей территории в отношениях с другими субъектами федерации.
Есть ли на это отсылки в Конституции?
Что он именно _представляет_? Ведь в субъекте есть и представительный орган госвласти, который именно что представляет - заксобрание.


> Поэтому как глава субъекта (общий представитель) в демократической федерации он и должен избираться.
Неочевидно.

>Губернатор - не только исполнительный орган, но и глава субъекта РФ (типа президент), наделенная большими властными полномочиями.
Вот откуда это следует? В конституции про это не говорится. Кто определил губернатора просто как главу субъекта, а не как главу исполнительной власти в субъекте РФ?

>>И не подкопаешься.
>>Разумеется, по сути идет ограничение даже той собачьей демократии, что есть сейчас у нас, но нельзя не признать что это происходит в определенном смысле в интересах России - от незалежности регионов реально страдают люди.
>
>А в чем причина "парада суверенитетов" и центробежных тенденций ?
Дык, рекомендую работу Ю.Семенова - "Об одной из традиционных государственных структур Азии и Африки" (см. www.istmat.ru) с анализом генезиса политарных обществ. Короче говоря, элита испытывает желание отделиться, чтобы рулить без надзора центра.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Никола
К Дмитрий Кропотов (02.12.2004 09:39:47)
Дата 02.12.2004 12:54:53

Re: Спасибо, но...

Привет!

>>Нет. Губернатор не представляет, а сам является исполнительным органом, высшим должностным лицом и главой субъекта РФ.

>Ок, т.е. вы согласились, что, если использовать имеющееся в Конституции деление органов государственной власти на представительные и исполнительные - губернатор, как институт, является органом исполнительной государственной власти.

Согласился. Сформулирую-уточню так: разделение властей – конституционный принцип. В соответствии с ним органы госвласти и делятся на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Не во всех субъектах РФ главы (президенты) субъектов являются одновременно главами правительств (исполнительных органов). Но в большинстве субъектов это так. Глава субъекта – исполнительный орган, или по крайней мере ответственный за исполнительную власть.

>>И как глава он представляет все население соответствующей территории в отношениях с другими субъектами федерации.
>Есть ли на это отсылки в Конституции?
>Что он именно _представляет_? Ведь в субъекте есть и представительный орган госвласти, который именно что представляет - заксобрание.

Представительство, как сказано в моей статье, - правомочие на осуществление власти от лица суверена (народа). Так в теории. В законе же, как я и писАл в статье, термин представительство еще не получил своего должного нормативного закрепления. Но в теории содержание этого термина раскрыто именно так (см. ссылки в статье). Законы толкуются в соответствии с содержанием терминов, если нет нормативного их толкования (расшифровки терминов в самом законе) – значит пользуются теоретическим.

>> Поэтому как глава субъекта (общий представитель) в демократической федерации он и должен избираться.
>Неочевидно.

Источник власти – народ. Получить власть можно только от народа. Пока единственный известный для этого способ – общие прямые выборы.

>>Губернатор - не только исполнительный орган, но и глава субъекта РФ (типа президент), наделенная большими властными полномочиями.

>Вот откуда это следует? В конституции про это не говорится. Кто определил губернатора просто как главу субъекта, а не как главу исполнительной власти в субъекте РФ?

Встречный вопрос: а кто определил губернатора как главу исполнительной власти, а не главу субъекта? В Конституции РФ об этом не говорится. Но там сказано (ч.1 ст.77): Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Принципы эти изложены в первой главе Конституции и распространяются на все уровни государственной власти.
Принципы демократизма и выборности в сочетании с принципом разделения властей реализуются так: исполнительные органы получают свои правомочия от избранных представителей народа (от президента – в президентских республиках, от парламента – в парламентских республиках).
Далее, ст.73: Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Так вот, чтобы иметь правомочие осуществлять всю полноту власти в этих «субъектных» пределах, органы власти должны быть уполномочены на то соотвествующим носителем власти. Носителем власти в данной сфере полномочий выступает не федеральный центр, а население региона. Оно может делегировать власть только путем выборов (другого способа не придумали). Кому? Если местной конституцией предусмотрена президентская модель – президенту (главе региона), чтобы он формировал исполнительный орган; если предусмотрена парламентская модель – парламенту, чтобы через него сформировать исполнительный орган.
Лишенные народного уполномочивания, в той или иной форме, гос. органы становятся ненадлежащими (недемократичными) субъектами власти.
Да, проблема осложняется тем, что выборное так или иначе лицо должно еще и отвечать принципам формирования исполнительной вертикали, а там речь идет только о назначении, но не о выборах. Вышестоящий назначает нижестоящего. Нужно искать какую-то компромиссную модель. Предложенный же президентом законопроект предусматривает, что не только в сфере федеральных предметов ведения (бог бы с ними), но и в сфере сугубо «субъектных» вопросов властные правомочия получает лицо, не уполномоченное на то местным населением. То что местный парламент голосует одобрямс/неодобрямс по безальтернативной кандидатуре выборами назвать нельзя, во-первых, по причине безальтернативности, во-вторых, по причине угрозы собственному существованию в случае, если собственное свободное волеизъявление не совпадет с мнением центра.
И нарушение пассивного избирательного права я вижу в том, что даже если считать новую процедуру «выборами», то самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эти выборы никто не может. Нет, ты конечно можешь Президенту РФ написать, мол выдвинете пжлста меня в губернаторы Камчатки, но его обязанности даже рассмотреть такое предложение нигде не предусмотрено, а там более хоть как-то отреагировать на это предложение.
Невозможность быть избранным на высшую должность в субъекте РФ, как в любой демократической республике, и есть нарушение избирательных прав.


>>>Разумеется, по сути идет ограничение даже той собачьей демократии, что есть сейчас у нас, но нельзя не признать что это происходит в определенном смысле в интересах России - от незалежности регионов реально страдают люди.
>>
>>А в чем причина "парада суверенитетов" и центробежных тенденций ?
>Дык, рекомендую работу Ю.Семенова - "Об одной из традиционных государственных структур Азии и Африки" (см. www.istmat.ru) с анализом генезиса политарных обществ. Короче говоря, элита испытывает желание отделиться, чтобы рулить без надзора центра.

Я хотел толкнуть такую мысль: если надо объединяться, давайте искать то, что нас ЕСТЕСТВЕННЫМ (ДОБРОВОЛЬНЫМ) образом объединяет, а не навязывать единение путем подчинения всех центру. Если причины объединения или разъединения (желания элиты отделяться) лежат в плоскости социально-экономических и политических отношений в обществе, давайте менять эти отношения в сторону, не провоцирующую разъединения. Изменить базис – изменится и надстройка.
А если долго сжимать пружину - она выпрямится и больно ударит.

От Дмитрий Кропотов
К Никола (02.12.2004 12:54:53)
Дата 02.12.2004 13:55:18

Re: Спасибо, но...

>Согласился. Сформулирую-уточню так: разделение властей – конституционный принцип. В соответствии с ним органы госвласти и делятся на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Не во всех субъектах РФ главы (президенты) субъектов являются одновременно главами правительств (исполнительных органов). Но в большинстве субъектов это так. Глава субъекта – исполнительный орган, или по крайней мере ответственный за исполнительную власть.

>>>И как глава он представляет все население соответствующей территории в отношениях с другими субъектами федерации.
>>Есть ли на это отсылки в Конституции?
>>Что он именно _представляет_? Ведь в субъекте есть и представительный орган госвласти, который именно что представляет - заксобрание.
>
>Представительство, как сказано в моей статье, - правомочие на осуществление власти от лица суверена (народа).
В таком случае можно сказать и так - поскольку народ является _единственным_ источником власти, то верно и обратное - раз есть власть, значит, ее источник - народ :)
Следовательно, любая власть является представительской, т.е. выражает интересы народа.
Это, конечно, казуистика. Вы подразумеваете, что только та власть является представительской, которая основывается на выборах. Но это же необязательно. Выборы являются не единственным выражением власти народа, а только высшим ее выражением.
Следовательно, если губернатор не избирается народом непосредственно - это не значит, что он перестает этот народ представлять.


>>>Губернатор - не только исполнительный орган, но и глава субъекта РФ (типа президент), наделенная большими властными полномочиями.

>>Вот откуда это следует? В конституции про это не говорится. Кто определил губернатора просто как главу субъекта, а не как главу исполнительной власти в субъекте РФ?
>
>Встречный вопрос: а кто определил губернатора как главу исполнительной власти, а не главу субъекта? В Конституции РФ об этом не говорится. Но там сказано (ч.1 ст.77): Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Зато говорится в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, понятия "глава субъекта РФ" нет, есть понятие высшее должностное лицо - руководитель высшего исполнительного органа гос.власти.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Никола
К Дмитрий Кропотов (02.12.2004 13:55:18)
Дата 02.12.2004 15:08:05

Re: Спасибо, но...

>>
>>Представительство, как сказано в моей статье, - правомочие на осуществление власти от лица суверена (народа).
>В таком случае можно сказать и так - поскольку народ является _единственным_ источником власти, то верно и обратное - раз есть власть, значит, ее источник - народ :)
>Следовательно, любая власть является представительской, т.е. выражает интересы народа.
>Это, конечно, казуистика. Вы подразумеваете, что только та власть является представительской, которая основывается на выборах. Но это же необязательно. Выборы являются не единственным выражением власти народа, а только высшим ее выражением.

В своей статье я указал, что в правовой науке определяющим признаком считается способ формирования власти (выборность). Я нисколько не вру. Действительно, подавляющее большинство ученых считают так. Допускает выборность двуступенчатая (США, или выборы парламентом), но все равно выборы.

>Следовательно, если губернатор не избирается народом непосредственно - это не значит, что он перестает этот народ представлять.

Можно сказать, что народ его на это не уполномачивал. если избиратеся парламентом - можно сказать уполномочен "в порядке передоверия", но непосредственно истоником власти уполномочен не был. Был уполномочен кем-то другим. Отсюда и сомнения в демократичности такой власти.


>Зато говорится в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
>"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

>Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
> 1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

>Таким образом, понятия "глава субъекта РФ" нет, есть понятие высшее должностное лицо - руководитель высшего исполнительного органа гос.власти.


По поводу термина “Глава субъекта”.

Вот например Конституция Башкортостана: Ст.82 Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан является высшим должностным лицом Республики Башкортостан, представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
И далее ст.87:
3) формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью;
4) назначает Премьер - министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;

Конституция республики САХА: Статья 68. 1. Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики.

Конституци Республики Алтай: Статья 8.Государственную власть в Республике Алтай осуществляют Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, глава Республики Алтай, Правительство Республики Алтай и суды Республики Алтай.

Так что термин такой есть. Я его использовал только как собирательный (глава субъекта), чтобы не писать каждый раз “главы республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей и городов федерального значения “. Возможно термин “глава субъекта РФ” и является невполне нормативным для федерального законодательства. Но ведь за пределами федеральных и совместных полномочий субъекты РФ самостоятельны в установлении своей системы органов государственной власти. Если хотят – могут установить должность Глава республики, который и будет высшим должностным лицом.
В том же законе № 184-ФЗ в ст.17 п.2 сказано: Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для субъектов РФ важно соблюсти, чтобы эта высшая должность была главой исполнительной власти. Нет проблем. Все Главы являются руководителями исполнительных органов, но от этого они не перстают быть Главами республик. И как главы республик (высшие должностные лица) они и должны избираться. Если иначе, то получается, что руководитель республики получает свои властные полномочия (по нефедеральным предметам ведения) не от народа (пусть даже посредством парламента), а от кого-то другого, не являющегося источником этой власти на данной территории.


От Дмитрий Кропотов
К Никола (02.12.2004 15:08:05)
Дата 02.12.2004 15:17:41

Так Глава республики

Привет!

>Так что термин такой есть. Я его использовал только как собирательный (глава субъекта), чтобы не писать каждый раз “главы республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей и городов федерального значения “. Возможно термин “глава субъекта РФ” и является невполне нормативным для федерального законодательства. Но ведь за пределами федеральных и совместных полномочий субъекты РФ самостоятельны в установлении своей системы органов государственной власти. Если хотят – могут установить должность Глава республики, который и будет высшим должностным лицом.
>В том же законе № 184-ФЗ в ст.17 п.2 сказано: Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

>Для субъектов РФ важно соблюсти, чтобы эта высшая должность была главой исполнительной власти. Нет проблем. Все Главы являются руководителями исполнительных органов, но от этого они не перстают быть Главами республик. И как главы республик (высшие должностные лица) они и должны избираться. Если иначе, то получается, что руководитель республики получает свои властные полномочия (по нефедеральным предметам ведения) не от народа (пусть даже посредством парламента), а от кого-то другого, не являющегося источником этой власти на данной территории.

Всего лишь _название_, сделанное с учетом исторических особенностей территории.
Скажем, вполне мыслим Хан Татарстана, к примеру.
Возьмут должность Шаймиева и переименуют - будет вместо Главы Татарстана - Хан татарский.
Это всего лишь ярлык. По сути-то он будет не представлять народ Татарстана, а являться главой ветви исполнительной власти в Татарстане.
Вы же нагружаете _название_ должности определенным смысловым содержанием, тогда как это содержание исчерпывающе, на мой взгляд, описано в законе 184-ФЗ.
Ни о каком представительстве там речи нет - глава исполнительной власти и точка.
Разумеется, и глава исполнительной власти может избираться - напр., избирается же Президент РФ.
Но он, помимо того, что явл. главой исполнительной власти - явно обозначен как глава государства, т.е. глава России (ст.80 Конституции).
Поэтому для Президента страны ваши доводы, основанные на том, что он, помимо главы исполнительной власти - еще и глава государства - и на этом основании должен избираться - справедливы.
А в отношении глав субъектов федерации - я думаю, эти ваши аргументы оспоримы.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Дмитрий Кропотов
К Дмитрий Кропотов (02.12.2004 15:17:41)
Дата 02.12.2004 15:40:40

Вообще говоря

Привет!

вы опять возразите, что, в слизанных с федеральной Конституции Конституциях субъектов и статья про главу субъекта присутствует.

Чтож, тут тупик. Однозначно, что как главу исполнительной власти федеральная власть вправе главу субъекта назначать.
Но как главу субъекта его бы полагалось избирать.
Выход - разделить посты, скажем, считать главой субъекта федерации - председателя ЗАКС субъекта федерации.
А высшее должностное лицо будет главой исполнительной власти.


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Никола
К Дмитрий Кропотов (02.12.2004 15:40:40)
Дата 02.12.2004 15:53:04

Вот-вот

>Привет!

>вы опять возразите, что, в слизанных с федеральной Конституции Конституциях субъектов и статья про главу субъекта присутствует.

Не так хотел возразить, но и такое возражение верное. Хотел сказать, что субъекты же самостоятельны в установлении внутренней системы власти. и самостоятельность эту у них не отнять. захотят и слижут все с конституции РФ.
Да и должность Главы вызвана не просто историческими традициями, а реальными потребностями. Представлять субъект в отношениях с другими субъектами и с центром ведь кто-то должен. Вот и выкручиваются кто как может.

>Чтож, тут тупик.

Да, пока нормального решения не предложено.

>Однозначно, что как главу исполнительной власти федеральная власть вправе главу субъекта назначать.
>Но как главу субъекта его бы полагалось избирать.
>Выход - разделить посты, скажем, считать главой субъекта федерации - председателя ЗАКС субъекта федерации.
>А высшее должностное лицо будет главой исполнительной власти.

Вариант. Но президент, почему-то, пошел другим путем.