От Scavenger
К Monk
Дата 19.04.2004 19:34:46
Рубрики Россия-СССР; История;

Re: О "белом...

>Александр, меня очень заинтересовало это утверждение. Я, например, считаю, что у белых никакого адекватного действительности проекта не было. Прошу Вас хотя бы в общих чертах описать этот самый «белый проект».
>Сергей.

Сколько угодно. Можно выделить черты этого проекта. Другое дело, что он был "шизофреничный". Вот хотя бы навскидку:

1) Единая и неделимая Россия (никаких автономий и федераций)
2) Мирные отношения с Церковью (в отличии от национализации у большевиков.
3) Учредительное собрание и непредрешенчество (в политических вопросах)
4) "Прогрессивное" рабочее законодательство и разделение общины, продолжение реформы Столыпина.

Больше правда на консенсус, чем на проект смахивает. И главное - сохранение прежних сословных отношений, как в Англии, только с новым уровнем. То есть такой капитализм с феодальными атрибутами на аглицкий манер.

С уважением, Александр

От Monk
К Scavenger (19.04.2004 19:34:46)
Дата 19.04.2004 23:04:31

Re: О "белом проекте"

>Сколько угодно. Можно выделить черты этого проекта. Другое дело, что он был "шизофреничный".

Я это и имел в виду, когда говорил об «адекватности действительности».

>Больше правда на консенсус, чем на проект смахивает.

Это точно. Одно непредрешенчество чего стоит. Правда, и как консенсус программы белых были очень слабы. Зачем, например, крестьянам продолжение реформы Столыпина после проведённой большевиками социализации земли?
Думается, что не очень корректно называть эти идеи «белым проектом». Это создаёт у многих людей неверную иллюзию, что в России в ходе гражданской войны существовала реальная жизнеспособная альтернатива «красному проекту».
С уважением, Сергей.

От Scavenger
К Monk (19.04.2004 23:04:31)
Дата 21.04.2004 16:24:18

Re: Альтернативные проекты.


//Думается, что не очень корректно называть эти идеи «белым проектом». Это создаёт у многих людей неверную иллюзию, что в России в ходе гражданской войны существовала реальная жизнеспособная альтернатива «красному проекту».//

Внутри красного проекта был еще и так называемый «зеленый проект». Кара-Мурза видимо считает, что это «гунн», который не хотел ничего делать, только лентяйствовать и грабить. Но Махно и кронштадтцы не совсем подходят на такую роль. «Советы без коммунистов» - это был сильный лозунг. Речь шла о конкуренции типа идеократической структуры (коммунисты или - ?). Вот что было бы если бы он победил, как бы он трансформировался и т.д. – это интересный вопрос. Но он был побежден в зародыше, чтобы стать ресурсом для Сталина...

С уважением, Александр

От Monk
К Scavenger (21.04.2004 16:24:18)
Дата 21.04.2004 20:48:46

Re: Альтернативные проекты.



>Внутри красного проекта был еще и так называемый «зеленый проект». Кара-Мурза видимо считает, что это «гунн», который не хотел ничего делать, только лентяйствовать и грабить. Но Махно и кронштадтцы не совсем подходят на такую роль.
Дело здесь, наверное, не в том, что зелёные были «гуннами». У Эренбурга в одном из произведений о революционном времени передан любопытный разговор крестьян (может быть, воспроизведу не совсем точно, но смысл передам верно). Разговорились крестьяне в пути в вагоне о власти: помещики были – плохо; хорошо, что мы их прогнали. Пришли большевики, получше помещиков, но тоже стали устанавливать власть, свои порядки. Мы их тоже выкинули. Теперь установили на сельской колокольне пулемёты, никого к себе не пускаем. Вот это настоящая жизнь, без всякой власти. Лучше и представить нельзя.
Для меня этот художественный сюжет – квинтэссенция действий зелёных. «Советы без коммунистов» - это, прежде всего, лозунг против сильной власти, которая железной рукой возрождает государственность в условиях хаоса и анархии. Не могу себе представить, чтобы зелёные «потянули» ответственность государственной власти. Тем более что теоретиками «зелёных» были анархисты.


//«Советы без коммунистов» - это был сильный лозунг. Речь шла о конкуренции типа идеократической структуры (коммунисты или - ?). Вот что было бы если бы он победил, как бы он трансформировался и т.д. – это интересный вопрос. Но он был побежден в зародыше, чтобы стать ресурсом для Сталина...//

Александр, можно ли поподробнее, что конкретно стало ресурсом для Сталина и как он его использовал.
С уважением, Сергей.

От Scavenger
К Monk (21.04.2004 20:48:46)
Дата 23.04.2004 18:40:21

Re: Альтернативные проекты…

Дело здесь, наверное, не в том, что зелёные были «гуннами». Не могу себе представить, чтобы зелёные «потянули» ответственность государственной власти. Тем более что теоретиками «зелёных» были анархисты.//

Да, вы правы. Но проблемы, против которых выступили зеленые пришлось Сталину решать.

//Александр, можно ли поподробнее, что конкретно стало ресурсом для Сталина и как он его использовал.//

Предлагаю вам мой ответ из разряда старых дискуссий о Ленине:

Почему Ленин, хотя и загадка, но деятель положительный скорее, чем отрицательный? Поскольку он широк по натуре, он русский. И в своем атеизме и нигилизме он тоже русский. Как сказал Митя Карамазов: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Ленин строил СССР по идеям социализма, которые в виде общинного коммунизма были имманентны (внутренне присущи) русскому народу. Но при этом социализм Ленина был атеистическим и нигилистическим, он зачастую ломал там, где нужно было строить, создавал хаос. Все это накладывалось на участие еврейских радикалов, которые были одержимы специфическим мессианизмом но без которых революции было не выжить (несколько десятков тысяч евреев добровольно пошли на службу Советскому правительству). Вот почему Ленин вынужден был терпеть Троцкого, которого можно назвать вторым крупным лицом революции. А снизу фанатизм Ленина и Троцкого воспринимали массы народу, у которых были свои счеты. Так крестьяне как субэтнос сводили счеты с казаками, евреи с черносотенцами, интеллигенты с крестьянами и т.д. Гражданская война в которой и существовал Ленин наложила кровавый отпечаток на его деятельность. Будучи по природе хотя и доктринером но человеком не жестоким, он стал палачом, т.к. вынужден был постоянно гасить взрывы социальной и национальной мести в распавшейся стране. В результате Ленин достиг цели – в 1922 году был образован СССР – восстановлено государство. С 1923 по 1924 Ленин уже теряет нить управления страной из-за болезни.
Парадокс русской революции Октября 1917 в том, что все строилось по трем идеям, три течения участвовали в революции:

1) Ленин и интеллигенты-социалисты, которые постепенно переходили к мысли о социализме в одной стране (почему Сталин явился преемником Ленина). Проект Ленина был прост – спасти социалистическую революцию, а для этого надо было спасти Россию, восстановить ее. Он олицетворял компромисс между патриотизмом и интернационализмом.
2) Троцкий и др. еврейские радикалы. Их идеалом было мессианское чаяние царствия «народа Божия» - Израиля. Но черты Израиля ими были перенесены на пролетариат, а с пролетариата на себя, на партию, в которую хлынули еврейские низы. Чувствуя себя Моисеем Троцкий относился к не-европеизированным крестьянам как к мелкобуржуазной стихии, к чему-то темному, архаичному, во всем противостоящему этосу просвещенного еврея-радикала. Поэтому их проект – это мировая революция, перманентная война с миром капитала как вне, так и (после того как революция 1917 победила) внутри страны. А это и означало уничтожение Церкви, крестьянского культурного субэтноса, казаков…Если бы проект Троцкого воплотился полностью в жизнь – погибла бы и Россия и революция.
3) Махно, кронштадцы «зеленые», анархисты… Короче говоря народные массы, которые желали от революции двух вещей: воли (свободы от всякой власти) и Царствия Божия на Земле (крестьянского града Китежа). Им была присуща русская стихийность. Эта масса колебалась между третьим путем (анархизмом) и коммунизмом. В конечном итоге люди такого типа пошли за Лениным и затем, после его смерти, поддержали Сталина. Предельное чаяние воли сменилось в них жаждой вождя, который спасет их от объевропеивания по Троцкому.

В истории России эти три тенденции воплощались по разному в разное время за все годы Советской власти. Период с 1917 по 1920 годы был периодом постоянной борьбы и временного союза всех трех течений. После 1920 года с 1921 начинается борьба «Махно» с красными , а затем победа «Ленина» и «Троцкого» в едином союзе. С 1922 по 1923 год союз «Троцкого» и «Ленина» ослабевает и наконец с 1923 по 1929 год «Троцкий торжествует практическую победу, ослабленную НЭПом как завещанием вождя. Но в недрах этого течения таится «Сталин» или четвертый проект, которому мы и обязаны зрелым СССР. Державный «Сталин» совершает временный союз с «Троцким» ради ускоренного проведения нужной стране коллективизации и индустриализации. Но с 1933 года перед «Сталиным» встает угроза нового «Махно». Перед лицом этой угрозы начинается уничтожение «Троцкого», которое достигает апогея в 1938 г. С 1939 по 1956 год устанавливается народная диктатура «Сталина», который (как проект) подавляет и «Троцкого» (радикализм) и «Махно» (крестьянскую вольницу). После чего «Махно» исчезает совсем, как и его база «доиндустриальный человек» в СССР… Троцкий же перерождается, чтобы вступить в борьбу в новом виде. С 1956 по 1964 год Хрущев и его элита выступает как «подражательный Троцкий». Вновь возобновляются мечты о мировой революции, репрессии против Церкви, только нет уже потребности в подавлении «Махно», поэтому быт крестьянства облегчается. Происходит демобилизация ГУЛАГа, вообще крепостной строй, нужный в войну рушится и страна окончательно урбанизируется. Но «Сталин» не дремлет и с 1964 года вновь возрождается в виде «тоски». Проект Брежнева можно назвать по аналогии не «подражательный Троцкий», а «утраченный Сталин». При нем происходит наращивание могущества, но и становится явным идеологическое бессилие. Проект Сталина был мобилизационным и был нужен СССР перед лицом таких безжалостных врагов как троцкизм и фашизм. «Малый проект» Брежнева был не нужен и ничтожен. Ведь со времен «подражательного Троцкого», а именно с 60-х годов, в недрах СССР росла сила нового антикоммунистического радикализма. Ее можно назвать «Диссидент». Проект «диссидент» включал в себя всех, кто был против СССР по разным причинам (от Сахарова и Солженицына, до некоторых неопатриотов-националистов). Эти люди жаждали падения ненавистного им строя, с которым связывали идейный упадок страны. Их подкармливало ЦРУ, они высылались на Запад, но имели и союзников внутри страны – кучку партноменклатурных воров («Вор») . Тогда же начал создаваться третий могильщик советского строя, которого можно назвать«урбанизированный Махно». Этот «урбанизированный Махно»жаждал новой свободы быта, свободы от оков навязчивого идеологического диктата во имя потребительского рая. «Урбанизированный Махно» был гедонистичен ему нравилось общество потребления. «Диссидент» и «Вор» соблазнили «урбанизированного Махно» на антикоммунистические выступления, забыв сказать, кто получит все, после разрушения СССР. Дальнейшие роли угадать нетрудно.
Этот довольно грубый портрет сложных идейных противоречий в СССР дает понимание того, что не все было так просто, как кажется…

С уважением, Александр