От K
К Miguel
Дата 11.09.2004 19:26:50
Рубрики История; Манипуляция; Идеология;

Re: Вспоминая советское...

Семенову не известны азы любой системы управления, хоть в обществе, хоть в клетке, хоть в
технике, - обратная связь. Т.е. не только мы влияем на что-то, но и это что-то
обязательно влияет на нас. У Семенова мышление на уровне времен Ньютона, это тогда еще
строили детерминистские концепции для сложных явлений.

А по поводу влияния поступков отдельно взятого индивида на глобальный исторический
процесс, пожалуйста, пример. Не нашлось у индейцев архаровца, который бы придумал колесо.
Ни нашлось и точка. А роль колеса в жизни цивилизаций древности трудно переоценить.

> Бессмысленно повторять широкие фразы вроде <бытие определяет сознание>

Если нельзя измерить насколько влияет, то бессмысленно, тогда это не наука, а литература,
не более.

>.Семёнов заявляет: <подлинное материалистическое понимание истории немыслимо без
признания существования социальной материи. . .

Если <социальную материю> нельзя измерить, то это и не предмет науки.





От Miguel
К K (11.09.2004 19:26:50)
Дата 11.09.2004 22:02:30

Про колёса

Самое главное, что колесо они «почти что» знали. У них в музеях полно серёг – идеальных дисков из горных пород с дыркой посредине. Но они символизировали солнце. А как же солнце по земле катить? Нельзя! Иными словами, именно религиозные убеждения и воспрепятствовали развитию производительных сил. Согласно Семёнову, религия и мораль определяются экономическими отношениями, которые, в свою очередь, определяются уровнем развития производительных сил, но никак не зависят от сознания и воли людей. Вот и поди разберись, почему, по мере роста «прибавочного продукта», выросший уровень развития производительных сил породил религию и мораль, которые в одной точке планеты позволили изобрести колесо, а в другой точке не позволили. Почему в разных местах одни и те же станки рожают разные идеи, если идеи эти зависят только от социальной материи, но никак не зависят от человеческих мозгов.


От K
К Miguel (11.09.2004 22:02:30)
Дата 12.09.2004 15:14:52

Re: Про Мадонну

У Сахлинса есть хорошая цитата о "система экономических отношений выступает как явление,
существующее независимо от сознания и воли людей" (Семенов)

"Все идиотизмы современной жизни - от кроссовок Волкман и Рибок до норковых шуб и
бейсбольных игроков, получающих по 7 миллионов долларов в год, до МакДональдса и Мадонны и
другого оружия массового уничтожения - вся эта курьезная культурная схема тем не менее
представляется экономистам ясными проявлениями универсальной практической мудрости".
(Прощайте печальные тропы. Этнография в контексте современной мировой истории)

> От удовлетворения каких-то потребностей человек может сам отказаться, если ради них надо
прилагать слишком большие усилия. И тут за человеком остаётся сознательный выбор.

У Кейнси есть понятие мультипликатора. Государство вкладывает, например, деньги в
производство в регионе, вокруг него разрастаются сопутствующие производства, работники
тратят деньги - разрастается сфера услуг, производства питания, одежды. Происходит общее
оживление экономики, государство получает много налогов. Но мультипликатор работает до
определенного уровня, так как люди при слишком больших доходах начинают уже откладывать
деньги в кубышку - в банк. Вкладывать более деньги для государства смысла нет. Т.е. даже
для капитализма в его наиболее агрессивном виде, в США, нет никаких <необъятных
потребностей>, рано или поздно наступает насыщение. Современная экономика США все больше
держится на <дутых потребностях> (не представляющих никакого реального улучшения качества
жизни, а лишь подтверждающих социальный статус), от которых можно отказаться не моргнув
глазом хоть завтра, да реклама не дает, измываясь над психикой, занимаясь социальным
шантажом - <или Волкман и Рибок, или ты чмо>.


> Семенов - Как свидетельствуют данные этнографии, самой ранней и одновременно самой
простой формой коммуналистических отношений была такая, при которой человеку не выделялась
ни коллективом, ни отдельными его членами определенная доля общественного продукта. Он
просто сам брал ее из общего фонда

Кибуцники. . . Да даже у обезьян есть собственность, удобный камень для колки орехов, и
другая обезьяна его не возьмет. По Семенову первобытные люди есть деградация <общественных
отношений> по сравнению с обезьянами. Приехали.

> Семенов - Разборно-коммуналистические отношения соответствуют такому уровню развития
производительных сил, при котором весь создаваемый обществом продукт был
жизнеобеспечивающим.

Ну да, конечно. Поэтому археологи и находят искусственно созданные бусы возрастом с
миллион и более. Тогда еще и современного человека то не было, а бусы уже были, причем
сделать их в той технологии было отнюдь не просто.

> Существующие отношения побуждали человека не просто трудиться, но трудиться с
максимальной отдачей.

Апофигей. Нашли трудоголиков, бушменов. Почему негров ловили и завозили американцы во
Флориду? Так индейца шиш работать заставишь. Он скорее сдохнет, чем будет потеть на
хлопковой плантации. В гробу он видел ту <максимальную отдачу> и те <побуждения>.