От Георгий
К И.Пыхалов
Дата 29.10.2004 10:19:29
Рубрики Тексты;

Я тут недавно постил статью из РЖ, где было сказано,... (*+)

>>Вы хотите сказать, что ограничений не было?
>>Так они были вплоть до 1935 года, когда 29 декабря (что уже почти 36-й) было издано постановление ЦИК и СНК об отмене ограничений, связанных с социальным происхождением.
>
>Совсем другое дело в благословенной царской России

... что тогдашний министр народного образования (как его?) сильно "подставился", оформив ограничения на прием в гимназии и др. всяких "кухаркиных детей" ЦИРКУЛЯРОМ. Мол, "естественные" ограничения, разумеется, были необходимы, а "простонародных" и так-то было в гимназиях не шибко много - поскольку у их семей не было на это средств - но зато введение ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ НОРМЫ дало возможность всяким там революционерам на это нажимать и пр.

Но вообще меня в свое время удивило, что С. Г. не разорвали "на клочки, на кусочки, на тряпочки" (с) за то, что опубликовано здесь:

http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a62.htm
http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a63.htm
http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a64.htm
==========
Я вроде как даже пытался примерно год назад раскрутить дискуссию на эту тему (в ней точно участвовали я, JesCid, Iva, Баювар - последний вначале даже поинтересовался, мои ли постинги %-) Участвовал ли Сысой - не припомню.
Цитаты из "Сов. цивилизации" ниже.)
==========
"...К слову сказать, ради своего довольно-таки тупого антисоветизма Говорухин вкрапил в модную одно время книгу "Великая кри­ми­нальная ре­во­люция" самые не­за­тейливые подтасовки. Вот одна: "75 лет назад в России произошел интеллектуальный переворот. Дети рабочих и крестьян получили право на достойное образование. Дети интел­ли­генции, духовен­ст­ва, дворянства не могли поступать в вузы - требовалась справка о рабоче-крестьянском происхождении. Они прожили жизнь в тем­но­те, в нищете...".
Эта обобщающая тирада - ложь самого низкого пошиба. Да, в СССР за счет рабочих и кре­стьян была расширена база интеллигенции, но старая-то в массе своей воспроизвелась. Да возьмите биографии нашего корпуса академиков - почти все они из "родовитой интеллигенции, духовен­ст­ва, дворянства" - это историкам хорошо известно, да и каждый может эти биографии просмотреть. А вспомним перестроечную книгу "Зубр" - в какой "темноте и нищете" жил дворянин Тимофеев-Ресовский, которого к тому же послали стажироваться в Германию? ...
...Я долго думал над этим странным явлением, спрашивал всех, кто мог подать мысль. Многие, с кем я говорил, сошлись на том, что сильнее всего таких людей оскорбляло и угнетало как раз то, что при советском строе «хамы, кухаркины дети» пошли в университет. Хамы забыли свое место, смешались с духовной аристократией, растворили ее в себе, портили ее расу. Вряд ли кто-нибудь из них в таких комплексах признается, но мечты наших «белых патриотов» о монархии и возрождении сословного общества, выступления типа говорухинского косвенно это подтверждают.
На словах, думаю, каждый признает, что охранять свои сословные привилегии, затрудняя детям из других социальных групп доступ к образованию, подло. Но ведь советская власть лишь частично помогла детям рабочих и крестьян преодолеть тот громадный разрыв в «стартовых возможностях», какой был у них по сравнению с детьми интеллигенции и имущих классов. Этот разрыв далеко еще не был преодолен, пробились лишь самые способные и упорные - через рабфаки, курсы и даже льготы. И даже это вызывает ненависть!
В детстве, после войны, я по уровню материального благосостояния мало отличался от моих сверстников - без отца, мать преподавательница техникума. Но я уже тогда видел, какими огромными преимуществами я обладал по сравнению с моими товарищами из рабочих семей. У меня дома была огромная библиотека, оставшаяся от отца. Я жил в атмосфере этих книг, энциклопедий, рукописей. Я жил в атмосфере разговоров моих родных - всех с высшим образованием, порой не с одним. В меня ежечасно, без труда, входили идеи, знания, символы, к которым мой сверстник из рабочей семьи должен был продираться с большим трудом, спотыкаясь, не имея впитанных с раннего детства навыков. Ему было трудно даже при формально одинаковом со мною доступе к знаниям. И вот за то, что советская власть проявила об этих детях небольшую дополнительную заботу - Говорухин ее проклинает. И после этого я должен считать его патриотом?.."
...Подобную же селекцию производит и "демократ" С.Аверинцев: "Нельзя сказать, что среди этой новой получившейся среды, новосозданной среды научных работников и работников умственного труда совсем не оказалось людей с задатками интеллигентов. Мы знаем, что оказались. Но... единицы" (Независимая газета, 03.01.92).
За всем этим - ностальгия по мифической царской России с высоким культурным сообществом: "Вхождение в это сообщество требовало длительного систематического труда. Кроме того, существовал и действовал закон о кухаркиных детях ". Странно еще, что советская философиня не сожалеет о телесных наказаниях - и ведь наверняка считает себя демократкой.


================
В этом отрывке РАЗВЕРНУТО И НЕДВУСМЫСЛЕННО выражена определенная ПОЗИЦИЯ (особенно там, где идет текст, выделенный мной жирным шрифтом).
Дм. Ниткин, встретив в свое время у С. Г. подобные сентенции (ни в коей мере не похожие на "оговорки" или "сказанное сгоряча"), причем в самых разных местах и по разным "поводам", открыто "расплевался" с ним и назвал его ... известно как. Это было и на нашем форуме, но особенно - на форумах Паршева и Контр-ТВ.
Мне почему-то кажется, что что-то такое зреет и у ряда других участников форума - но из неких соображений они предпочитают "дипломатию" и помалкивают.
Хорошо бы понять - из каких?