От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 22.07.2004 20:45:52
Рубрики Тексты;

ЖКХ, недвижимость (-)




От Георгий
К Георгий (22.07.2004 20:45:52)
Дата 04.08.2004 23:01:22

Последняя реформа ЖКХ? (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2004/08/04/posle.shtml?print

Последняя реформа ЖКХ
Владимир Новиков


Если переживем нынешнюю, другие будут уже не нужны.

Петербургской жилищно-коммунальной реформе - месяц. Горожане уже получили и оплачивают счета-квитанции за июль, в которых в графе
<Итого> указаны суммы, на 250 - 300, а то и на 500 рублей превышающие те, что были в счетах за июнь. А что изменилось в городском
хозяйстве? На этот и другие вопросы обозревателю газеты Владимиру Новикову отвечает начальник управления по работе с объединениями
собственников жилья и управляющими компаниями жилищного комитета Олег Вихтюк.
- Что изменилось? Практически ничего. За последние полгода город стал чище, улучшилась ситуация с вывозом мусора, но этого мы
добились исключительно командно-административными методами, реформа здесь ни при чем.
- Так за что же мы сейчас платим?
- За реформу, которую нельзя было не начинать и результаты которой не могут быть видны через месяц. Слишком долго все накапливалось.
- Если мы оплачиваем реформу авансом, так и нужно было сказать.
- Это не аванс, скорее, частичная оплата накопившейся задолженности. Напомню предысторию. В советский период деньги, что мы платили
<за квартиру>, делились в такой пропорции: 60 процентов шли на оплату коммунальных услуг - электроэнергии, тепла, воды и т. д., 40
процентов - на содержание и ремонт собственно домов. К середине девяностых годов в связи с ростом стоимости коммунальных услуг
соотношение составляло уже 70 на 30.
Но полностью подорвал жилищную сферу кризис 1998 года. Жилищники и коммунальные монополисты заняли противоположные позиции. Чтобы
компенсировать падение своих доходов, в период с 1998 по 2004 годы поставщики электроэнергии подняли тарифы более чем в восемь раз,
поставщики тепла - более чем в семь раз, похожая ситуация и по водоснабжению. В то же время жилищники, понимая, что людям в
последефолтный период приходится очень трудно, в том числе и из-за подорожания <коммуналки>, заморозили свои тарифы. С 1998-го и по
июнь 2004 года плата за техническое обслуживание квадратного метра оставалась неизменной - 51 копейка. Пропорция, о которой я
говорил выше, к июню нынешнего года составляла уже 83 на 17. И даже после повышения она изменилась не столь значительно - 77 на 23.
Хуже, чем было в советский период. Так что ждать заметного изменения ситуации за один только месяц преждевременно.
К тому же вопрос не только в деньгах. Сама система управления ЖКХ с раздутым аппаратом, низкой дисциплиной, отсутствием
заинтересованности в результатах работы не может быть в одночасье исправлена никакими деньгами.
- Так зачем было обещать? Зачем публиковать <стандарты качества обслуживания жилых домов>, в которых предусмотрено еженедельное
мытье лестниц, ежедневная уборка дворов и прибытие сантехников по первому вызову?
- Отвечу совершенно откровенно: по плану реформирования, стандарты качества должны были быть приняты постановлением правительства
одновременно с новыми законами о ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов и вступить в силу тоже с 1 июля.
Не получилось. С одной стороны, еще не разработаны стандарты качества обслуживания на федеральном уровне, Санкт-Петербург в этом
вопросе является первопроходцем. С другой стороны, мешает сильное противодействие старой жилищной системы. Очень выгодно получать
деньги без четких параметров количества и качества оказываемых услуг.
- Откуда, из каких кругов, идет сопротивление?
- На уровне районов, среднего звена исполнителей. Отвечать за соблюдение стандартов именно им. Они считают, что еще к этому не
готовы. На мой взгляд, не только не готовы, но и не хотят. Сейчас, когда нет нормативов по качеству обслуживания, они вообще ни за
что не отвечают. И районным начальникам это удобно. К примеру, можно всех дворников РЖА бросить на уборку конкретной улицы, по
которой ожидается проезд высоких гостей, или площади, где будет проходить какой-нибудь праздник. То, что остальные улицы и дворы
останутся не метенными, никого не беспокоит.
- За реформирование системы управления, стандарты качества выступают губернатор, вице-губернаторы, председатели комитетов - и у них
не хватает административного ресурса, чтобы сломить позицию тех, кто не умеет и не хочет честно работать?
- Сломить, наверное, было бы можно. Но я не сторонник решать такие вопросы путем ломки. Ведь не руководителям городского уровня, а
именно районам работать по новым стандартам. К тому же у них была <железная> отговорка: за нынешние зарплаты никого нормально
работать не заставишь. В общем, если постановление о стандартах качества обслуживания будет принято до конца года, даже это будет
хорошо.
- Нам ежедневно звонят и пишут десятки людей, которые с раздражением говорят, что <устали ждать>. Лестницы подметают раз в месяц в
районе почтовых ящиков - где они еще есть. В подвале вода, пар, а в РЖА советуют нанять частную фирму, которая все отремонтирует.
- Я полностью этих людей понимаю и поддерживаю - в плане их претензий. Неприятно, некомфортно жить в сыром неубранном доме. Но я не
понимаю их в другом: они безропотно принимают беспрестанное повышение коммунальных тарифов, которые, думаю, скоро достигнут
европейского уровня, но дружно возмущаются единственным за шесть лет повышением платы за жилье и требуют немедленной отдачи.
- Но ведь деньги жилищные службы получат немаленькие - дополнительно 3 миллиарда рублей в год.
- На эти деньги можно отремонтировать четверть городских парадных. Но ведь нужно еще и зарплату рабочим повышать. У нас и лестницы,
и дворы убирают, трубы меняют и двери ремонтируют люди. От них в первую очередь зависит и качество обслуживания. Сегодня дворник
имеет до 4,5 тысячи рублей, с августа должен получать не меньше шести. Кто будет стараться - получит и премию. Я уже видел в городе
объявления: требуются дворники на новую, повышенную, зарплату.
- Олег Викторович, мне все равно непонятно, что и когда мы получим за свои деньги?
- Пока просто станет чище, начнутся ремонты. Когда будут узаконены стандарты - вы получите обслуживание по этим стандартам. Если
какие-то работы не будут выполняться - вы получите перерасчет или сможете заказать дополнительные работы в следующем месяце. Если
дом будет обслуживаться не на <хорошо>, а на <удовлетворительно>, квартплата будет, соответственно, снижена.
- А как обычный житель обычного дома сможет доказать, что лестницу в его парадном на минувшей неделе не вымыли? Как составить акт,
куда его нести?
- Акт или заявление пишутся в произвольной форме, но проблема в том, что его должны заверить в вашей же жилконторе. Вы на них
жалуетесь, а они должны жалобу утвердить. Такая вот у нас система. Поэтому я и сказал в начале разговора, что изменение тарифов -
еще не реформа, скорее, условие для ее проведения. Сама реформа заключается в создании при самом активном участии населения
товариществ собственников жилья и управляющих компаний, которые будут выступать заказчиками работ по обслуживанию домов. В этом
суть. Это единственный реальный выход из сложившегося положения.
- Тогда объясните подробнее, как что будет и почему само население должно взваливать на себя дополнительные хлопоты?
- И мировой опыт, и просто здравый смысл доказывают, что жилищно-коммунальная сфера нормально работает только тогда, когда в роли
заказчика ее услуг выступают сами граждане - напрямую или через уполномоченные организации: правления ЖСК, ТСЖ, домовые комитеты.
Возможно, это дополнительные хлопоты. Но ведь они вас не пугают, когда вы сами выбираете себе в магазине колбасу или новый костюм, а
не доверяете это дело городскому чиновнику. В жилищной сфере заказ за вас делает (и расплачивается за него вашими деньгами) чиновник
РЖА, человек, которого вы не выбирали, и он вам не подотчетен.
Реформа же заключается в следующем. Горожане по месту жительства должны создать органы управления, о которых я уже сказал. Мы сейчас
по всем муниципальным образованиям рассылаем пакеты документов, как создавать ТСЖ, кроме того, можно обратиться и к нам в комитет.
- ТСЖ - товарищество собственников жилья. А куда деться квартиросъемщикам?
- При создании объединения собственников жилья за них будет голосовать в качестве собственника город. Между собственником и
нанимателем жилья заключается договор, который и регулирует количество и качество услуг, уровень оплаты, санкции за невыполнение
условий договора.
Параллельно мы начинаем реформирование РЖА - они должны будут стать полноценными управляющими компаниями, правда, на первом этапе их
единственным акционером будет город. Товарищества могут самостоятельно выбирать подрядчиков, которые будут вести работы по
обслуживанию их домов, или делегировать это право выбранной управляющей компании, которая в свою очередь будет нанимать подрядчиков.
Такой компанией может быть государственная или независимая частная организация.
- И что это даст?
- Сейчас все наши деньги - и те, что мы с вами платим, и те, что добавляет бюджет, - сливаются в общий котел. Система их проедает,
ни за что не отвечая. После реформирования собственники будут сами заказывать и оплачивать только выполненную работу, причем
управляющие компании и подрядчики будут в очередь стоять, чтобы предложить свои услуги. Это не отдаленное будущее, процесс создания
ТСЖ и домкомов нарастает лавинообразно. Хорошее, как и плохое, имеет свойство расти как снежный ком.
- Хорошо, будут новые управляющие структуры, новая система. А что толку, если все работы по-прежнему будет выполнять тот же <дядя
Вася> - сантехник и <тетя Маша> - уборщица?
- Рассказывать можно долго, но приведу всего один факт. Свои услуги в качестве <жилищного управленца> городу предложила солидная
немецкая управляющая компания. Она планирует взять под опеку более сотни старых дореволюционных домов в Адмиралтейском районе. Мало
того, что дома эти никогда не видели ремонта и публика там живет самая обычная, там и инженерные сети такие старые, что даже
чертежей их прокладки не сохранилось, придется создавать их заново. Но немцы все просчитали и уверены, что, работая по общегородским
расценкам, не повышая цены и тарифы, смогут не только привести все в порядок, но и получить прибыль. Пригласив зарубежных
специалистов, мы, если можно так выразиться, запускаем живого рака в корзину с вареными.
- Интересный у нас с вами получился разговор, но слишком о многом мы говорили в будущем времени.
- Мы говорим о близком будущем. Как только успехи в отдельных домах, микрорайонах станут известны городу, реформа ускорится в разы.
- И все равно придется ждать...
- Если бы можно было начать реформу по команде, к примеру, с 1 июля и закончить к 1 августа, наверное, так бы и сделали. Но в
жилищной реформе невозможно ничего сделать без самих жильцов. Это ее главная проблема. И главная надежда. Когда мы научимся
распоряжаться своим жильем, своими <жилищными> деньгами и требовать за эти деньги нормального обслуживания, тогда никаких больше
реформ в этой отрасли не понадобится.


http://www.spbvedomosti.ru/2004/08/04/bezentuazi.shtml?print

Без энтузиазма...


Известно, что думают о реформе ЖКХ те, кого именуют <потребителями услуг> этого сектора. А как ее видят те, кто непосредственно в
нем занят?
Владимир Михайлович, столяр ГУЖА, стаж более 10 лет
- Я работаю в своем ГУЖА уже долгое время и неплохо живу. Про реформу ЖКХ, конечно, слышал, но что она даст лично мне, кроме
ненужных проблем? Возможно, с меня будут больше спрашивать, увеличат количество заказов, даже прибавят зарплату. А зачем мне это все
нужно?
Например, стану я получать денег официально в 2 раза больше, чем сейчас, то есть примерно 8 - 10 тысяч. Это на моем финансовом
положении не очень отразится. Если вы удивлены, то объясняю. На официальном месте у меня <столярка> со всеми инструментами. Поэтому
есть возможность халтурить.
Заказов у меня очень много. Объясняется это просто. Заказывать работу, например, по установке дверей, вставке стекол, застеклению
лоджий можно и у официальных организаций, в том числе и у нашего ГУЖА. Но это дорого, сроки не соблюдаются. В общем, жильцы таких
проблем не хотят и обращаются ко мне напрямую. А я и сделаю дешево и быстро, и еще гарантию дам.
Конечно же, при этом я хорошо выполняю работу, что поручает моя родная организация: вставляю стекла в подъездах, ремонтирую двери и
т. д. То же самое происходит и у сантехников. Поэтому мы и держимся на местах.
Реформа, насколько я понимаю, соберет много денег. Но уверен, что они большей частью осядут в кармане управляющего аппарата.
Ирина Сергеевна, дворник ГУЖА, стаж около 2 лет
- Я человек с высшим образованием, отправленная на пенсию с научной работы. Пришлось идти в дворники, сами понимаете, почему.
Работаю на договоре с кооперативом. Вначале мне дали убирать один дом и подметать рядом территорию. Деньги предложили мизерные - 4
тысячи в месяц. Поэтому взяла еще один дом на таких же условиях. Но это работа адская, не стану рассказывать, как я все это делаю.
За нее нужно платить очень много, наверное, на порядок больше. Подхалтурить у меня нет никакой возможности, поэтому приходится
терпеть. Обещают прибавку после начала реформы, но не сказали когда и на сколько.
Ольга Петровна, председатель ЖСК
- В принципе реформа должна принести результаты. Но все-таки в этом есть сомнения. У нас в кооперативе большой долг из-за
неплательщиков, и не уверена, что их число уменьшится, скорее наоборот - нежелание платить у людей увеличится, ведь меры, которые
собирается принимать правительство для борьбы с неплательщиками, скорее декларативные.
Мы для своих нужд сами нанимаем дворников, мусорщиков, сантехников. Понятно, что они работают не только у нас. Платить приходится
наличными. Зарплатой они недовольны, но, как ни странно, на качество работы мы не жалуемся, наверное, потому, что я сама все
контролирую. Конечно же, мы хотим увеличить подрядчикам зарплату, но вряд ли сможем это сделать, пока не рассчитаемся с долгами.
Возможно, это можно будет сделать с декабря.
Недавно для экономии поставили счетчик учета тепловой энергии. Экономия есть. Но странная вещь. Обслуживать его должно ГУЖА, за это
ему мы платим деньги. Но недавно положение изменилось: теперь в доме должен быть свой человек, который, закончив платные курсы,
будет обслуживать счетчик. Его за деньги должны учить, как снимать показания и обращаться с задвижками, а потом мы должны обеспечить
его зарплатой. То есть помимо повышения квартплаты на нас свалили еще и дополнительные обязанности.

http://www.spbvedomosti.ru/2004/08/05/ales.shtml?print

А лестницу Пушкин мыть будет?!
Евгений Веселов


О реформе ЖКХ на примере одного подъезда.

На двери нашего подъезда две недели висит красивая белая бумажка, частично отпечатанная типографским способом, а частично
заполненная от руки аккуратным, можно сказать ученическим, почерком. Сообщается нечто настолько санитарно-чистое и светлое, что
хочется это пропеть на радость себе и соседям: <Периодическая уборка лестничных площадок и маршей лестничной клетки. Влажное
подметание нижних двух этажей - ежедневно. Влажное подметание выше 2-го этажа - понедельник, четверг. Мытье лестничной клетки - 2
раза в месяц. Мытье пола кабины лифта (тут пропуск - в нашем старинном четырехэтажном доме лифтов нет). Мытье окон - один раз в
год...>
Бог с ним, с ежегодным мытьем окон - переживем, но остальное-то каково! Вы слышали что-нибудь подобное? Вот она, реформа ЖКХ, о
которой столько говорят и чиновники Смольного, и депутаты Мариинского, в действии! Все жильцы нашего подъезда ходят мимо этой
бумажки и радуются. День радуются, другой радуются, третий... В общем, недели две, а может, и все три висит эта бумажка. А радостные
жильцы как-то стали замечать, что за это время на лестнице скопились окурки, рекламные бумажки, серебринки от сигаретных пачек, даже
один пластиковый шприц валяется (увы, не все наши милые соседи получают кайф от чистоты)... Батюшки, скоро уже окошки в 2005 году в
очередной раз мыть - вот как время летит! - а нашу лестницу еще ни разу не подмели, не говоря уж о влажной уборке какой-нибудь
ступеньки... И вот что особенно меня умилило, когда сегодня утром я шел по родимой лестнице, отправляясь на работу: тополиный пух -
привет далекого июня. И я подумал, что этот пух - символ реформы ЖКХ. Судите сами: моя жена уже недели три вертит в руках два
розовых квитка квартплаты. На июньском значится <920 р. 90 к.>, а на июльском <1242 р. 52 к.>. Вот уже и июль спекся, а жилкомхоз
даже и за три с лишним сотни приварка (только с одной нашей квартиры) не нашел сил и времени, чтобы смахнуть июньский пух с нашей
лестницы. И это в самом начале реформы, о которой трубит красивая бумажка на двери подъезда. Так чего же нам ждать от этой реформы,
когда бумажку ветер унесет?
Кстати, на этой бумажке дальше сообщаются координаты ответственных лиц: <Нач. домоуправления ? 62 Бодунова Г. А. Нач. ЖЭС ? 4
Мкртычян В. А. (ГУЖА Адмиралтейского р-на)>. Я хорошо знаю и Галину Алексеевну и Виталия Араратовича. Если уж такие опытные
работники жилкомхоза ничего не смогли сделать с нашей лестницей, значит, наши деньги почему-то до них не дошли!
А Пушкина в заголовок мы вставили не ради красного словца. Солнце русской поэзии в конце 20-х годов ХIХ столетия заглядывало на нашу
лестницу - это исторический факт. Тут, на Фонтанке, 92 (между прочим, дом - памятник архитектуры), некоторое время жили его родные.
И если даже память об этом великом человеке не подвигла нашего дворника Пашу взять в руки метелку, то понятно, что от реформы ЖКХ
ничего хорошего в ближайшее время ждать не приходится!
P. S. А лестницу-то мы в конце концов и сами вымоем, как было не раз. Видимо, на это и рассчитывают отцы реформы.



От Георгий
К Георгий (22.07.2004 20:45:52)
Дата 28.07.2004 23:41:13

За что платим? (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2004/07/28/zachto.shtml

За что платим?



В последнее время представители властей часто упрекают горожан в гражданской пассивности. Живем мы, мол, каждый сам по себе,
утратили чувство коллективизма. Соседи друг с другом едва знакомы, в то время как состояние жилого фонда требует к себе всеобщей
заботы. Но вот что любопытно. Там, где квартиросъемщики объединяются и предпринимают попытки изменить ситуацию в лучшую сторону,
они, как правило, вступают с жилищниками в затяжные конфликты.
Из письма в редакцию членов домового комитета и квартиросъемщиков (всего 154 подписи) дома ? 129 по Ленинскому проспекту:
<С 1 апреля работники ЖЭС-1 ГУЖА Кировского района не производили уборку лестничных клеток; очистку мусоропровода (за исключением
нескольких дней, когда мусоропровод очищался); уборку придомовой территории (опять же за исключением нескольких дней).
Контейнер для мусора с весны увезен в ремонт. Но и он один проблемы сбора и вывоза мусора не решает. Это ясно всем, кроме
жилищников.
Мы живем, как в помойной яме, вдыхая зловония. Обещание уничтожить крыс во время объявленной по городу сплошной дератизации нашего
дома не коснулось. По этажам они бегают в любое время суток. У выхода с черной лестницы организован общественный туалет для всей
округи.
Многократные обращения к и. о. начальника 2-го участка ЖЭС-1 И. Н. Савицкой по поводу всех этих безобразий никаких результатов не
дают. Обращения к руководству Кировского ГУЖА также остаются без ответа>.
Отправив письма в редакцию и жилищный комитет городской администрации, жильцы 129-го дома (высотное здание вблизи станции метро
<Ленинский проспект>) просят решить вопросы вполне конкретные. В частности, установить два контейнера для вывоза мусора. Произвести
дератизацию за счет тех денег, которые выделял город. Перенести общественный туалет поближе к метро или хотя бы каким-то образом
отгородить его от жилого дома. Но самым значимым кажется следующее:
<Мы просим произвести перерасчет по квартплате за три месяца, с апреля по июнь включительно. За неоказанные услуги по уборке
лестничных клеток, очистку мусоропровода, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и уборку придомовой территории. Вернуть деньги
квартиросъемщикам или засчитать их в счет очередной квартплаты>.
Требование, согласитесь, справедливое, но практически совершенно невыполнимое. За отсутствие дольше положенного по нормативам
горячей воды прописаны хоть какие-то механизмы перерасчета. Что же касается услуг, предоставляемых жилищниками, никаких рычагов
воздействия у населения на обслуживающую организацию нет вообще.
Чиновники прекрасно знают, что можно работать спустя рукава, ничем не рискуя, и реагировать только на окрик вышестоящего начальства.
Конечно, можно порекомендовать домовому комитету обратиться с иском в суд. Но даже если дело будет в конце концов выиграно,
материальные издержки понесет не конкретное лицо, а жилищная организация. Она и расплатится деньгами тех же квартиросъемщиков.

...Примечательно, что длящийся несколько месяцев конфликт происходил на фоне обсуждения и принятия в ЗакСе пакета законов о жилищной
реформе и грядущей реорганизации ГУЖА, ЖЭСов и их подразделений.
Казалось бы, хотя бы в это время надо как-то подтянуться, проявить себя, чтобы удержаться на плаву. Однако чиновники демонстрируют
олимпийское спокойствие, видимо, не беспокоясь за свою судьбу.
Теперь, видимо, уже ясно, как она сложится. В интервью нашей газете (в номере от 23 июля <Право выбора есть у всех>) начальник
управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями жилищного комитета Олег Вихтюк проинформировал,
что <районные жилищные агентства превратятся в управляющие организации и будут участвовать в конкурсе>.
Имеется в виду конкурс на выбор жильцами каждого дома вне зависимости от формы собственности управляющей компании. Так как
конкурсантов будет весьма ограниченное количество, то вполне вероятно, что с нового года муниципальным домом ? 129 по Ленинскому
проспекту будет управлять все та же ЖЭС-1 Кировского ГУЖА. Только, наверное, иначе переименованная.

Эмма Беленкова