Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) и Леонид Концевич (Leonid Kontsevich) из
научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско (Smith-Kettlewell Eye Research
Institute) уверены, что тайна знаменитого произведения Леонардо да Винчи кроется в нас
самих.
Улыбка Моны Лизы в целом нейтральна. Как же получается, что люди, стоящие перед портретом,
находят в ней и очарование, и иронию, и насмешку над наблюдателем, и сдержанную радость и
даже лёгкую грусть.
Откуда такое разнообразие эмоций в ничего не значащем, вроде бы, выражении лица?
Всё дело в психологии нашего восприятия, говорят исследователи и в спорадических шумах,
которые возникают в нашей "видеосистеме".
Это колебания в числе фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, непосредственная
ложная активация абсорбирующих пигментов, шумы в работе нейронов, которые несут визуальные
сигналы в мозг.
В результате картинка чуть искажается и кажется нам тем более "разной" и живой, чем больше
времени мы на неё смотрим.
А ведь посетители галереи именно этим и занимаются - подолгу стоят перед картиной, пытаясь
разгадать её тайну. И обманывают сами себя.
Для проверки версии учёные создали программу, которая вводила случайный визуальный шум -
эквивалент снега, замеченного на ужасно настроенном телевизоре, в изображение полотна да
Винчи.
Случайные пятнышки, естественно чуть меняли мелкие детали в её улыбке.
Они спросили 12 человек, как они оценили получающееся выражение лица Моны Лизы. И получили
массу оценок - от "грустного" до "счастливого".
Возможно, говорят исследователи, Леонардо знал об этом эффекте человеческого восприятия.
Это одно из объяснений, почему его живопись настолько мощная.
есть иное, более правдоподобное объяснение.
Улыбка - это не растянутый рот, это набор "элементов", целая система
(известно, что больше всех частей тела именно лицо содержит мышц). У Давинчи
изображена только часть нормальной человеческой улыбки. Потому человек чисто
психологически и воспринимает эту "недоделанную" улыбку, как "тайную" - то
ли улыбается, то ли нет.