От Владимир К.
К Сысой
Дата 31.03.2004 19:37:26
Рубрики Образы будущего;

Это долго рассказывать. Покамест - о ярких аналогиях. (*+)

Вот, явление одной природы с обсуждаемой проблемой. Ближайшее будущее российского ВО вполне отчётливо прослеживается и без детальных исследований. Достаточно знать базовые идеи в головах наших правителей и видеть аналогичные результаты воплощения их в жизнь. Уверен, и после детальных исследований выводы откорректируются незначительно.


http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2004/03/31/53024

Российский авиапром добьют сверху


Россия утратит уникальную авиационную промышленность благодаря стараниям собственного правительства, активно помогающего ее конкурентам

Вчера западноевропейский производитель самолетов Airbus официально объявил тендер на размещение на российских авиапредприятиях очередного заказа на изготовление деталей для своих лайнеров на сумму 10 млн долл. в год. Этот, казалось бы, незначительный факт, по мнению некоторых экспертов, имеет серьезное стратегическое значение. Европейцы год от года усиливают свои позиции на российском рынке, с одной стороны, активно продвигая свои самолеты отечественным авиакомпаниям и всячески лоббируя отмену пошлин на ввоз иномарок, а с другой – фактически способствуют дальнейшему умиранию российского авиапрома. С «благотворительными» целями они загружают российские заводы заказами на второстепенные детали для своих лайнеров, открывают инженерные центры, куда переходят остатки квалифицированных кадров с отечественных предприятий. А на прошлой неделе европейский концерн EADS (куда входит Airbus) объявил об открытии дочерней компании в России. Одновременно с этим событием представители EADS заявляют о своем потенциальном интересе к одной из наиболее успешных российских корпораций – «Иркуту». Единственное, что сдерживает иностранцев, – это российское законодательство, которое не позволяет им владеть более чем 25-процентным пакетом акций корпорации. Однако помочь западным производителям решил глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. На этой неделе он заявил о готовящемся законопроекте, позволяющем увеличить долю иностранных предприятий в российском авиапроме с 25% до 49%.

Присутствие европейского Airbus и американского Boeing в России, даже если не иметь в виду активное продвижение ими своей техники, год от года усиливается. Обе корпорации имеют в России свои инженерные центры, куда, в силу лучшего по сравнению с отечественными конструкторскими бюро финансированием, «стекаются» проектировщики и инженеры с российских предприятий. Американцы развивают сотрудничество с АВПК «Сухой», в частности, по проекту ближнемагистрального самолета RRJ (именно регионального самолета сейчас остро не хватает России). Причем, как говорят представители российских авиапредприятий, совместный проект Boeing и «Сухого» изначально был выбран из нескольких других в надежде на американское финансирование разработок. Правда, никаких инвестиций «Сухой» пока так и не получил, проект который год находится «в стадии разработки», а альтернативные ему проекты уже устарели. Европейцы пошли другим путем – они нацелились превратить российские заводы в своего рода «сборочные цеха» для производства незначительных комплектующих для своих лайнеров. В конце прошлого года авиационный завод «Сокол», входящий в группу «Каскол», подписал первый в истории российского авиапрома контракт на поставку комплектующих для Airbus. Второй контракт, о котором было объявлено вчера, возможно, будет размещен на другом заводе – европейцы послали официальные письма в «Каскол», в корпорацию «Иркут» и в Воронежское авиастроительное объединение.

Европейский концерн, судя по всему, хотел бы пойти еще дальше. В преддверии публичного размещения акций (IPO) НПК «Иркут» о намерении приобрести долю в ее капитале заявили представители европейского оборонного концерна EADS. Правда, как сразу оговорились европейцы, пока они не определились с размером возможного пакета. По оценке экспертов, благодаря наличию зарубежных контрактов корпорация «Иркут» на данный момент является одним из самых устойчивых российских авиапромышленных предприятий. Ее выручка за девять месяцев 2003 года по US GAAP составила 368 млн долл., чистый убыток – 4,86 млн долл. Основная продукция «Иркута» – самолеты Су-30МК. По мнению экспертов, серьезным сдерживающим фактором для покупки иностранцами акций российских корпораций, в частности «Иркута», является существующее ограничение, по которому западный инвестор может владеть лишь 25-процентным минус одна акция пакетом. «По меркам нынешних авиационных предприятий 25% минус одна акция – это довольно большие деньги, – сказал RBC daily заместитель генерального директора «Национального проекта-334» Борис Рыбак. – Получается, что иностранцам предлагается принести 200 млн долл. и забыть про них, так как с таким пакетом фактически никакого участия в управлении компанией они принимать не будут».

Помочь иностранным корпорациям «возродить» российскую авиапромышленность решил недавно глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. В начале этой недели он заявил, что сейчас Федеральное агентство РФ по промышленности готовит законопроект, который позволит увеличить долю иностранного капитала в российской авиапромышленности до 49%. «Это необходимо сделать хотя бы для таких российских авиапредприятий, как "Иркут"», – недвусмысленно пояснил он причины такого решения. Конечно, с одной стороны, существует ряд позитивных моментов, которые может принести российским авиапредприятиям такое новшество. К примеру, как полагает эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин, европейцы заинтересованы в том, чтобы войти в альянс с российскими военными самолетостроительными корпорациями, так как только в этом случае у них есть шанс посоревноваться с Америкой. «После того как закончатся индийские и китайские контракты «Иркута», придется туго, – говорит Александр Храмчихин, – самим нам создать самолеты пятого поколения почти нереально – в любом случае, мы отстанем от американцев лет на 15. Возможно, что сотрудничество с европейцами позволит нам сократить этот отрыв и не даст полностью развалиться военному авиапрому».

Однако большинство представителей авиапромышленных предприятий, опрошенные RBC daily, крайне негативно оценили инициативу Бориса Алешина, отмечая, что в предложенных им поправках скрывается целый ряд «подводных камней». Во-первых, иностранцы смогут блокировать некоторые стратегически важные решения, которые должны приниматься большинством голосов. «Некоторые решения могут приниматься только 75-процентным количеством голосов, а это означает, что владельцы 49-процентного пакета акций могут фактически парализовать работу общества», – считает директор по общим вопросам ОАО «Туполев» Александр Затучный. Кроме того, не решен вопрос доступа иностранных инвесторов к технической информации. «Возьмем, к примеру, наше предприятие, которое, помимо гражданской тематики, занимается и оборонкой, – говорит г-н Затучный. – Если иностранцы войдут в совет директоров, то они получат доступ ко всей информации. То есть мы должны будем товарищу из Boeing сообщать, что мы делаем с модернизацией нашего боевого крыла, какую ракету мы ставим, на каком предприятии заказываем, какими она обладает характеристиками». Что интересно, с этим мнением солидарны даже украинские коллеги российских авиастроителей. «Иностранцы с удовольствием придут в Россию, вложат небольшие средства в переоборудование заводов и переобучение персонала и вовлекут их в свой производственный процесс, – считает представитель одного из авиапромышленных предприятий Украины. – А г-н Алешин действует на опережение – еще до того, как Россия вступит во Всемирную торговую организацию и откроет свой рынок для иностранных производителей, в том числе самолетов, он готовит предложения, которые «помогут» России полностью утратить уникальную авиационную промышленность».

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, предложение Бориса Алешина логично укладываются в политику российского правительства в отношении авиапрома в последние годы. Во-первых, законодательные ограничения никогда не были существенным тормозом для принятия решений по продаже активов иностранным инвесторам, считает депутат Государственной Думы Александр Лебедев. «К примеру, ульяновский завод «Авиастар» – 25% его акций в прошлом году государство просто подарило иностранному инвестору в обмен на обещание инвестиций, – говорит Александр Лебедев. – Инвестор обещал 250 млн долл. вложить в завод и продавать самолеты Ту-204 в Китай, однако прошло уже два года и ничего этого не произошло. И хотя нашим законодательством такие сделки не предусмотрены, в данном случае закон вообще не принимался во внимание». Кроме того, по мнению г-на Лебедева, нынешнее состояние авиационных предприятий таково, что вряд ли ими всерьез могут заинтересоваться зарубежные инвесторы. Угроза «недружественного поглощения» по его мнению, существует лишь для военных авиазаводов, однако если окончательный развал отрасли и произойдет, то винить в этом в первую очередь следует не EADS и Boeing, а российское правительство. «Ясно, что состояние военных авиационных заводов из-за наличия зарубежных контрактов лучше, чем гражданских, которые фактически являются банкротами, – говорит г-н Лебедев. – Теоретически – есть угроза, что кто-то возьмет и скупит все ликвидные еще активы. Однако и без этой угрозы, если подозревать кого-то из наших иностранных конкурентов, то они уже и так всего добились. И главным, кто им в этом способствовал все последние четыре года, было правительство РФ».

Отдел экономики


Наталья Бендина, 31.03.2004

От Сысой
К Владимир К. (31.03.2004 19:37:26)
Дата 02.04.2004 21:01:34

Материальца бы по теме, а не аналогий ...

Здравствуйте!

>Вот, явление одной природы с обсуждаемой проблемой. Ближайшее будущее российского ВО вполне отчётливо прослеживается и без детальных исследований. Достаточно знать базовые идеи в головах наших правителей и видеть аналогичные результаты воплощения их в жизнь. Уверен, и после детальных исследований выводы откорректируются незначительно.

Да недостаточно аналогий для выводов по ВО. Как вы не понимаете? Для убеждения людей необходимо создавать четкую систему аргументации по фактам и документам. Аналогиями уже в перестройку все наелись и им никто не верит. Необходимы простые и ясные термины, без заумного витания в облаках или всеобъемлющих фраз типа "ядро системы". Но самое худшее - это скатываться в витийство с брызгами слюней, как некоторые доморощенные "советские" патриоты, жирующие в Москве. Так не только никого не убедишь, наоборот только оттолкнешь неадекватностью "рассуждений" ...

Ну что же, если никто ничего ясного сказть не может, то подождем Сергея Герогиевича, может он выложит материалы после конференции и, может быть, несколько соображений-воспоминаний о своей работе в ВО Испании.

С уважением

От Ольга
К Сысой (02.04.2004 21:01:34)
Дата 03.04.2004 01:48:40

Re: Есть ма-а-аленькая надежда на откат


>Да недостаточно аналогий для выводов по ВО.

Некоторые основания для робкого оптимизма дает смена состава правительства. Например, ЕГЭ, кажется, замораживают. Вчера прошли новостные материалы на эту тему.


В кулуарах поговаривают, что та же участь ожидает со временем Болонские инициативы. Конечно, необходимая риторика будет соблюдаться, но якобы реально будут притормаживать (опять же позиция Садовничего и здесь может одержать верх, как в случае с ЕГЭ).


>Ну что же, если никто ничего ясного сказть не может, то подождем Сергея Герогиевича, может он выложит материалы после конференции и, может быть, несколько соображений-воспоминаний о своей работе в ВО Испании.

Может, потому как раз и мало публичных материалов, что ждут, как решит сменившееся начальство.

От Сысой
К Ольга (03.04.2004 01:48:40)
Дата 04.04.2004 20:04:26

Это всё очень хорошо, но вопросы-то остаются ...

Здравствуйте!

>>Да недостаточно аналогий для выводов по ВО.
>
>Некоторые основания для робкого оптимизма дает смена состава правительства. Например, ЕГЭ, кажется, замораживают. Вчера прошли новостные материалы на эту тему.

Я не об оптимизме речь веду. Сам я закоренелый пессимист и не думаю, что правительство хочет чего-либо "хорошего для людей" ... Меня сам вопрос о болонских изменениях интересует. А менять всякую фигню, когда на носу катастрофа ... Понятно, что пиар ...

>В кулуарах поговаривают, что та же участь ожидает со временем Болонские инициативы. Конечно, необходимая риторика будет соблюдаться, но якобы реально будут притормаживать (опять же позиция Садовничего и здесь может одержать верх, как в случае с ЕГЭ).

Так, наверное, все и произойдет, потому как резкие изменение ограничиваются возможностями системы. Как это, например, случилось с образованием шестилеток или введением "семейного" врача вместо участкового ...

>>Ну что же, если никто ничего ясного сказть не может, то подождем Сергея Герогиевича, может он выложит материалы после конференции и, может быть, несколько соображений-воспоминаний о своей работе в ВО Испании.
>
>Может, потому как раз и мало публичных материалов, что ждут, как решит сменившееся начальство.

Нда, а ещё гражданское общество хотят строить ...

С уважением

От Старлей
К Сысой (04.04.2004 20:04:26)
Дата 09.04.2004 01:09:38

Как выглядел наш ответ

Украина тоже ратифицировала Болонскую конвенцию. С неделю назад нам на кафедру (я в милицейском ВУЗе преподаю) спустили распоряжение отписать свои предложения по реализации положений конвенции в родном подразделении. Прочитав текст, я жутко возмутился откровенному хамству программных целей: "реформировать образование для способствования мобильности населения". Файл в кафедральном компьютере со своими предложениями озаглавил "вежливая ругань". Официально же он именовался рапорт и в переводе с украинского выглядел примерно так:
В порядке исполнения совместного приказа Минобразования и МВД №___ от ___ и распоряжения ректората № ___ от ___ о разработке структурными подразделениями предложений по реализации Болонской конвенции было проведено заседание кафедры гражданско-правовых дисциплин от ___. В ходе обсуждения указанного выше международного соглашения и возможностей по его реализации в рамках отдельных структурных подразделений специализированных ВУЗов МВД сформулированы следующие выводы:
1. Профессорско-преподавательский состав кафедры исходит из безусловной приоритетности национальных интересов, культурных особенностей и социальных потребностей украинского народа в сфере образования перед перспективами повышения конкурентоспособности украинцев на европейском рынке труда. Особенно это касается образования юридического, направленного на подготовку правоведа, способного эффективно применять правовые нормы, в том числе нормы международных соглашений и положения внешнеэкономических договоров, в конкретно-исторических условиях национальной системы правового регулирования и форм реализации права, а не в абстрактном общеевропейском правовом пространстве. Спрос на квалифицированных украинских юристов на международном рынке труда является ограниченным и это обусловлено объективными свойствами данного рынка, а не недостатками национальной системы юридического образования.
2. Переход на двухуровневую подготовку специалистов (бакалаврат/магистратура)должен осуществляться с учетом реальной потребности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций в выпускниках, получивших квалификационную степень бакалавра. Современные тенденции спроса на работников юридической сферы указывают на перенасыщение рынка труда низкоквалифицированными специалистами и устойчивую потребность в качественно подготовленных выпускниках ведущих правовых ВУЗов. С учетом изложенного и в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников бакалаврского цикла ВУЗов системы МВД считаем необходимым ориентировать курсантов, обучающихся на младших курсах, в первую очередь на способность к выполнению служебных обязанностей участкового инспектора, инспектора ГАИ, оперативного дежурного и иных должностных лиц, квалификационные характеристики которых не требуют высокого уровня профессионализма. Это потребует пересмотра учебных планов и перенесения значительной части специализированных учебных дисциплин на младшие курсы, а фундаментальных - на старшие. Такое перераспределение не может не сопровождаться определенным снижением эффективности обучения и должно быть компенсировано продлением сроков обучения.
3. Создание единой унифицированной системы оценивания знаний (системы кредитов) является возможным. Вопрос о ее целесообразности должен решаться при наличии более полной информации о критериях и параметрах оценивания знаний студентов в европейских юридических ВУЗах.
4. При всем уважении к европейскому сообществу мы не можем признать "способствование мобильности населения путем устранения препятствий в реализации права на выбор места проживания" целью реформирования ведомственного юридического образования. Если же понимать пожения Болонской конвенции как осознание необходимости в обмене научными и методическими достижениями между европейскими учебными заведениями, то возникает вопрос о степени готовности европейских ВУЗов к реализации рассматриваемого международного соглашения. По состоянию на конец марта 2004 г. ни одного предложения об оказания научной или методической помощи молодому профессорско-преподавательскому составу нашего молодого ВУЗа от европейских юридических учебных заведений не поступало.

Начальство отнеслось к рапорту с сочувствием и даже, вроде, отправило куда-то выше. Но это, естественно, ничего не меняет.