Привет!
>>СИСТЕМЫ РАЗНОГО МАСШТАБА ОПИСЫВАЮТСЯ РАЗНЫМИ ЗАКОНАМИ.
>
>Это неверно. Таяние льда в стакане "джин-тоника" и таяние айсберга в море-окияне описывается ОДНИМИ законами. :)
>А масштабы-то как разнятся...
Конечно, надеюсь добавить понимания.
По моему, Фриц хотел сказать что РАЗНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ОПИСЫВАЮТСЯ РАЗНЫМИ ЗАКОНАМИ.
Это краеугольный камень диалектической философии вообще и материалистического понимания истории в частности.
Слово МАСШТАБ не отражает, или не вполне отражает суть проблемы.
Философия выделяет пять форм движения, которые не сводятся одно к другой и описываются принципиально разными законами
-физическая
-механическая
-химическая
-биологическая
-общественная
Здесь для нас важно, что каждая из высших форм движения вносит на своем уровне такие законы, которые ни в коем случае не выводятся из законов движения форм низших.
Причем движение в высшей форме _складывается_ из движений низшей формы, но не _определяется_ им. Определяется оно законами движения высшей формы.
Ну, если взять аналогию - движение тела человека можно представить как чисто механическое - оно, скажем, подчиняется законам механики. Но двигается-то человек совершенно не под влиянием законов механики. Законы его движения определяются законами общественной формы движения.
Точно также для иного: в клетке идут химические реакции, имеет место химическая форма движения, но сама клетка - это уже высшая форма движения - биологическая, и ее законы - не сводятся к законам химических реакций.
Здесь коренное различие между редукционистами и диалектиками - первые утверждают, что низшие формы движения прямо вытекают и сводятся в высшим, т.е. биологическая форма движения - поведение животных определяется, в конечном итоге, движением и взаимодейтсвием атомов его тела. А диалектики отрицают сводимость низших форм к высшим.
ТАк вот, поведение отдельного человека (вне общества) - определяется чисто биологическими законами - это доказывают судьбы реальных Маугли. А поведение человека как общественного существа - определяется только законами общественной формы движения, и никакими иными.
Поэтому для изучения законов поведения общества нет необходимости изучать поведение отдельного человека - оно является общественным и только общественным и определяется законами общества, в котором он живет.
Ваш подход примерно аналогичен тому, как если бы мы стали изучать поведение отдельных клеток в надежде разобраться в поведении животного, которое участвует в стадной охоте.
Так и для изучения поведения обществ, взаимодействующих друг с другом - нужно изучать законы общества, а не законы поведения клеток, из которых оно состоит (людей).
>По моему, Фриц хотел сказать что РАЗНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ОПИСЫВАЮТСЯ РАЗНЫМИ ЗАКОНАМИ.
Я всего лишь хотел дать понять, что "общефилософские утверждения" как правило неверны. по причине неконкретного формулирования. Они допускают (как бы) расширительное толкование - и тут же напарываются на ограничение применимости. Поэтому. я был бы рад получать от Фрица тезисы, которые будут обладать большей конкретикой и четкостью формулировок. Для меня такие тезисы. в итоге. будут содержать больше смысла чем те. которыми меня Фриц потчует.
>Это краеугольный камень диалектической философии вообще и материалистического понимания истории в частности.
До форм движения - мы еще не добрались. Мы еще даже не оговорили что же может двигаться, и в каком пространстве. :)
> А диалектики отрицают сводимость низших форм к высшим.
Меня в самой малой степени волнует "сводимость". Меня интересует такое положение дел. когда каждый существенный для итога "движения" процесс получает адекватное описание-механизм.
>А поведение человека как общественного существа - определяется только законами общественной формы движения, и никакими иными.
Вот тут - хотелось бы доказательств. что "только".
Или рамок применимости - где "только" годится, а при каких условиях в обществе - уже нет.
>Ваш подход примерно аналогичен тому...
Это вам только кажется. На самом деле - все немного проще, но не будем забегать вперед.