>"Так например, в “Аэрофлоте” в 1980 году на один пассажиро-километр расходовалось 91,5 г условного топлива, а в США 113 г (то есть на 25% больше). Энергетическая экономичность авиаперевозок в СССР была достигнута несмотря на то, что удельные расходы керосина в отечественном (конструктивно более простом и дешевом) двигателе НК-8-2У (самолет Ту-154) были на 60% больше, чем в американском двигателе CFM56-2 (самолет Боинг-737). Причина меньшего расхода горючего заключалась в плановой организации авиаперевозок."
>Пытаюсь разобраться в ситуации. По данным Государственной службы гражданской авиации [1] у самолетов ТУ-154 пассажировместимость 168, Boeing 737 - 240.
>Расход топлива на 1 км Boeing-737 примем за m граммов, тогда расход топлива на 1 км ТУ-154 получается 1.6m граммов.
Предположим, нам нужно отправить 1680 человек (=168*10=7*240) на расстояние в 1 км. При отправке их с помощью 10 ТУ-154 мы потратим 16m (=10*1.6m) граммов.
Под удельным расходом керосина Вы подразумеваете расход на перевозку 1 человека. В то время как, очевидно, под удельным расходом топлива двигателем ( не самолетом!!!) подразумевается расход на создание единицы тяги. То, как и сколько сможет потянуть самолет и с какой скоростью зависит еще и от авионики планера. Кроме того Вы считаете так, как будто у Боинга и Ту-154 двигатели одинаковой мощности ( в сумме), только у нашего самолета потребляют больше топлива. На самом деле это вряд ли так. У Ту-154 три двигателя, у Боинга-4. Потом, Вы совершенно не принимаете во внимание фактор организации перевозок, который вообще слабо зависит от типа самолета.
> В то время как, очевидно, под удельным расходом топлива двигателем ( не самолетом!!!) подразумевается расход на создание единицы тяги. То, как и сколько сможет потянуть самолет и с какой скоростью зависит еще и от авионики планера.
Игорь,
спасибо за разъяснение. Видимо, при таких обстоятельствах у нас недостаточно данных для того, чтобы независимо посчитать или оценить эффект от плановости перевозок в СССР - и мы можем лишь доверять (или не доверять) опубликованному мнению.
Двигатели более экономичные в США, а расход топлива в авиаперевозках на пассажирокилометр лучше в СССР. Ясно, что либо советская система лучше организована, либо летные качества самолетов у нас были гораздо выше.
>спасибо за разъяснение. Видимо, при таких обстоятельствах у нас недостаточно данных для того, чтобы независимо посчитать или оценить эффект от плановости перевозок в СССР - и мы можем лишь доверять (или не доверять) опубликованному мнению.
Опять ошибаетесь. Если данные по конечному расходу топлива на пассажирокилометр верны, то эффект равен разности - и в пользу СССР. Независимо Вы не можете оценить другие вещи - типа того, чему равна заполненность салонов в самолетах в США или тому подобное. Т.е. Вы не можете вычленить составляющие конечного эффекта и сравнить их с реальностью. Но сам эффект-то налицо!