От Alexandre Putt
К IGA
Дата 02.12.2004 20:16:47
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Теоремы, доктрины;

Краткий обзор проблемы

> А как Вы относитесь к предположению, что хотя некоторые люди и ведут себя нерационально, со временем их число уменьшается ввиду "естественного отбора", т.е. поведение среднего человека становится всё более рациональным, поэтому всякими тонкостями экономистам можно пренебречь - достаточно только подождать немного ?

Для этого необходимо, чтобы гомоэк реально существовал. Однако гомоэк - это смитовская абстракция. Например, даже на финансовом рынке принимается масса нерациональных решений. Это первое.
Второе (гипотетический анализ). Играет роль не столько "естественный отбор", сколько представления всех участников большой "игры" о поведении других. Поясняю, даже в литературе про гомоэков предлагалось как-то определение рациональности не как "человек действует рационально" (согласно аксиомам рациональности), а принимающий решения считает, что другие действуют рационально. В нашем случае это выражается в следующее: если определённое число гомоэков и присутствует, то "естесвенный отбор" они не пройдут, потому что большинство поступает по другим правилам.
Третье. Само допущение о совершенном человеке, который совершает калькуляции полезности на основе полной информированности, конечно, очень далеко от реальности. Это понимают даже ортодоксы. Поэтому тот же Саймон в 50-ых ввёл термин ограниченной рациональности, т.е. рационального поведения в условиях неполной информированности. Так вот, вклад цитируемых здесь Канемана и Тверского в том, что они экспериментально опровергли ограниченную рациональность. Т.е. люди ведут себя нерационально не из-за недостатка в образовании, плохой мотивации, отсутствии опыта, а по совсем другой причине.
Довольно авторитетный в этой сфере Плотт (Charles Plott) пишет о существовании двух подходов: психологического и экономического. Психологи используют "философию базовых ценностей, на основании которых 'конструируются' предпочтения"; конструирование предпочтений зависит от контекста (среды), поэтому предпочтения неустойчивы, если вообще можно считать их существующими (Plott, 1996, Rational Individual Behaviour in Markets and Social Choice). Это перекликается с тем, что ещё в 1928-29 гг. заявлял Фрэнк Найт (Knight): сущность желаний - в изменчивости, поэтому они не могут представлять из себя объект научного исследования. Таким образом, для традиционной экономики здесь нет места, продолжает Плотт, так как невозможны оптимизация и стратегии в поведении. Этой теории Плотт противопоставляет свою, в которой потребности "обнаруживаются" (discover) индивидами в ходе экономических процессов. Таким образом, отход от рациональности (повторно) объясняется с помощью класса моделей, которые получили название "с обучением", но уже на основе более сложной модели. Это опять же перекликается с поведенческими моделями, используемыми в современной макроэкономике. Однако сам Плотт не представляет существенных доказательств для своей теории. В то же время на такую трактовку есть масса возражений: Тверский отрицает, что обучение и опыт достаточны для выполнения аксиом рациональности. Более того, допустим, даже если повторять экспериментальные игры и наблюдать улучшение в поведении (с точки зрения рациональности), то это улучшение не переносится на аналогичные ситуации.
Четвёртое. Пример собственно эксперимента (на основе Канемана и Тверского).
Две группы людей. Первой группе предлагается сделать выбор в следующей проблеме:
Представьте себя богаче на $200
У Вас есть выбор:
1) сыграть в лотерею и получить $600 с шансом 33%
2) получить $200

Второй группе:
Представьте себя богаче на $600
У Вас есть выбор:
1) потерять всю сумму с шансом 66%
2) не рисковать и расстаться с $400

Конкретные цифры здесь не играют роли, я восстанавливаю по памяти (нужны точные примеры со ссылками - обращайтесь отдельно).

Так вот, в первой группе большинство противоположный вариант тому, что во второй группе, хотя эти проблемы совершенно идентичны. Есть и масса других аналогичных экспериментов. Значит, поведение людей определяется контекстом, в котором ставится и решается проблема.

"Эквивалентные формулировки одной и той же проблемы ведут к систематически разным предпочтениям. Очевидно, люди выбирают между описаниями вариантов, а не непосредственно между вариантами." (Tversky, 1996). Это противоречит одной из основных аксиом рациональности - транзитивности, т.е. утверждению, что мое предпочтение A над B не зависит от третьего варианта C.