От Александр
К self
Дата 06.08.2004 08:28:17
Рубрики Прочее; Тексты;

Логичнее считать общество набором колебательных контуров.

>>>Классический пример из теории игр - "дилемма заключенного". (Двое сидят под следствием. Если подозреваемый сознается - ему скинут срок. Если не сознается - добавят срок. Если оба не сознаются - обоих отпустят за отсутствием улик.) Или, ближе к жизни: каждому выгоднее работать в бизнесе, чем в школе. Но снижение качества и уровня образования ухудшает общие возможности ведения бизнеса.
>>
>>- постулированное отсутствие контактов между заключенными.
>
>>Таким образом чтобы разрушить общество достаточно нарушить возможность рассмотрения его как единое целое. Дальше оно разрушиться само.
>
>тогда уж "чтобы разрушить общество достаточно нарушить возможность" ведения диалога внутри общества. Хотя это и так понятно, если считать обществом систему, представляющую собой объединение через связи

При том каждыя общность людей настроена на одну и ту же частоту. Свои входят в резонанс со своими. Но чужие к этому резонансу не чувствительны. Хотя связаны средой все одинаково. Для одних картина "Грачи прилетели" - символ жизни - весна, солнце, проталины на холме, хоть деревья еще не распустились, но уже вернулись первые перелетные птицы и кормежка для них в земле появилась. после полугода ледяной стерильности и смерти. На заднем плане церковь воскресшего из мертывх Христа. Для других - символ смерти: Дерево на холме как крест, со всей округи слетелись вороны, из-под чистого покрывала снега, белого как свадебное платье проступает земля цвета свежей могилы и неподалеку кладбищенская часовня. Для одних немецкий родной, а у другого прямо как генетическая память какая-то: услышав немецкий порыветься спрятаться, оглядеться и нашарить приклад автомата одновременно. Даже если по-немецки кто-то в любви объясняется.

Но связи то одинаковые - через землю, через воздух, через льготы и даже через мировой рынок. А в резонанс входят только со своими. Приемники у всех одинаковые, но связаны через них лишь те кто настроился на одну станцию, хоть радиоволны всех станций до всех одинаково доходят. Так что не думаю что Маркс сменил бы фамилию. Для этого жизнь наблюдать мало. Надо и образование получить современное. Знать как радио работает, как компьютеры, что такое генетика, иммунитет, цепная реакция и черти что еще, чего мы и не замечаем даже, но в позапрошлом веке показалось бы сумасбродством. А он тогда только механику и знал как наш Кропотов.

От Вячеслав
К Александр (06.08.2004 08:28:17)
Дата 24.08.2004 13:30:15

Тогда дело плохое...


>При том каждыя общность людей настроена на одну и ту же частоту. Свои входят в резонанс со своими. Но чужие к этому резонансу не чувствительны. Хотя связаны средой все одинаково. Для одних картина "Грачи прилетели" - символ жизни - весна, солнце, проталины на холме, хоть деревья еще не распустились, но уже вернулись первые перелетные птицы и кормежка для них в земле появилась. после полугода ледяной стерильности и смерти. На заднем плане церковь воскресшего из мертывх Христа. Для других - символ смерти: Дерево на холме как крест, со всей округи слетелись вороны, из-под чистого покрывала снега, белого как свадебное платье проступает земля цвета свежей могилы и неподалеку кладбищенская часовня. Для одних немецкий родной, а у другого прямо как генетическая память какая-то: услышав немецкий порыветься спрятаться, оглядеться и нашарить приклад автомата одновременно. Даже если по-немецки кто-то в любви объясняется.

Ваш пример очень напоминает рассуждение Гумилева об этнической комплиментарности (Этногенез и биосфера Земли. XXVII. Поле в системе). Получается что в нашем обществе нет «резонанса»?, т.е. наше общество включает две противоборствующие культуры (народа, этноса, суперэтноса)? Если так, то как не крути, а выход будет один – очередная гражданская?

От self
К Вячеслав (24.08.2004 13:30:15)
Дата 25.08.2004 06:57:37

"нет худа без добра" (с) народ

>Ваш пример очень напоминает рассуждение Гумилева об этнической комплиментарности (Этногенез и биосфера Земли. XXVII. Поле в системе). Получается что в нашем обществе нет «резонанса»?, т.е. наше общество включает две противоборствующие культуры (народа, этноса, суперэтноса)? Если так, то как не крути, а выход будет один – очередная гражданская?

"боливар двоих не вынесет" (с) произнёс чувак, имя которого, как обычно, запамятовал.

p.s. боливар - это такая шапка (или кепка) которую носил то ли Пушкин, то ли во времена Пушкина. Т.е. смысл поговорки - одну шапку двоим носить нельзя, кто-то останется без головного убора и замёрзнет. По Паршеву и Дарвину (Андрею и Чарльзу) - вымерзает слабейший.

От Георгий
К self (25.08.2004 06:57:37)
Дата 26.08.2004 22:03:00

Это написал О'Генри - "Дороги, которые мы выбираем"


> "боливар двоих не вынесет" (с) произнёс чувак, имя которого, как обычно, запамятовал.
>
> p.s. боливар - это такая шапка (или кепка) которую носил то ли Пушкин, то ли во времена Пушкина. Т.е. смысл поговорки - одну шапку
двоим носить нельзя, кто-то останется без головного убора и замёрзнет. По Паршеву и Дарвину (Андрею и Чарльзу) - вымерзает
слабейший.

Нет. В данном случае Боливар - это все-таки кличка лошади.

----------
http://www.online-literature.com/o_henry/1044/

THE ROADS WE TAKE


--------------------------------------------------------------------------------
TWIENTY miles West of Tucson, the "Sunset Express" stopped at a tank to take on water. Besides the aqueous, addition the engine of
that famous flyer acquired some other things that were not good for it.
While the fireman was lowering the feeding hose, Bob Tidball, "Shark" Dodson and a quarter-bred Creek Indian called John Big Dog
climbed on the engine and showed the engineer three round orifices in pieces of ordnance that the carried. These orifices so
impressed the engineer with their possibilities that he raised both hands in a gesture such as accompanies the ejaculation "Do
tell!"
At the crisp command of Shark Dodson, who was leader of the attacking force the engineer descended to the ground and uncoupled the
engine and tender. Then John Big Dog, perched upon the coal, sportively held two guns upon the engine driver and the fireman, and
suggested that they run the engine fifty yards away and there await further orders.
Shark Dodson and Bob Tidball, scorning to put such low-grade ore as the passengers through the mill, struck out for the rich pocket
of the express car. They found the messenger serene in the belief that the "Sunset Express" was taking on nothing more stimulating
and dangerous than aqua pura. While Bob was knocking this idea out of his head with the butt-end of his six-shooter Shark Dodson was
already dosing the express-car safe with dynamite.
The safe exploded to the tune of $30,000, all gold and currency. The passengers thrust their heads casually out of the windows to
look for the thunder-cloud. The conductor jerked at the bell-rope, which sagged down loose and unresisting, at his tug. Shark Dodson
and Bob Tidball, with their booty in a stout canvas bag, tumbled out of the express car and ran awkwardly in their high-heeled boots
to the engine.
The engineer, sullenly angry but wise, ran the engine, according to orders, rapidly away from the inert train. But before this was
accomplished the express messenger, recovered from Bob Tidball's persuader to neutrality, jumped out of his car with a Winchester
rifle and took a trick in the game. Mr. John Big Dog, sitting on the coal tender, unwittingly made a wrong lead by giving an
imitation of a target, and the messenger trumped him. With a ball exactly between his shoulder blades the Creek chevalier of
industry rolled off to the ground, thus increasing the share of his comrades in the loot by one-sixth each.
Two miles from the tank the engineer was ordered to stop.
The robbers waved a defiant adieu and plunged down the steep slope into the thick woods that lined the track. Five minutes of
crashing through a thicket of chapparal brought them to open woods, where three horses were tied to low-hanging branches. One was
waiting for John Big Dog, who would never ride by night or day again. This animal the robbers divested of saddle and bridle and set
free. They mounted the other two with the bag across one pommel, and rode fast and with discre- tion through the forest and up a
primeval, lonely gorge. Here the animal that bore Bob Tidball slipped on a mossy boulder and broke a foreleg. They shot him through
the head at once and sat down to hold a council of flight. Made secure for the present by the tortuous trail they- had travelled,
the question of time was no longer so big. Many miles and hours lay between them and the spryest posse that could follow. Shark
Dodson's horse, with trailing rope and dropped bridle, panted and cropped thankfully of the grass along the stream in the gorge. Bob
Tidball opened the sack, drew out double handfuls of the neat packages of currency and the one sack of gold and chuckled with the
glee of a child.
"Say, you old double-decked pirate," he called joyfully to Dodson, "you said we could do it -- you got a head for financing that
knocks the horns off of anything in Arizona."
"What are we going to do about a hoss for you, Bob? We ain't got long to wait here. They'll be on our trail before daylight in the
mornin'."
"Oh, I guess that cayuse of yourn'll carry double for a while," answered the sanguine Bob. "We'll annex the first animal we come
across. By jingoes, we made a haul, didn't we? Accordin' to the marks on this money there's $30,000 -- $15,000 apiece!"
"It's short of what I expected," said Shark Dodson, kicking softly at the packages with the toe of his boot and then he looked
pensively at the wet sides of his tired horse.
"Old Bolivar's mighty nigh played out," he said, slowly. "I wish that sorrel of yours hadn't got hurt."
"So do I," said Bob, heartily, "but it can't be helped. Bolivar's got plenty of bottom -- he'll get us both far enough to get fresh
mounts. Dang it, Shark, I can't belp thinkin' how funny it is that an Easterner like you can come out here and give us Western
fellows cards and spades in the desperado business. What part of the East was you from, anyway?"
"New York State," said Shark Dodson, sitting down on a boulder and chewing a twig. "I was born on a farm in Ulster County. I ran
away from home when I was seventeen. It was an accident my coming West. I was walkin' along the road with my clothes in a bundle,
makin' for New York City. I had an idea of goin' there and makin' lots of money. I always felt like I could do it. I came to a place
one evenin' where the road forked and I didn't know which fork to take. I studied about it for half an hour, and then I took the
left- hand. That night I run into the camp of a Wild West show that was travellin' among the little towns, and I went West with it.
I've often wondered if I wouldn't have turned out different if I'd took the other road."
"Oh, I reckon you'd have ended up about the same," said Bob Tidball, cheerfully philosophical. "It ain't the roads we take; it's
what's inside of us that makes us turn out the way we do."
Shark Dodson got up and leaned against a tree.
"I'd a good deal rather that sorrel of yourn hadn't hurt himself, Bob," he said again, almost pathetically.
"Same here," agreed Bob; "he was sure a first-rate kind of a crowbait. But Bolivar, he'll pull us through all right. Reckon we'd
better be movin' on, hadn't we, Shark? I'll bag this boodle ag'in and we'll hit the trail for higher timber."
Bob Tidball replaced the spoil in the bag and tied the mouth of it tightly with a cord. When he looked up the most prominent object
that he saw was the muzzle of Shark Dodson's .45 held upon him without a waver.
"Stop your funnin'," said Bob, with a grin. "We got to be hittin' the breeze."
"Set still," said Shark. "You ain't goin' to hit no breeze, Bob. I hate to tell you, but there ain't any chance for but one of us.
Bolivar, he's plenty tired, and he can't carry double."
"We been pards, me and you, Shark Dodson, for three year," Bob said quietly. "We've risked our lives together time and again. I've
always give you a square deal, and I thought you was a man. I've heard some queer stories about you shootin' one or two men in a
peculiar way, but I never believed 'em. Now if you're just havin' a little fun with me, Shark, put your gun up, and we'll get on
Bolivar and vamose. If you mean to shoot -- shoot, you blackhearted son of a tarantula!"
Shark Dodson's face bore a deeply sorrowful look. "You don't know how bad I feel," he sighed, "about that sorrel of yourn breakin'
his leg, Bob."
The expression on Dodson's face changed in an instant to one of cold ferocity mingled with inexorable cupidity. The soul of the man
showed itself for a moment like an evil face in the window of a reputable house.
Truly Bob Tidball was never to "hit the breeze" again. The deadly .45 of the false friend cracked and filled the gorge with a roar
that the walls hurled back with indignant echoes. And Bolivar, unconscious accomplice, swiftly bore away the last of the holders-up
of the "Sunset Express," not put to the stress of "carrying double."
But as "Shark" Dodson galloped away the woods seemed to fade from his view; the revolver in his right hand turned to the curved arm
of a mahogany chair; his saddle was strangely upholstered, and he opened his eyes and saw his feet, not in stirrups, but resting
quietly on the edge of a quartered-oak desk.

I am telling you that Dodson, of the firm of Dodson & Decker, Wall Street brokers, opened his eyes. Peabody, the confidential
clerk, was standing by his chair, hesitating to speak. There was a confused hum of wheels below, and the sedative buzz of an
electric fan.
"Ahem! Peabody," said Dodson, blinking. "I must have fallen asleep. I had a most remarkable dream. What is it, Peabody?"
"Mr. Williams, sir, of Tracy & Williams, is outside. He has come to settle his deal in X. Y. Z. The market caught him short, sir,
if you remember."
"Yes, I remember. What is X. Y. Z. quoted at to-day, Peabody?"
"One eighty-five, sir."
"Then that's his price."
"Excuse me," said Peabody, rather nervously "for speaking of it, but I've been talking to Williams. He's an old friend of yours,
Mr. Dodson, and you practically have a corner in X. Y. Z. I thought you might -- that is, I thought you might not remember that he
sold you the stock at 98. If he settles at the market price it will take every cent he has in the world and his home too to deliver
the shares."
The expression on Dodson's face changed in an instant to one of cold ferocity mingled with inexorable cupidity. The soul of the man
showed itself for a moment like an evil face in the window of a reputable house.
"He will settle at one eighty-five," said Dodson. "Bolivar cannot carry double."



От Сепулька
К self (25.08.2004 06:57:37)
Дата 25.08.2004 18:19:54

Вы все перепутали :)

Не знаю насчет шапки, но Боливар – это была кличка лошади в рассказе О’Генри. :) Так что «не вынесет двоих» - это означает, что лошадь упадет под тяжестью двух седоков.

От self
К Сепулька (25.08.2004 18:19:54)
Дата 26.08.2004 13:11:51

это был "тупой сарказм"...

...с глупой игрой слов. Хотелось соблюсти гармоничность ответа. Тянет иногда на тупость.

>Не знаю насчет шапки, но Боливар – это была кличка лошади в рассказе О’Генри. :)

на счёт лошади я в курсе - мать из деревни писала, а шляпы носили. У Пушкина где-то (может в "Онегине", где ещё я мог про это прочитать, более ничего не читая, не у СГ же) про шляпу. Она так называлась:
"Пушкин появлялся в партере театров, фиглярствуя в удивительно нескладном фраке, и в шляпе "боливар" - с такими широченными полями, что два человека не могли разминуться в дверях, одному приходилось обязательно наклоняться."
это из
http://www.divo.ru/lukas/pushkin/p06.htm

> Так что «не вынесет двоих» - это означает, что лошадь упадет под тяжестью двух седоков.

два седока = одна капля никотина

От Вячеслав
К self (25.08.2004 06:57:37)
Дата 25.08.2004 14:37:24

Re: "нет худа...

> p.s. боливар - это такая шапка (или кепка) которую носил то ли Пушкин, то ли во времена Пушкина. Т.е. смысл поговорки - одну шапку двоим носить нельзя, кто-то останется без головного убора и замёрзнет. По Паршеву и Дарвину (Андрею и Чарльзу) - вымерзает слабейший.

Ну да, а кто именно слабейший, как правило, выясняется с помощью «кольтов» в тот момент когда большинству становится очень холодно. А так как один в поле не воин, то разборки начинают предварительно сгруппировавшись, а группируются по принципу «резонанса» и т.д. Так все-таки значит гражданская?


От self
К Вячеслав (25.08.2004 14:37:24)
Дата 26.08.2004 12:15:57

"классовая борьба будет обостряться" (с) Сталин


>Ну да, а кто именно слабейший, как правило, выясняется с помощью «кольтов» в тот момент когда большинству становится очень холодно. А так как один в поле не воин, то разборки начинают предварительно сгруппировавшись, а группируются по принципу «резонанса» и т.д. Так все-таки значит гражданская?

она была, есть и будет. Вы не видите боевых действий со стороны пятой колоны (взявшей власть после Сталина) и колонны воров и бандитов (часть которых эти уроды амнистировали придя к власти)? В в РФ живёте?

От Вячеслав
К self (26.08.2004 12:15:57)
Дата 27.08.2004 14:53:48

Re: "классовая борьба...

> "классовая борьба будет обостряться" (с) Сталин
Ну так то борьба, а я про войну, в том смысле когда мужики собираются кучками и начинают друг в друга палить из всех подручных средств, да и еще пленных практически не берут, потому как гражданская…

> она была, есть и будет.
Борьба как и сотрудничество действительно всегда будут, диалектика-с

> Вы не видите боевых действий со стороны пятой колоны (взявшей власть после Сталина) и колонны воров и бандитов (часть которых эти уроды амнистировали придя к власти)?
Боевых или «боевых»? Я боевых действий, то бишь войны, слава Богу не вижу (хотя факты небольших столкновений на заре девяностых имели место быть).

> В в РФ живёте?
Да.

Я это все к тому веду, что по моим личным наблюдениям (и не только моим) в стране нарастает расслоение по признаку, который я бы назвал этническим (стереотип поведения, культура и все такое), по крайней мере, классовым (т.е. по наличию собственности) его не назовешь. Вообще когда СГКМ пишет о том, что «совок» в нас еще живет, это надо относить хоть и к большинству, но уже не к подавляющему. Уже так сложилось, что есть очень заметный процент людей ПРИНЯВШИХ западные ценности, ставших ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ по менталитету (со всеми вытекающими в отношении к собственности, труду, да и к ближнему). И ведь их много. Конечно, пока мы все хлебаем ложками из нефтяной трубы и живем в остатках советской инфраструктуры – проблемы сглаживаются. Но дальше то что будет? Если, к примеру «похолодает», то эти люди будут не «объединяться и делить», а «объединяться и отнимать». В общем ИМХО светит нам в «конце реформ» очередной «боевой восемнадцатый» с неизвестным, кстати, исходом.

От JuVK
К Вячеслав (27.08.2004 14:53:48)
Дата 27.08.2004 20:54:37

Re: "классовая борьба...и делёж призраков".

Добрый день!

>> Уже так сложилось, что есть очень заметный процент людей ПРИНЯВШИХ западные ценности, ставших ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ по менталитету (со всеми вытекающими в отношении к собственности, труду, да и к ближнему). >>И ведь их много.
>>Конечно, пока мы все хлебаем ложками из нефтяной трубы и живем в остатках советской инфраструктуры – проблемы сглаживаются. Но дальше то что будет?
>>Если, к примеру «похолодает», то эти люди будут не «объединяться и делить», а «объединяться и отнимать».
>>В общем ИМХО светит нам в «конце реформ» очередной «боевой восемнадцатый» с неизвестным, кстати, исходом.

Извините, что влез в полемику со стороны.
Меня она заинтересовала своей простотой.
Но хотелось бы возразить по таким моментам.
Первое. Эпоха Ельцина-Путина стимулирует "объединяться" лишь в групповщину. Например, как "Единая Россия", "СПС", "Родина" и прочая. А КПРФ власть раздирает на куски, превращая её в групповщину. Так что повторения "боевой восемнадцатый" невозможно, ибо объединяющей силы не предвидится. "Объединяться" в классическом понятии - улетело на небеса и измельчилось до неузнаваемости.
Второе. Что Вы предполагаете "делить"? Землю, чтоб на ней пахать? Смешно. Или нефтяные прииски, где вот-вот износ будет 100 процентов? Или КАМАЗ и ВАЗ при обилии иномарок? Или фабрики и заводы, которые превращены в офисы, казино, бардели, торговые рынки и прочая или превращены в развалины. Или коттеджи-замки, как призраки богатства? Или капиталы, которые давно уже уплыли за границу и продолжают утекать широким фронтом. Или патриотизм, который модифицировался в компрадоризм?
Или ВЫ думаете, что "объединяющая" сила и объекты "дележа" появлятся, как грибы в лесу. Итак -"объединяться и отнимать" больше смахивает на анархизм и махновщину, т.е. на пугало для маленьких детей. Так что "боевой восемнадцатый" не получается.

С уважением Juvk.

От Вячеслав
К JuVK (27.08.2004 20:54:37)
Дата 30.08.2004 14:56:34

Десять старушек = рубль или что делить всегда найдем

>Добрый день!
Здравствуйте.
>
>Извините, что влез в полемику со стороны.
На то он и публичный форум.

>Меня она заинтересовала своей простотой.
Есть грех, не умею изъясняться сложно. :)
>Но хотелось бы возразить по таким моментам.
>Первое. Эпоха Ельцина-Путина стимулирует "объединяться" лишь в групповщину. Например, как "Единая Россия", "СПС", "Родина" и прочая. А КПРФ власть раздирает на куски, превращая её в групповщину. Так что повторения "боевой восемнадцатый" невозможно, ибо объединяющей силы не предвидится. "Объединяться" в классическом понятии - улетело на небеса и измельчилось до неузнаваемости.
Совершенно согласен. Но я говорю не о эпохи «Ельцина-Путина» (скоре всего еще одна фамилия добавиться), а о последующей сразу за ней.

>Второе. Что Вы предполагаете "делить"? Землю, чтоб на ней пахать? Смешно. Или нефтяные прииски, где вот-вот износ будет 100 процентов? Или КАМАЗ и ВАЗ при обилии иномарок? Или фабрики и заводы, которые превращены в офисы, казино, бардели, торговые рынки и прочая или превращены в развалины. Или коттеджи-замки, как призраки богатства? Или капиталы, которые давно уже уплыли за границу и продолжают утекать широким фронтом. Или патриотизм, который модифицировался в компрадоризм?
Я принимаю как постулат прогноз о широкомасштабном кризисе инфраструктуры жизнеобеспечения в нашей стране и последующей за ним социальной катастрофы. Так вот, ситуация ИМХО будет тяжелой вдвойне из за раскола в сознании людей. Грубо говоря, одна часть общества сознательно готова уморить другую голодом и холодом в борьбе за убывающие ресурсы, а другая готова поставить первую к стенке за отход от солидарных норм. И этот раскол проходит через все слои населения. Слава Богу, катастрофы пока нет и все это лишь мои интуитивные выводы, но собственно по этому мне бы и хотелось послушать мнения других по этому вопросу. Т.е. какова вероятность вооруженного конфликта между так скажем «европеизированным» и «традиционным» слоями населения в условиях развала систем жизнеобеспечения?

>Или ВЫ думаете, что "объединяющая" сила и объекты "дележа" появлятся, как грибы в лесу. Итак -"объединяться и отнимать" больше смахивает на анархизм и махновщину, т.е. на пугало для маленьких детей. Так что "боевой восемнадцатый" не получается.
Объектом дележа может быть простой многоквартирный дом с работающей котельной и теплотрассой. Или как у нас в Новомосковске этим летом (это когда бытовые сточные воды стали в систему водоснабжения попадать и наш скромный городок на всю РФию прославился) колодцы. Короче если за что наши люди и будут драться, так только за то без чего жить невозможно, т.е. еда, теплое жилье и т.п.

С уважением.
Вячеслав.